- Мифология, как способ понимания мира.
- Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы
- Дедал и Икар: как важно быть умеренным
- Сюжет мифа:
- В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал. Тогда умелец соорудил из перьев, скрепленных воском, большие крылья, которые можно было надеть на руки и полететь.
- Как объяснялся:
- Медея: берегись мести брошенной женщины
- Сюжет мифа:
- Как объяснялся:
- Греки не испытывали к Медее сочувствия: чувства обманутой и страдающей от ревности женщины не трогали их, а, скорее, пугали, поскольку воспринимались как иррациональная, неуправляемая и разрушительная сила.
- Троянская война: главный миф о войне
- Сюжет мифа:
- Как объяснялся:
- Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).
- Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.
- Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.
- Беллерофонт и Химера: покорение природы
- Сюжет мифа:
- Как объяснялся:
- Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.
- Минотавр
- Сюжет мифа:
- Как объяснялся:
- Убийство Минотавра афинянином Тесеем в этом случае указывает на освобождение Афин от колониальной зависимости.
- Юношей и девушек селят в царском дворце, огромном и со множеством ходов, в которых легко потеряться, как в Лабиринте. Там их тренируют для «танцев с быком». Это любимое развлечение критян: группа атлетов перепрыгивает через быка, а разъяренное животное пытается насадить прыгунов на рога.
- «Амур — Финист и Марьюшка — Психея»
Мифология, как способ понимания мира.
Раздел I. История философии
Лекция № 2. Тема: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
Мифология, как способ понимания мира.
Основные принципы философского мышления Древней Индии.
Характерные черты философии Древнего Китая.
1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 2010.
2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М., 2011.
3. Елизаренкова Т.Я. Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры //Ригведа. Мандалы I — IV. — М., 2009.
4. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. — М., 2010.
5. Лукьянов Л.Е. Cтановление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).- М., 2012.
Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объяснения реальности.
Базовые элементы мифологической системы понимания мира:
1. Концепция строения Вселенной. В мифологическом мировосприятии Вселенная (космос) воспринималась как одушевленная. Мифы не только объясняли явления природы, но и обладали предсказательной силой. Было типично разделение мира на земной, подземный и надземный. Земной мир населяют люди, подземный – души, надземный боги. Попасть из одного мира в другой сложно, но можно.
2. Пантеон. Природные и социальные явления олицетворялись в виде божеств, на которых люди могли частично повлиять мольбами и жертвами (Бог Войны, Бог Моря).
3. Мифы, как рассказы о событиях, которые определили запреты, природные и общественные закономерности. Мифы связывали человека с его предками, с космическими силами и богами. Содержание мифов воспринималось людьми как реальность, даже как высшая реальность. Большую роль, по-видимому, в практике мифологического познания играло мистическое единение с богами.
Основные темы мифов: (Среди них центральное место занимает группа мифов о происхождении мира, богов и людей).
О возникновении космоса – космогонические,
О возникновении богов – теогонические,
О происхождении людей – антропогонические,
О возникновении солнца, луны и звезд – солярные, лунарные, астральные,
О грядущей гибели мира – эсхатологические.
На первом этапе развития культуры мифология включала всё накопленное знание. Например, ещё в рамках мифологии знали, что в году 365 дней. В мифах в зародышевом виде содержались все явления духовной жизни развившееся позднее в самостоятельные формы – искусство, религия, мораль, философия и т.д.
Миф – это способ накопления информации о мире, обладающий своими особенностями. Назовем основные способы накопления информации о мире, согласно мифологической мировоззренческой парадигме.
Это: (Основные логические принципы).
1. Генетизм – это объяснение любого объекта через его происхождение, генезис. (В рамках мифа понять объект, значит — узнать кто его прародитель.)
2. Принцип универсальной взаимосвязи. (Изменчивость всех объектов, возможность их взаимного превращения – «Закон метаморфоз». (Вера в то, что все вещи изменяются развиваются. Метаморфоза – превращение.
3. Антропоморфизм – перенесение на природные объекты свойства человеческого рода. (Солнце под «шкурой» такое же, как человек). Мифологические боги тоже антропоморфны – гораздо больше похожи на людей, чем в поздних религиях.
