Мнемические приемы способы запоминания перекодирование достраивание ассоциации повторение

Приемы, повышающие результативность запоминания (мнемические приемы)

1. Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.)

2. Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания.

3. Составление плана (совокупность опорных пунктов) заучиваемого материала:

а) разбивка материала на составные части;

б) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

в) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пуектам в единую цепь ассоциаций.

4. Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определения общих признаков.

5. Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.

6. Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации.

7. Аналогии – установления сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий.

8. Мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания.

9. Перекодирование – вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических (слова, предложения, тексты), фонематических и других признаков.

10. Достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест).

11. Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.

12. Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположностей.

13. Повторение – сознательно контролируемые или неконтролируемые процессы циркуляции информации:

а) концентрируемое – прочитывание материала подряд несколько раз;

б) распределенное – повторение через определенные промежутки времени.

Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».

Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается.

Факторы, влияющие на забывание:

— характер информации и степень ее использования;

— интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

— подавление (по З. Фрейду – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснения их в область бессознательного).

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью — кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности

Основными формами воспроизведения:

узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

реминисценция – отсроченное воспроизведение.

Источник

Использование мнемических приемов для развития памяти детей с ЗПР
учебно-методический материал на тему

Использование данного материала позволяет повысить качество обучения в коррекционной школе

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_mnemicheskih_priemov_dlya_razvitiya_pamyati_detey_s_zpr.docx 129.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемических приемов для развития памяти младших школьников с задержкой психического развития.

2.Особенности памяти детей с ЗПР.

3.Понятие о мнемических приемах

4.Мнемические приемы, которые можно использовать в

работе с детьми с ЗПР.

5.Упражнения, основанные на использовании мнемических приемов.

6.Требования к проведению занятий по развитию памяти.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще задержка психического развития выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение. В связи с этим назревает противоречие между необходимостью развития психических познавательных процессов (в частности памяти) у младших школьников с ЗПР и недостаточностью использование способов и методов в процессе обучения. Это и обусловило выбор темы моего проекта.

Цель проектной работы: составить комплекс упражнений на основе приемов мнемотехники для использования в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

-изучить и проанализировать специальную литературу по данной проблеме;

-определить способы быстрого запоминания учебного материала, которые можно использовать в работе с детьми с ЗПР;

-подобрать упражнения на основе мнемических приемов для использования их в работе педагогов школы.

-изучение литературных источников;

-наблюдения за успешностью запоминания информации без применения мнемотехничесих приемов и после их применения;

Практическая значимость: материал данной работы может быть использован педагогами для работы с детьми с ЗПР в целях улучшения памяти и повышения эффективности обучения.

Среди учащихся младших классов имеются дети, которые с самого начала школьного обучения плохо усваивают программный материал по основным предметам и нередко оказываются в числе стойко неуспевающих учеников.

Наиболее распространенной причиной неуспеваемости учащихся начальных классов является так называемая задержка психического развития.

Понятие «задержка психического развития» психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучении.

Причиной задержки психического развития (ЗПР) могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребенка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.

Вследствие нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте. Чаще она обнаруживается в процессе дошкольного обучения и определяется, когда ребенок начинает испытывать специфические трудности в процессе обучения в школе.

У детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Запечатление и сохранение в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и в нужной последовательности – необходимые условия овладения системой знаний, навыками и умениями.

На первых годах обучения ребенка в школе важную роль играет его непроизвольная память.

Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – понижение познавательной активности. Само собой непроизвольно запоминающееся у нормально развивающихся детей не всегда запечатлевается в сознании учащихся с ЗПР. Поэтому необходимо активизировать познавательную деятельность младших школьников данной категории.

С возрастом еще большую роль в процессе обучения начинает играть произвольная память, которая становиться целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации.

Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания.

Эффективность произвольной памяти существенно зависит от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного, что мало удается детям с ЗПР.

Так, при запоминании картинок школьники с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они назвали некоторые из них.

Детям с ЗПР свойственна импульсивность, расторможенность, повышенная активность или, наоборот, вялость, медлительность, заторможенность. Это сохраняется при воспроизведении заученного материала.

Назвав несколько запомнившихся словами картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить побольше.

После дополнительного стимулирования со стороны взрослого, большинство детей этой группы воспроизводит некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они до конца не реализуют возможности своей памяти.

Для детей с ЗПР оказывается непосильным переход от прямых операций к обратным.

Эти дети обнаруживают низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок.

Недостатки произвольной памяти у детей с ЗПР проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности. Они не могут воспроизвести несложные тексты.

