- Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами
- Разрешение международных споров
- Содержание статьи
- Понятие международного спора
- Правовые средства решения споров
- Рассмотрение споров в международных организациях
- Виды международных споров
- Мирное урегулирование международных споров
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами
В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.
Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей МП.
Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.
Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.
Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.
В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.
Есть три группы мирных средств разрешения международных споров:
I. дипломатические– стороны сами участвуют в разрешении споров:
1. непосредственные переговоры. Разновидностью переговоров являются консультации. Консультации бывают двух видов: периодические и по мере необходимости.
2. добрые услуги. Когда в разрешении спора участвует третья сторона. Третье государства или международная организация сама не участвует в разрешении спора, а помогает налаживать контакты.
3. посредничество (или медиация). Государство или МО вступает в разрешение спора с одной из сторон и непосредственно участвует в определнии условий разрешения спора.
4. следственная комиссия. В спорах, происходящих единственно из различной оценки фактов сторонами может создаваться следственная комиссия. В этом случае создаётся специальный орган представителей государств, которые расследуют события, производят процессуальные действия и готовят доклад по итогам своей работы. Стороны не связаны выводами этого доклада.
5. согласительная комиссия. Она рассматривает не только вопросы факта, но и вопросы права. Комиссия может предлагать свои варианты разрешения спора. Стороны не связаны выводами комиссии.
II. Юридические средства. В этом случае спор решается третьими лицами, решение которых обязательно.
Разновидности: 1. Арбитраж: а) институционный арбитраж – это постоянно действующий арбитраж, он существует в виде либо самостоятельного органа, либо как орган при международной организации.
б) арбитраж ad hoce – разовый, он создаётся сторонами путём заключения специального арбитражного соглашения. Стороны определяют в нём количество арбитров (оно д.б. нечётное), процедуру и определяют спор.
МП регулирует вопросы признания и исполнения иностранных арбитражных решений. Для обращения во внутригосударственные третейские суды необхоимо составлять либо специальное арбитражное соглашение, либо записывать в контракт арбитражную оговорку.
2. Международные суды – это постоянно действующие международные органы или организации. МО, которые существуют независимо от сторон, их компетенция заранее определена, и сторонам необходимо лишь обратиться в международный суд. решения судов являются юридически обязательными. Но не являются судебными прецедентами.
Как правило, избирается государствами-участниками договора о создании такого суда, но судьи действуют не как представители своего государства, но в личном качестве. Суды, помимо учредительных документов, руководствуются ещё и своими актами (к.п., регламентами). Суды бывают разные: существуют суды, которые рассматривают споры только между государствами.
Суды, которые рассматривают споры между государствами и физическими лицами. Например, Европейский суд по правам человека.
3. Суды, которые рассматривают споры государств между собой и споры с участием физических и юридических лиц. Например, суд Евросоюза. Есть международыные уголовные суды.
Юрисдикция судов бывает обязательная и факультативная. Обязательная – это когда для рассмотрения спора необходимо согласие обеих спорящих сторон, факультативное – когда угодно. Решения судов не является прецедентами, хотя и юридически обязательны.
III. Разрешение споров в международных организациях. Речь идёт о неспециализированных органах МО. В организациях есть органы общей компетенции, которые по уставу имеют право рассматривать споры. Их компетенция и порядок рассмотрения споров определены в международных договорах.
Источник
Разрешение международных споров
Содержание статьи
В современном законодательстве нет четкого определения международного спора. Исходя из позиции Международного суда ООН, можно говорить, что международный спор − это комплекс взаимных притязаний стран и их представителей по вопросам права или свершившихся фактов.
Понятие международного спора
В основе конфликтов между странами лежат территориальные, географические, социальные претензии.
Организация Объединенных Наций делит разногласия на 2 категории:
- Споры – это взаимные претензии стран по одному предмету.
- Ситуации – это разногласия между государствами без предъявления претензий.
Схожим признаком является столкновение интересов сторон.
Обратите внимание! В зависимости от вида разногласия определяется степень участия сторон в голосованиях по вопросам, связанным с разрешением конфликта. В ситуациях стороны имеют право голоса, в спорах – нет.
Правовые средства решения споров
Юридический способ разрешения международного спора − это обращение сторон в арбитраж (международный третейский суд).
Существует 2 вида международного арбитража: институционный и ad hoc.
Международные третейские суды, действующие на постоянной основе, относятся к институционным. Судебный орган состоит из арбитров, которых выбирают страны-участницы, и суперарбитра, который избирается ими же или может быть назначен независимой третьей стороной, которая не принимает участия в споре.