4. Наглядный образный пример и традуктивность. (В мифологии нет размышлений через уровень общего (дедукции и индукции). Традукция – заключение от одного частного случая к другому, без выхода на общие идеи.
5. Ассоциативность – отсутствие разделения существующих между объектами связей на существенные и второстепенные. Ассоциация – случайная отдаленная часть мысли. Для мифологи «случайных совпадений» не было, а всё было важно.
1. Ассоциация смежности – все предметы, которые раньше были частью единого целого, всегда сохраняют связь друг с другом и могут друг на друга влиять. Так, например, люди хранили выпавшие зубы, опасались стричь волосы.
2. Ассоциация контакта – предметы, соприкасаясь, передают друг другу свои свойства. Если по новому саду пройдет женщина, ожидающая ребенка, то сад будет хорошо плодоносить.
3. Ассоциация сходства или подобия – предметы, схожие внешне, родственны друг другу, могут друг на друга влиять. (Например, камень бирюзы в кольце должен защитить от змеи, похожей окраски).
4. Бинарность — (двоичность). Мир в мифологии представлен единством двух противоположных начал.
Заключение:
Мифология впервые представила наглядную систему представлений о реальности, в которой каждое явление находит объяснение. Мифологическая картина мира отвечала принципу справедливости: любой поступок всегда имел соответствующее наказание или награду.
Мифология была хорошей основой для деятельности человека. (Для достижения любой цели в мифологии предлагались средства для действий.) Практическая система действий, основанная на мифологии, как теоретическом образе мира называется магией. Магия – прикладная мифология. Сущность магии – вместо реального действия, направленного на реальный объект можно предпринять символическое действие, направленное на заменитель объекта, при условии, что заменитель и объект должны быть связаны одной из ассоциаций.
Кризис мифологии начинается с вопросов о том, почему магические ритуалы не всегда приводили к желаемому результату. Варианты объяснений этого были следующие:
1. Ритуал произведен неправильно. (Это приводит к усложнению мифологии и появлению специализированной магии).
2. Ритуал неправильно адресован. Образ Бога и отношение к нему должны быть принципиально другими. Возникает религия. (Переходная идея от мифологии к религии — разграничение материального (телесного) и духовного. В человеке – это тело и душа, причем душа может находиться отдельно от тела и существовать вечно. (душа – анима. Вера в существование души называется анимизмом Тейлор – душа – минимум религии. Во Вселенной существует природная физическая реальность высшее духовное начало – Бог. Бог в религии очень отличается от бога в мифологии. Бог в религии всемогущ, наблюдается тенденция к монотеизму (единобожию). Деяния Бога выходят за рамки обычных взаимосвязей в мире, они сверхъестественны. Логика поступков Бога непостижима. В становлении религиозного сознания центральное значение приобретает вера – сознательное преодоление истинности исходных постулатов).
3. Неправильное представление о возможностях ритуала. На самом деле событиями управляют законы реальности. Появляются преднауки – устойчивые комплексы практических знаний по определенным предметам. Например, предастрономия – знание звездного неба и умение вычислять важные моменты годичного цикла; предматематика – умение счета, измерения, вычисления площади и объёма; предхимия – технологии изготовления красок, мыла, вина; предмедицина – умение лечить болезни; предбиология – воздействие растений на организм человека и т.д.
Научным это знание ещё не является т.к. не содержит доказательств, теоретических обобщений.
На этом пути возникает рациональное знание. Переходная идея от мифологии к рациональному знанию – разделение субъективного (человеческой реальности) и объективного (внешней реальности, не зависящей от человека). Объективному миру присущи собственные законы, отличающиеся от человеческого поведения. Особенности рационального знания: стремление установить законы (всеобщие необходимые связи явлений), аргументировать и доказывать, использовать понятия (а не образы, как в мифологии). Первоначально всё рациональное знание, противоположное мифологии и религии, называли философией. Следы такого представления находим, например, у Аристотеля, который включал в состав философии математику, физику, метафизику, этику, экономику, политику, риторику и поэтику. В последствии в комплексе рационального знания начинают выделяться наряду с философией следующие специальные науки: математика, астрономия, медицина, механика.