Многие из них допускают большое число ошибок в виде перестановке слов текста, заменяя синонимами.

У детей с ЗПР наблюдается некоторое преобладание наглядной памяти над словесной; механического запоминания над словесно — логическим. Среди нарушений кратковременной памяти –быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

У детей с ЗПР не формируется умение самостоятельно применять приемы рационального запоминания. При разработке коррекционных методов обучения детей с ЗПР представляется необходимым учить детей приемам мнемотехники.

Какую же роль в развитии памяти играют мнемические приемы?

Мнемические приемы — основа развития памяти. Использование приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а также способствуют

-развитию основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

-формированию умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

-развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

-развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

-развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

-развитие мелкой моторики рук;

-формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

Обучение ребенка мнемическим приемам включает 2 этапа.

На первом этапе ребенка надо познакомить с приемом; ребенок должен знать, к примеру, что такое разделить материал на части; знать сущность приема и уметь его реализовать.

На втором этапе необходимо научить ребенка использовать тот или иной прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации.

Развивать память — это означает выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации.

По направленности мнемических приемов их можно разделить на три типа:

  • направленные на выделение и фиксирование связей внутри запоминаемого материала (группировка, систематизация, структурирование и т.п.);
  • направленные на выделение и фиксирование внешних связей (ассоциации, аналогии, мнемотехники) ;
  • направленные на выделение и фиксирование внешних-внутренних связей (перекодирование, выделение опорных пунктов).

Внешне направленные приемы наиболее доступны. Поэтому обучение детей с ЗПР мнемическим приемам легче начинать с использования ассоциаций, мнемотехники и т. п. Именно они наиболее доступны младшим школьникам.

В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов, организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение (Познавательные процессы. 1990).

Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями.

Поиск ассоциаций, видимо, наиболее распространенный и доступный способ запоминания, ибо ассоциации -фундаментальная характеристика психической деятельности. Для использования ассоциации в целях улучшения памяти чаще всего особой работы не требуется. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить следующие вопросы.

На что похоже это изображение?

Что напоминает вам этот рисунок?

О чем вы подумали в процессе моего рассказа?

Встречали ли вы раньше нечто похожее? И т. п.

Ассоциации учеников можно обсуждать и создавать совместное (если есть необходимость и возможность) средство запоминания, так сказать, коллективную ассоциацию. По существу, и при поиске ассоциаций, и при обсуждении их учитель организует повторение материала.

Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.

В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил и формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных.

Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы, т. е. в обобщенном и упрощенном виде. Этот прием называют схематизацией. Схематизацию целесообразно использовать при запоминании грамматических правил, теорем, физических и биологических закономерностей и т. д.

Характеризуя процессы схематизации как описание или изображение какого-либо материала в общих чертах, нельзя не отметить, что выделение «в общих чертах» не всегда означает упрощение, это может быть обобщение, т. с. выделение сущностного соотнесения схемы и реальности.

Ритмизация и рифмование.

Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается. Можно привести пример из школьной практики:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Мнемотехника – это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Мнемотехнические приемы также более внешне направленные способы обработки информации. В этом случае основная задача заключается в том, чтобы вспомнить мнемосхему, а характер ее использования заложен в ней самой. Например, изучение порядка расположения цветов в спектре с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По всей вероятности, в учебно-воспитательном процессе должно быть место не только для использования мнемосхем, но и для создания их.

Такого рода задания позволят учителю решать целый узел проблем: через активизацию познавательной деятельности с помощью игры к положительной мотивации учения. В этом случае дети сами активно работают с материалом, поэтому, с одной стороны, улучшается запоминание, а с другой, это безусловный шаг к развитию всех познавательных, способностей.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная ин формация.

Использование мнемотаблиц обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

  • развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
  • развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
  • значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков;
  • развивается умение перекодировать информацию, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Опорным в таблице является изображения главных героев, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.д. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Алгоритм работы с таблицей.

В работе с таблицами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Приведу пример из практики.

Детям 2 класса (VII вид) было дано следующее задание: дома подготовить пересказ русской народной сказки «Заяц и лиса». Из 8 человек смогли пересказать сказку 2 человека.

На следующем уроке дети (вместе с учителем) составили мнемотаблицу по этой сказке (см. рис.1) и было дано новое здание: дома подготовит пересказ, используя мнемотаблицу. На следующем уроке смогли пересказать сказку 6 из 8-ми учащихся, что доказывает эффективность данного приема при работе

Упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми с ЗПР, имеющими низкий уровень развития памяти.