К Ad hoc относятся третейские суды, созданные для разбора определенного спора. Стороны заключают между собой соглашение, в котором прописывают: кто будет арбитрами при разрешении их конфликта, где будет происходить разбирательство, на каком языке
Решение арбитража основано на законодательной базе и обязательно для сторон.
Рассмотрение споров в международных организациях
Еще одним средством разрешения международного спора является судебная процедура в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются созданные для привлечения к международной уголовной ответственности физических лиц за совершения преступлений против человечества.
К наиболее известным международным судам относятся:
Рассматривает только споры между странами, состоит из пятнадцати судей, представляющих правовые системы мира.
- Постоянная палата третейского суда в Гааге.
В юрисдикцию входят как иски государств, так и частных компаний. Арбитры избираются странами участниками спора. Членами суда являются более 100 государств. Слушания проходят за закрытыми дверями, по желанию сторон решения могут не придавать огласке.
- Международный трибунал по морскому праву.
Рассматривает дела государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя от стран-членов.
- Европейский суд по правам человека.
Данный судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года после ратификации Европейской конвенции по правам человека россияне также могут туда обращаться.
Виды международных споров
Существует несколько классификаций международных споров. По видам субъектов:
- между государствами;
- между частными компаниями.
По количеству субъектов:
По степени опасности для мира конфликты бывают угрожающие мировой безопасности или нет. По географии распространения — мировые, региональные и локальные.
Одной из основных классификаций является деление споров, закрепленное в уставе ООН. В соответствии с данным документом международные споры бывают правовые и политические.
Обратите внимание! К юридическим относятся споры о размере возмещения, которое причитается за нарушение международного обязательства, о толковании соглашения между субъектами международных правоотношений и так далее.
Мирное урегулирование международных споров
Мирное разрешение спора − это один из основных принципов международного права, основанный на добросовестности, обязанности сотрудничества и отказе в применении силы.
В соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных столкновений есть пять способов разрешения международных споров:
Процедура состоит из 5 этапов: выступление с инициативой о проведении, достижение договоренности об обстоятельствах переговоров (месте проведения, количестве участников, датах, времени), выработка процедуры ведения, непосредственно сами переговоры и принятие акта по итогам.
Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними;
Имеют своей целью установление контактов со сторонами конфликта. По просьбе сторон или по собственной инициативе третья сторона, не имеющая интересов в споре, предлагает свои услуги. Согласие или отказ от доброй услуги не является недружественным актом;
Добрые услуги часто переходят в посредничество. Между собой они отличаются объемом прав у посредника и целями его деятельности. Субъекты международного конфликта пытаются разрешить конфликт при непосредственном участии посредника и на основании его рекомендаций по существу спора. Для этого они приглашают посредника по собственной воле. Основная задача посредничества найти компромисс между конфликтующими сторонами. Но, посредник − это не судья и, поэтому окончательное решение принимают участники спора;
При возникновении разногласий в оценке обстоятельств, которые привели к спору, создается комиссия. Она проводит собственное расследование. Процедура включает в себя: опрос свидетелей, изучение документов, посещение определенных мест (например, при расследовании причин авиакатастроф). По итогам работы комиссия составляет доклад, который носит рекомендательный характер.
В 1995 году ООН приняли правила примирительной процедуры между государствами. Способ заключается в выяснении обстоятельств дела и принятии конкретных рекомендаций для сторон-участников конфликта.
Если у вас возникли вопросы к юристу-международнику, задайте их по телефону или через онлайн-чат.
Источник
Принцип разрешения международных споров мирными средствами
Запрет на применение силы в международных отношениях обусловил появление в ХХ веке другого принципа международного публичного права — принципа разрешения международных споров мирными средствами. С учетом незаконности насильственных методов осуществления внешней политики у государств просто нет альтернативы мирным средствам урегулирования возникающих между ними разногласий. Поэтому современное международное право содержит целый перечень мер и механизмов, направленных на преодоление конфликтных ситуаций.