В 8 – 6 вв. до н.э. в Древних Индии, Китае, Греции складывается предфилософия, которая включала в себя мифологию, развивающиеся религию и рациональное знание. С появлением религии и рациональных форм познания мифология не исчезла абсолютно. Мифологические образы и сюжеты используются другими сферами культуры: религией, искусством, философией. В современном общественном сознании мифология существует в фольклоре, суевериях и приметах.
Источник
Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы
Эллада не сразу стала блестящей классической цивилизацией ученых, философов и воинов, однако быстрее других прошла путь от магического сознания к рациональному мышлению. В Греции 2500 лет назад уже сосуществовали и мифы, и попытки их рационального объяснения. Как же древние греки преодолевали этот разрыв и как эволюционировали античные мифологические сюжеты в современной культуре?
Дедал и Икар: как важно быть умеренным
Сюжет мифа:
Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал. Тогда умелец соорудил из перьев, скрепленных воском, большие крылья, которые можно было надеть на руки и полететь.
Дедал и его сын Икар надели крылья и улетели с Крита. Отец предупредил мальчика, что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, увлекшись полетом, забыл наставления отца, воск растопился, крылья разлетелись, мальчик упал в море и погиб.
Как объяснялся:
Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
«Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Греки не испытывали к Медее сочувствия: чувства обманутой и страдающей от ревности женщины не трогали их, а, скорее, пугали, поскольку воспринимались как иррациональная, неуправляемая и разрушительная сила.
Причиной совершившихся бедствий древние видели не предательство Ясона, а дурной нрав колдуньи Медеи.
В современной культуре этот миф — прообраз всех историй о мести преданных женщин (вроде «Убить Билла» Тарантино или корейской трилогии о мести Пак Чхан-ука), где месть героини оправдана современной этикой взаимоотношения полов.
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть»
Троянская война: главный миф о войне
Сюжет мифа:
В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.
Как объяснялся:
В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.
Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).
Согласно Диону, родители Елены сами выдали ее за Париса, предпочтя богатого восточного царевича греческим женихам. Те обиделись и пошли на Трою войной. «Конечно, каждый был оскорблен за себя; за обиду одного лишь Менелая они бы и пальцем не шевельнули», — резонно замечает философ. Далее он доказывает, что войско ахейцев было немногочисленным, а война для них — абсолютно безуспешной.
Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.
«Но кто же поверит, чтобы Ахилл послал своего лучшего друга на верную смерть? Кто поверит, что Патрокл пал в бою, если курганы всех героев Троянской войны до сих пор стоят недалеко от Трои, а кургана Патрокла среди них нет?» — вопрошает Дион, добавляя, что знаменитый троянский конь — не более чем дар Афине, воздвигнутый ахейцами во искупление неправедной войны.
«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.
Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.
А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои — и мы видим, что троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен — Эпир, троянец Антенор — Венетию (область на северо-востоке Италии, будущая Венеция. — Прим. авт.). Право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей», — заключает Дион Златоуст. Логично? Еще как!
Сюжеты, в которых военная верхушка и политики лгут о блестящих победах в то время, когда простые солдаты погибают ни за что, распространен в антивоенной литературе и кинематографе. Яркий пример — фильмы о вьетнамской войне, правда о бессмысленности которой и истинном количестве жертв открылась американцам только после Уотергейта.
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Беллерофонт и Химера: покорение природы
Сюжет мифа:
Беллерофонт был сыном царя Коринфа. В юности он случайно убил человека и вынужден был отправиться в изгнание. В конце концов судьба занесла его к Иобату, царю Ликии. Тот поручил Беллерофонту убить Химеру — чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона, разорявшее ликийские поля. Герой с блеском выполнил задание, предварительно изловив крылатого коня Пегаса. В дальнейшем Беллерофонт совершил и другие подвиги, однако обещанной награды от Иобата не получил, а потому обиделся и попросил Посейдона наказать ликийцев. Тогда огромная волна затопила их землю.
Как объяснялся:
О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».
Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.