Задание 1. Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов.Занятие проводится индивидуально, в два этапа.На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.
Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок».
Примерный перечень слов:
Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.
На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков.
Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.
Задание 2 . «Мысленные образы и эмоции».
Занятие проводится в небольшой группе детей.
Инструкция: «Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой фразы закрывайте глаза и представляйте себе соответствующую картинку».
Фразы:
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом
Муха в вашем супе
Овсяное печенье в коробке в форме ромба
Молния в темноте
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке
Капли, сверкающие на солнце
Крик ужаса в ночи
Друг, ворующий вашу любимую игрушку.
После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы. На последующих занятиях можно предъявлять фразы в зрительной модальности (на специальных карточках).

Задание 3 . Поэтапная работа ребенка с образцами:
— сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец,
затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 с. (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
Эти упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности как конструирование, рисование, лепка, аппликация. Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти,
Задание 4. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка».
Цель: 1. Познакомить детей с приемами «группировка».
2. Показать преимущество запоминания с использованием этого приема.
Занятия проводятся в группе.Учитель читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать.
В Л О Ш Э Р И К
После этого он рассказывает о мнемическом приеме «группировка», т. е. объединение букв в группы, удобные для чтения (ВЛОШ — ЭРИК).
Задание 5.
Детям рекомендуется запомнить ряд гласных букв: А У И О Е Е.
Затем детям рассказывается о мнемическом приеме: разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы (АУИ-ОЕЕ).
Задание 6 .
Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, предлагается мысленно добавить к каждой букве гласную, например У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные.
Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.
Задание 7.
Цель: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.
Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба и рассказывают о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег — зима; ель — лес и пр.
После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом.
Для закрепления усвоенного приема можно предложить ребенку разнообразные слова и картинки для запоминания.
Задание 8 . Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации».
1 этап: Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Учитель зачитывает эти пары слов: лес — гриб; зима — снег; кот — ведро; река — рыба; облако — лев; ворона —краска;гнездо—птица.
2 этап: Детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и подумать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуждают между собой и составляют ассоциативные ряды.
3 этап: Ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван — тигр, девочка — брат, небо — земля, глаз — муха, озеро — верблюд, ковер — цветок, цыпленок — стол.
Затем учитель зачитывает первое слово, а дети дополняют второе слово. После окончания задания дети обсуждают свои результаты.
Задание 9. Развитие памяти на основе мнемического приема «классификация».
Учитель читает ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу.
Этот же способ запоминания можно предложить детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.

Аналогичные задания могут использовать родители, занимаясь с ребенком дома.

Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах.Опыт работы показывает высокую эффективность коррекционных занятий по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития.

Важно помнить, что в процессе занятий необходимо учитывать не только уровневые и специфические характеристики памяти ребенка, а также уровень сформированности его мыслительных операций. Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Взрослым должны быть созданы специальные условия:

1. Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.

Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.

Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:

• Не начинать занятия в плохом настроении.
• Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.
• Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.

В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.

Многочисленные ошибки могут быть, если:

• Ребенок устал;
• Ребенку неинтересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;
• Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

На процессы памяти очень влияет мотивация. Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно. Если ребенок занимается, чтобы доставить удовольствие взрослому (кстати, нельзя забывать хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

Память представляет собой процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное воспроизведение. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание, какого- либо материала.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития от школьной программы.

Коррекционные занятия по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития имеют высокую эффективность. И на этих занятиях, и на уроках детей необходимо учить мнемическим приемам запоминания. Овладение детьми этими приемами развивает их память, способствует повышению успеваемости и повышает учебную мотивацию.

В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов, организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение (Познавательные процессы. 1990).

1. Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

2. Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению поставленной задачи.

3. Необходимо направлять педагогическую работу с данной категорией на общее социальное благополучие.

4. При организации коррекционно-развивающей работы, необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.

5. Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

6. Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30 уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

7. Чем богаче опыт, знания детей, запечатлёнными ими непроизвольно, тем больше возможности возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной памяти в своей практической умственной деятельности.

8. Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

9. Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.

10. В психологии известен так называемый “Эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале занятия и в конце. При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

11. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

12. Педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

— слабость их мыслительной деятельности;

— пониженная познавательная активность;

— недостаточность произвольной саморегуляции.

13. Для преодоления трудностей в формировании произвольного запоминания, со стороны произвольной регуляции могут быть использованы следующие приёмы:

— организация деятельности ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.

— запоминание инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

— включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом.

— включение ребёнка в совместные со взрослым действия.

— “потеря” предотвращается повтором инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка

Источник

Читайте также:  Глицериновые свечи после кесарева способ применения
Оцените статью
Разные способы