Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
Наталья Сапожникова
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Что такое мнемотехника?
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греч. «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать:
-Зрительную и слуховую память
-Зрительное и слуховое внимание
-Мелкую моторику рук
Мнемотехника строится от простого к сложному:
Мнемодорожки:
Что такое мнемотаблица и как с ней работать?
Мнемотаблицы для детей младшего и среднего возраста.
Мнемотаблица к сказке «Теремок»
Что является опорным в мнемотаблице?
Что можно изображать в мнемотаблице?
Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Этапы работы с мнемотаблицей :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4 этап: Графическое изображение.
Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:
1. Простота и четкость ритма.
2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.
3. Простота и ясность знакомых детям образов.
4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Результат использования мнемотехники у детей:
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Где можно использовать мнемотаблицы?
-Обогащение словарного запаса
-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников» Данная консультация из опыта работы с показом презентации демонстрировалась на районном методическом объединении педагогов ДОУ, которая.
Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.
Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей.
План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников» Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и.
Мой план самообразования на 2015–2016 учебный год «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.
Статья «Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста Год от года растет число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения,.
Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова. Развитие связной речи является.
ТРИЗ — технология как средство развития связной речи детей с ОНР «Чайник в гостях у ребят» План конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: ТРИЗ – технология как средство развития связной речи детей с ОНР «Чайник.
Источник
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Олейник Елена Николаевна
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В статье раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Ключевые слова: развитие речи, мнемотехника, дети, старший дошкольный возраст.
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. Овладение речью составляет важную задачу развития дошкольников. Развитие связной речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения связной речи в детском саду разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, А. М. Дементьевой и др.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи?
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконин – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия [1, с. 35].
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника представляет собой систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры [3, с. 12].
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:
— дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
— изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
— заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
— показать ребенку картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
— разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.
На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.
В мнемотехнике используются:
— мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Виды мнемотаблиц.
— развивающие (тренинг основных психических процессов);
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [1, с. 96].
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детейбыстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблицепроходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Осуществляется перекодировка информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших -самостоятельно.
Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехникибудет эффективной при соблюдении следующих условий:
— выбор произведения для пересказа с помощью мнемотехники осуществляется с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач;
— осуществляется обучение дошкольников умениям прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:
— дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
— изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
— заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
— показать ребенку картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
— разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.
В современном мире дети перенасыщены информацией. В связи с этим обучение должно быть интересным и развивающим. Чтобы процесс становления связной речипроходил проще стоит учитывать следующие факторы:
— использование наглядности. Детальное изучение картинок помогает детям называть предметы, их отличительные признаки и связанные с ним действия;
— создание плана рассказа.
Наглядность и составление плана высказывания является основой обучения детей связной речи.
На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.
Для обучения технологии мнемотехники были отобраны следующие произведения, предусмотренные программой по разделу «Художественная литература». Была составлена план работы по развитию связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехники.
На занятиях мы осуществляли обучение дошкольников следующим умениям, которые необходимые для овладения навыками мнемотехники:
— умение внимательно прослушивать произведение;
— умение понять основное содержание произведения;
— умение запоминать последовательность изложения;
— умение использовать речевые обороты авторского текста;
— умение осмысленно и связно передавать текст.
Рассмотрим, как проходила работа по обучению дошкольников навыкам мнемотехники по рассказу Л. Толстого «Пожарные собаки».
Вначале мы предложили детям прослушать рассказ Льва Толстого «Пожарные собаки».Затем мы была проведена беседа:
-О чем говорится в этом рассказе?
-Почему собак называли пожарными? Что делают пожарные собаки?
— Что произошло однажды? Чем закончился рассказ (дети отвечают)
— Как можно сказать о пожарных собак, какие они? (смешные, ловкие, сильные, находчивые)
— Чем вам понравился этот рассказ?
Перед повторным чтением мы дали установку на пересказ с использованием мнемотаблицы.
В ходе занятия дети отвечали на вопросы, с помощью мнемотаблицы пересказали рассказ, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали картинки к рассказу.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. -М. : Академия, 2009.– 148 с.
2. Бизикова О. А. Развитие связной речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. —Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.- 235 с.
3. Леушина А. М. Значение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников — труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М., 2009.– 168 с.
Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».
Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.
Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.
Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.
Источник