Понятие системы, элемента, структуры, функции.
Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие «система». С этим понятием могут быть связаны представления о мире в целом (в оговоренном, разумеется, значении этого термина), формы движения материи, структурные уровни организации материи и так далее.
Но что представляет собой система? В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова «элемент».
Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрений. Если взять, к примеру, человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами; ими оказываются нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.п. (по отношению к системе «организм» точнее будет назвать их подсистемами).
Наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п.
Функция — это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.
Источник
Система, структура, элемент
Дополнением и развитием категорий целого и части являются категории система, структура, элемент. Понятие системы в древнегреческой философии определялось как упорядоченность и целостность бытия. В современном понимании система определяется как органическое множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях, образующих определенную целостность.
Элемент — категория, в которой мыслится далее неделимая частица вещи. Так, вещество состоит из атомов, и атомы являются элементами вещества. Но мы знаем, что атом делим. Почему же мы не считаем элементами вещества элементарные частицы? Потому что элементарные частицы являются элементами разнообразных полей, но не веществ.
Структура — строение и внутренняя организация системы, единство устойчивых взаимосвязей между элементами. Понятия системы и элемента близки к категориям части и целого. Однако это не тождественные понятия. Так, часть делима, элемент — есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Система также может быть сопоставлена с целым и так же, как целое, характеризуется связью частей, их упорядоченностью и организованностью.
Однако при исследовании целого на первый план выходит задача установления его специфики, качественной определенности. Системный подход ориентирован на установление общих принципов и законов поведения систем независимо от их качественного своеобразия. Вот почему понятие системы имеет чрезвычайно широкую область применения. Тем не менее системное рассмотрение любого объекта не всегда продуктивно. Не нуждается в системном рассмотрении какой-либо бытовой прибор (ложка или чайник, ученическая тетрадь и т. п.).
Иногда встречаются «исследования», в которых просто используется терминология теории систем, но ничего принципиально нового, содержательного в понимание природы описываемого объекта такие псевдоученые не вносят. В современной науке используются два пути системного подхода: во- первых, определенная формализация понятия систем и выявление их общих признаков, описываемых на языке науки. Во-вторых, использование типологического анализа конкретных систем.
Особенности систем
Важнейшие общие особенности систем позволяют сформулировать целый ряд принципов системного подхода. Это, во-первых, принцип целостности. Ведь любая система состоит из множества элементов, но несводима к их сумме. Во-вторых, иерархичность строения системы: каждый элемент системы имеет сложную структуру и может быть рассмотрен как относительно самостоятельная систем» В то же время исследуемая система включена в состав более сложной системы в качестве одного из ее элементов. В-третьих, элементы множества, образующие систему, находятся между собой в определенных отношениях.
Среди них важнейшие — системообразующие, обеспечивающие системе свойство целостности. Исследование системы прел полагает использование структурного и функционального подходом Структурный подход позволяет исследовать систему с точки зрения ее строения и формы. Функциональный — со стороны взаимодействия с другими системами, ее поведения. Взаимодействие систем может быть каузальным, строго определенным и статистическим, т. е. вероятностным. Поведение системы в среде может быть активным и реактивным. Активное поведение системы может быть охарактеризовано с точки зрения целей.
Типы систем
Типологический анализ систем обогащает наше представление о конкретных типах систем. Наряду с общими признаками систем в целом конкретные типы систем имеют свойственные только им типологические признаки. Так, исследование знаковых систем осуществляется особой областью научного знания — семиотикой, которая существенно обогащает наше представление о языке вообще,
В сходстве и различии разнообразных языков культуры. Кибернетика изучает поведение управляющих систем, что позволяет строить рационально обоснованные системы управления. Теория игр существенно расширяет наше представление о конфликтующих системах, а синергетика устанавливает закономерности поведения сверхсложных систем. Таким образом, категории система, структура, элемент выполняют илжную методологическую функцию, обогащая науку и философию.
Источник
Понятие системы
Идея системности формировалась постепенно. Философское ее осмысление предшествовало специально-научным исследованиям. Весомый вклад в ее развитие внесла немецкая идеалистическая философия.
Понятие системы применялось в ней главным образом к познанию. Кант разъяснял: наука — не агрегат, а система, в которой целое — четкая взаимосвязь соответствующих знаний — важнее частей. Задачи всеохватывающей систематизации человеческих знаний возлагались на философскую мысль.