Впервые как международно-правовая норма рассматриваемый принцип был сформулирован на Гаагской конференции мира 1907 года. В принятой конференцией Конвенции о мирном разрешении международных столкновений государствам предлагалось “прежде, чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству”. Аналогичное положение содержал Статут Лиги Наций, который обязывал государства воздерживаться от войны до разрешения спора третейским разбирательством, судом или Советом. Наконец, в пакте Бриана-Келлога 1928 года мирные средства разрешения международных споров объявлялись единственно законным способом урегулирования межгосударственных конфликтов. Статья 2 пакта гласила: “Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами”. Таким образом, пакт Бриана-Келлога стал первым документом, в котором мирные средства провозглашались не просто приоритетным, а единственно законным путем разрешения международных споров.
В настоящее время нормативное содержание данного принципа полнее всего раскрыто в Уставе ООН, Декларации 1970 года, Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года, Итоговом документе совещания стран ОБСЕ в Валетте “Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров” 1991 года, Пакте Лиги арабских государств, Хартии Организации африканского единства и в ряде других универсальных и региональных документов.
Согласно пункту 3 статьи 2 Устава ООН, “Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Кроме того, Устав содержит перечень таких мирных средств (статьи 33-38). К ним относятся:
-обращение в ООН и региональные организации.
Данный перечень не является исчерпывающим, и на практике государства прибегают также к таким средствам, как консультации, добрые услуги, создание органов ad hoc и т.д. Очень часто в последнее время роль независимой третьей стороны играет сама ООН, выполняя функции посредничества, добрых услуг, выработки планов мирного урегулирования. В целом право выбора того или иного средства разрешения спора принадлежит самим заинтересованным сторонам — его участникам. Более подробно о каждом из мирных средств разрешения международных споров — в главе 13.
Ни в одном действующем международном документе нет точного определения понятия “международный спор”, под которым следует понимать любое разногласие между двумя и более государствами по конкретному вопросу. Следует обратить внимание на то, что статус международного могут иметь лишь такие споры, в которых сторонами являются государства как таковые в лице своих уполномоченных органов и должностных лиц. С этой точки зрения, нельзя считать международным спором конфликт жителей приграничных районов двух государств, задержание частного рыболовного судна иностранного государства, занимающегося браконьерством на территории другой страны и т.д. Устав ООН упоминает о спорах и ситуациях, которые, по-видимому, следует рассматривать как схожие понятия. Разница между спором и ситуацией может заключаться в том, что спор является уже оформленным разногласием между государствами, а ситуация лишь создает предпосылки для спора. Вместе с тем, принцип мирного разрешения международных споров в равной степени применим как к собственно спорам, так и к ситуациям. Квалификация того или иного события в качестве спора или ситуации входит в компетенцию Совета Безопасности ООН.
Главное нормативное содержание рассматриваемого принципа заключается в обязанности спорящих государств разрешить возникший спор (ситуацию) исключительно мирными средствами и воздерживаться от применения силы или угрозы силой. При этом характер спора, его предмет и объект не влияют на данную обязанность. Мирные средства разрешения международного спора в принципе не могут быть исчерпаны: в случае неудачной попытки решить спор его участники должны прибегнуть к другим мирным механизмам. Другая обязанность сторон спора — воздерживаться от каких-либо односторонних действий, которые могли бы ухудшить сложившуюся ситуацию или иным образом осложнить процедуру разрешения спора. Безусловным нарушением принципа мирного разрешения международных споров являются попытки навязать другой стороне ту или иную процедуру урегулирования, а также нарушение в ходе примирения принципа суверенного равенства участников спора. В качестве обязанности спорящих государств следует также указать разрешение спора в максимально короткий срок (об этом, в частности, говорится в Заключительном акте СБСЕ 1975 года). Наконец, государства, достигшие согласия относительно выбора способа мирного разрешения спора, обязаны добросовестно выполнять итоговое решение. Односторонний отказ от выполнения такого решения следует рассматривать как фактическое уклонение от процедуры мирного урегулирования спора.
Вместе с тем, Устав ООН допускает возможность отступления от принципа добровольности сторон спора в выборе того или иного мирного средства его разрешения. Если спор квалифицирован Советом Безопасности как угрожающий международному миру и безопасности, Совет вправе рекомендовать сторонам конкретную процедуру урегулирования. Невыполнение соответствующей резолюции может грозить стороне спора применением принудительных санкций — как политического, так и военного характера.
Значение принципа разрешения международных споров мирными средствами заключается в том, что в условиях непрерывных противоречий и конфликтов интересов государств он обеспечивает поддержание международного мира и безопасности. Нарушение императивного требования прибегать исключительно к мирным способам решения международных конфликтов должно рассматриваться как одно из грубейших правонарушений, посягающих на интересы мирового сообщества в целом.
Источник