В Средние века химерами называли фантастических существ, объединявших в себе части тела разных животных; такие существа во множестве украшали стены храмов и страницы книг.
Современные биологи называют химерами организмы, состоящие из генетически разнородных тканей.
Минотавр
Сюжет мифа:
Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.
Сын афинского царя Тесей решил избавить город от позорной дани и отправился на Крит в качестве одной из жертв, намереваясь убить Минотавра. На Крите Тесея увидела дочь царя Ариадна, влюбилась в него и решила помочь. Тайком она дала герою меч и клубок ниток. Тесей вошел в Лабиринт, разматывая клубок, убил Минотавра и вышел обратно, следуя за нитью. Затем Тесей покидает Крит вместе с Ариадной, однако оставляет ее на острове Наксос, поскольку во сне ему является Дионис и говорит, что девушка должна стать его женой и богиней.
Как объяснялся:
Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.
Убийство Минотавра афинянином Тесеем в этом случае указывает на освобождение Афин от колониальной зависимости.
Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.
Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.
Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.
Юношей и девушек селят в царском дворце, огромном и со множеством ходов, в которых легко потеряться, как в Лабиринте. Там их тренируют для «танцев с быком». Это любимое развлечение критян: группа атлетов перепрыгивает через быка, а разъяренное животное пытается насадить прыгунов на рога.
Благодаря археологическим находкам, в частности фрескам из Кносского дворца, мы знаем, что традиция прыгать через быка действительно существовала, хотя и неясно, было ли это религиозным ритуалом или просто развлечением.
Минотавр в версии Рено предстает человеком, хоть и очень неприятным. Это сын царицы Пасифаи, которого она родила от чемпиона по прыжкам через быка, с которым изменяла мужу Миносу. Тесей участвует в «танцах с быком» и заводит роман с Ариадной, дочерью царя. Она подбивает любовника убить ненавистного ей Минотавра, а затем помогает ему и его друзьям бежать. Тесей забирает Ариадну с собой, но на Наксосе она участвует в вакхической оргии, включающей ритуальное убийство. Тесей понимает, что с такой женщиной ему не по пути, и оставляет ее на острове, где Ариадна становится жрицей Диониса.
Родоначальник хорроров и слэшеров о чудовищах, миф о Минотавре можно при желании найти даже в Кубриковском «Сиянии» с его погонями по снежному лабиринту и коридорам отеля-дворца
«Амур — Финист и Марьюшка — Психея»
Миф о любви Эрота (Амура) и Психеи гласит, что Психея была младшей из трех дочерей царя и столь прекрасной, что люди поклонялись ей, как Афродите (Венере). Богиня, узнав об этом, разгневалась и решила наказать девицу: приказала своему сыну Амуру, насылающему любовь стрелами, сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого убогого мужчину на свете. Однако Амур сам влюбился в Психею, похитил ее и поселил в роскошном дворце. Влюбленный бог являлся к девушке исключительно по ночам и предупредил ее, что, если она попытается посмотреть на него при свете, он ее навсегда покинет.
Между тем сестры Психеи, прознав о ее счастье, позавидовали и подговорили простодушную девушку подсмотреть, как выглядит ее муж. А тот, как и обещал, немедленно от нее сбежал. После этого Психея пускается в дальнюю дорогу и после многих испытаний все-таки находит Амура и возвращает себе его расположение.
Сюжет, в котором девушка из-за козней злых сестер лишается волшебного супруга и возвращает его, преодолев множество испытаний, повторяется в сказках самых разных народов: итальянских, испанских, норвежских, греческих, мексиканских. Есть такая сказка и в русском фольклоре — «Финист — Ясный сокол».
«Добрый молодец» является к Марьюшке в виде сокола (тоже крылатый!), который покидает ее из-за козней двух старших сестер. Как и Психея, Марьюшка отправляется в далекий путь, так же работает служанкой и побеждает могущественную соперницу (правда, в русской сказке это царица, влюбленная в Финиста, а в античном мифе — свекровь-богиня). Еще одна маленькая деталь: в обеих историях девушка случайно обжигает голое плечо своего возлюбленного; Психея маслом из лампы, а Марьюшка — горячей слезой.
Источник