Но в изучении природы и общества до середины XIX века преобладали идеи механицизма и элементаризма. Процесс познания целого мыслился как простое суммирование знаний о частях. Естественным и единственно возможным направлением исследования считалось движение от частей к целому. Это относилось к естествознанию, прежде всего к его базовому разделу — классической механике, но распространялось и на познание общества. Вопрос о возможности другой направленности мысли просто не возникал.
В науке идеи системности заявили о себе в середине XIX века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Пионерами нового подхода выступили К. Маркс и Ч. Дарвин.
Диалектический принцип системности особенно успешно был реализован в «Капитале» Маркса. В этом труде общество было представлено как «социальный организм» со своей структурой (общественно-экономическая формация). Такой подход позволил получить знания об устройстве и факторах, механизмах и законах развития социальной целостности. Утвердившемуся ранее «ходу» исследований (от частей к целому) Маркс противопоставил иной, исходным тезисом которого было: нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом.
Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению индивидов, но как к организованной, упорядоченной системе. В рамках этой системы формируется человек, его потребности и способности, цели и задачи его деятельности. При таком подходе обнаруживается, делается доступным изучению широкий и сложный круг общественных, исторических связей, в которые включен человек. Тем самым становится более насыщенным, «многомерным» и понимание самого индивида.
Учению Маркса об обществе близка по исследовательским приемам эволюционная теория Дарвина, также опирающаяся на идеи системности. Обе эти теории дали мощный толчок развитию системного подхода, распространению его на все новые области познания и практики. Постепенно стало нарастать сознание того, что практически в любой сфере человеческой деятельности люди имеют дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами. Утверждение системных представлений сделало привычным ход исследований от целого к частям. В связи с этим возникла задача разработки и обоснования методов мысленного расчленения сложных объектов в процессе их исследования.
Прежде всего требовалось уяснить самые общие философские позиции. Философско-методологические принципы исследования сложных развивающихся объектов сформулировал, опираясь на Гегеля, Маркс. В XX веке по мере все более широкого применения идей системного подхода разрабатываются более конкретные концепции системности (тектология А. А. Богданова — 20-е годы, общая теория систем Л. Берталанфи — 50-е годы, системотехника — 60-е годы и т. д.). Углубленно изучаются также принципы системного подхода и методы системного исследования. И все же основой все более конкретной разработки методологии системного исследования остается диалектико-материалистическая концепция системности. На философском уровне осмысливаются прежде всего основные понятия (категории) системного исследования: система, элемент, структура.
Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.
Уже это краткое определение показывает, что понятие системы предполагает такие понятия, как элемент и структура. Элемент — неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов.
Источник
Структура – относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы
Ключевые понятия: система, элемент, структура, посистема, системный эффект
Современная наука уже не мыслима без основных идей и понятий теории систем. Это относится и теории социальной педагогики и социальной работы. Прежде всего, рассмотрим основные понятия теории систем, которая является теоретическим фундаментом системного подхода. Теория систем исходит из представлений, что любое сложное явление можно рассматривать как систему.
Системаесть множество связанных между собой элементов.
Элемент – неразложимый далее (при данном способе рассмотрения) компонент сложных объектов, явлений, процессов.
Целостностьсистемы – это её относительная независимость от среды и других аналогичных систем.
Системный эффект (эмерджентность) – несводимость (степень несводимости системы к свойствам элементов системы.
Подсистема – система более низкого порядка. Подсистема включена в систему, является её неотъемлемой частью и обладает относительной самостоятельностью.
Понятие система употребляется как в теоретической области, так и в обыденной речи (система отопления, система электро- и водоснабжения).
Этимологически слово “система” есть греческий эквивалент латинского “композиция. Следовательно, понятие “система” предполагает одновременное наличие нескольких компонент, частей, подсистем. В отличие от множества система не является простым набором независимых элементов. Термин «система» предполагает взаимодействие составляющих элементов, причем система как целое обладает свойствами, отсутствующими у её элементов (системный эффект или эмерджентность).
Однако не всегда просто различить систему от простого множества ( например камни разбросанные по пустыне и сад камней в японском храме Рёандзи).
Дать краткое описание сада и его фотографиии.
Учитывая трудности четкого разграничения понятий множества и системы, А.А. Малиновский предлагает не требовать, чтобы система по своим проявлениям обязательно отличалась от простой суммы составляющих её элементов.
Приведем ещё два определения системы, поясняющие суть этого понятия.
Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении. [2[
Система – обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия.[3[ В работе Дж. Клира [4[ приводится следующее определение, предложенное Б. Гейнсом:
«Системой является все, что мы хотим рассматривать как систему.»
Таким образом, понятию «система» отводится самое верхнее место в иерархии понятий.
В работах Р. Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функциейпонимается роль, назначение, «миссия», системы.
Ключевую роль в системном анализе играет понятие «структура», которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы.
Структуры часто носят иерархическийхарактер, то есть состоят из упорядоченных уровней. Подмножества элементов, находящихся на более низком уровне могут рассматриваться как подсистемы, состоящие в свою очередь из подсистем более низкого уровня. (См. нисходящий и восходящий системный анализ).
Рассмотрение любого объекта, процесса или явления подразумевает возможность теоретического анализа как структуры, так и функций этих феноменов. Для этого используются два приема: восходящий системный анализ подразумевает поиск системы более высокого порядка, которая задает внешние условия для функционирования рассматриваемого феномена, как более мелкой структурной единицы, то есть подсистемы.
Например, объектом теоретического рассмотрения является некая неформальная группа людей, между которыми существует определенные установившиеся иерархические отношения (в криминальной группировке – главарь, приближенные, недовольные, подавленные). Рассмотрение криминальных группировок в регионе и системы взаимоотношений между ними дает нам более широкий спектр или систему более высокого порядка.
Таким образом, рассмотрение изучаемого объекта как части более сложных явлений (систем) называется восходящим системным анализом. Восходящий анализ позволяет исследователю составить более точное представление о системе воздействующих, (управляющих) факторов, которые задают рассматриваемой системе условия для её функционирования, необходимые для достижения целей, стоящих перед этой системой. Ещё пример восходящего системного анализа: класс, как система, является составной частью (подсистемой) школы; школа, в свою очередь является подсистемой городской системы образования и т.д.
Другим аналитическим приемом системного анализа является нисходящий системный анализ, когда в рассматриваемом объекте выделяются существенные элементы и наиболее значимые из них рассматриваются более подробно, то есть в свою очередь раскрываются как системы. Цель такого приема – получить более обширное и глубокое представление о составных элементах рассматриваемого объекта (системы). Развитое системное мышление предполагает способность аналитика-исследователя свободно переходить от нисходящего анализа к восходящему и обратно для любой системы и любого составляющего её элемента. Такое мышление дает возможность улавливать не только явные отношения между элементами, но и почувствовать таинственную целостность системы, будь то живой организм, сложный промышленный объект или социальная система. В гуманитарном знании вместо понятия системность используется его близкий аналог – целостность. Глубокое знание объекта изучения (социального явления, культуры какого-то народа, личности и т.п.) позволяет исследователю ощущать, чувствовать, осознавать его как нечто самостоятельное, цельное, развивающееся по своим внутренним законам, т. е. как систему.
Под поведением (функционированием)системы будем понимать её действие во времени. Изменение структуры во времени можно рассматривать как эволюцию системы (например, изменение студенческой группы на протяжении всего срока обучения).
Цель системы – предпочтительное для неё состояние.
Целенаправленное поведение – стремление достичь цели.
Обратная связь –воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет – отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы. Понятие об обратной связи пришло из кибернетики. Начальные идеи кибернетики разработаны группой ученых, возглавляемых американским ученым Норбертом Винером, который считается отцом кибернетики. Своё учение о роли обратной связи в функционировании живого организма одновременно с Винером разработал отечественный ученый А.П. Анохин. Его теория функциональных систем являетсямощной методологической базой и для современных исследований.
Ю.М. Плотинский рассматривает системный анализ как методологию не столько решения, сколько постановки проблем и выделяет 11 этапов системного анализа конкретных проблем [1,15[:
1. Формулировка основных целей и задач исследования.
2. Определение внешней границ системы, отделение её от внешней среды.
3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).
4. Выявление сути целостности системы.
5. Анализ взаимосвязей элементов системы.
6. Построение структуры системы.
7. Установление функций системы и её подсистем.
8. Согласование целей системы и её подсистем.
9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
Источник