Миф как способ восприятия мира

Мифология как тип мировоззрения. Мифология в XIX в. и в XX в

Содержание:

Тип работы: Реферат
Дата добавления: 21.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Введение

Что представляет собой мифология как наука, интересно изучать ее как исторический тип мировоззрения? Мифология была изначальной системой общих знаний о мире для человеческого общества.

Мифология — это способ понимания и преодоления природной и социальной реальности на ранних стадиях социального развития. Из различных мифов разного времени и народов можно сделать вывод, что каждый миф в той или иной степени отражает восприятие человеком природного явления или исторического события. Миф функционирует как способ отражения мира в человеческом сознании, характеризующийся сенсорно-воображающими представлениями об окружающем нас мире. В этом смысле она включает в себя набор сведений, легенд, норм, табу, ритуалов, верований, в которых пытались дать ответ на вопрос о происхождении и структуре мира, о происхождении человека и его семьи (племени).

Миф регулировал поведение членов клана, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал отношения между кланами и племенами, объяснял различные явления природной и общественной жизни: дождь, снег, мороз, война, семья. Традиционный миф — это не идеальная концепция, не идея, это сама жизнь. Для мифического сюжета — это реальная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всеми ее реальными буднями и личными интересами. Миф всегда чрезвычайно практичен, срочен, эмоционален, аффективен, жизненно важен.

Таким образом, самые ранние представления о мире существовали как мировоззрение, сформированное мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире, не были однородными. Миф включал в себя, с одной стороны, фантазию, веру в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения давних наблюдений, здравый смысл.

Конечно, миф нельзя считать источником исторической информации, так как любой миф, или его характер, практически придуман от начала и до конца. Тем не менее, миф представляет интерес для научных исследований. Прежде всего, изучение мифов ценно с культурной точки зрения. Ознакомившись с мифом или его персонажами, мы постепенно освещаем их мировоззренческую оценку самими авторами или переводчиками. Конечно, иногда довольно сложно отделить мифологические идеи и сюжеты, которые росли на основе народного воображения, но перерабатывались в среде священников, религиозных мыслителей, от священнических, божественных и религиозно-мифологических построений.

Если посмотреть на самые примитивные мифы и сравнить их с более логичными и исторически обоснованными мифами, то можно понять зависимость сложности мифов от уровня культурного развития народа. Миф, прежде всего, — это отпечаток мировоззрения, свойственный определенному историческому периоду в развитии человека или всего человечества.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в том виде, в котором он существовал в первобытной общине, т.е. в его первоначальной живой форме, — это не история, которая рассказывается, а реальность, которая живет. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действию первобытного коллектива. Функция мифа не в том, чтобы дать человеку знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных социальных установок, для санкционирования определенного рода веры и поведения.

Ознакомившись со следующим материалом, можно сделать вывод о том, что мифология представляет собой вариант исторического типа мировоззрения

Концепция мифологии

Что такое мифы? Мифология (от греческого мифа — легенда, предание, логотип — слово, понятие, учение) — это своего рода сознание, способ понимания мира, характерный для ранних стадий социального развития. В восприятии многих людей мифы — это, прежде всего, древние, библейские и другие древние «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о подвигах древних, обычно греческих и римских, богов и героев, которые поэтичны, наивны и часто причудливы. Многие мифы касаются происхождения и структуры Космоса (космогонические и космологические мифы). Они включают в себя попытки ответить на вопрос о начале, происхождении, структуре окружающего мира, происхождении основных природных явлений, мировой гармонии, безличной необходимости и так далее.

В мифологии происхождение мира рассматривалось как его сотворение или постепенное развитие из изначального бесформенного состояния, как порядок, т.е. превращение из хаоса в космос, как созидание путем преодоления разрушительных демонических сил. Существовали также мифы, описывающие грядущее разрушение мира, в некоторых случаях с последующим его возрождением.

Миф, самая ранняя форма духовной культуры человечества, выражает мировоззрение, мировосприятие, мировосприятие людей того времени, когда он был создан. Она функционировала как универсальная, неразделенная (синкретическая) форма сознания, объединившая в себе зачатки знаний, религиозные убеждения, политические взгляды, различные виды искусства и философии. Только позже эти элементы обрели самостоятельную жизнь и развитие.

До 18 века древние мифы — рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах — были самыми распространенными в Европе. Имена древних богов и, в частности, героев познакомились с эпохой Возрождения (15-16 вв.), когда европейские страны возродили интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникли первые сведения о мифах арабов и американских индейцев.

В образованной среде общества вошло в моду использовать имена древних богов и героев в аллегорическом смысле: скажем, «Марс», означал войну, под «Венерой» — любовь, под «Минервой» — мудрость, под «Музами» — различные виды искусства и науки. Использование этого слова сохранилось до наших дней, особенно в поэтическом языке, который содержит множество мифологических образов. Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология существовала на определенном этапе исторического развития почти у всех народов мира.

Читайте также:  Способы уменьшения затрат производства обществознание 7 класс

О том, что мифология является историческим типом мировоззрения, свидетельствует тот факт, что научное рассмотрение «мировых религий» (христианство, ислам, буддизм) показало, что они «наполнены» мифами. Кроме того, появились литературные адаптации мифов разного времени и народов, огромная научная литература, посвященная мифологии отдельных народов и регионов мира, а также сравнительно-исторические исследования мифов, включающие в себя не только повествовательные литературные источники, являющиеся результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология (например, древнегреческая «Илиада»), но и данные этнографии, лингвистики.

Сравнительно-историческое изучение различных мифов показало, что в мифах разных народов мира — при их крайнем разнообразии — повторяется ряд основных тем и мотивов. Среди древнейших и самых примитивных мифов, вероятно, есть мифы о животных. Самые элементарные из них, вероятно, отражают природу мировоззрения людей на первом уровне развития, и представляют собой лишь наивное объяснение некоторых особенностей животных.

Очень древними являются мифы о происхождении Солнца, месяца, звезд. В одних мифах их часто изображают люди, когда-то жившие на земле и по каким-то причинам вознесшиеся на небо, в других создание солнца (не персонифицированного) приписывается сверхъестественному существу.

Методология изучения мифологии как исторического типа мировоззрения

Одна из форм общественного сознания — мифология — должна основываться на принципах диалектического и исторического материализма. Для такого исследовательского подхода к решению проблем мифологии необходимо следовать принципам историзма, обращать внимание на содержательные, идеологические проблемы мифологии и подчеркивать ее идеологическую основу.

Таким образом, мифотворение считается важнейшим явлением в культурной истории человечества. В примитивном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражает мировоззрение и понимание мира той эпохи, в которой он был создан. С самых ранних времен человек должен был понимать окружающий его мир. Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала были сделаны в древности, и превалировала аллегорическая интерпретация мифологии.

Платон противопоставлял мифологию философской и символической интерпретации. Евгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических личностей, положив тем самым начало «евгемеричной» трактовке мифов, которая была широко распространена и получила позднее распространение. Христианская теология средневековья дискредитировала древнюю мифологию; интерес к ней был возрожден гуманистами эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующей человеческой личности.

Идеологическая символика мифа

Мифология — это своеобразная система фантастических представлений о природной и социальной реальности, окружающей человека. Причины возникновения мифов вообще (то есть ответ на вопрос, почему восприятие мира примитивным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как формирование мифов), по-видимому, искать в общих для данного этапа культурно-исторического развития чертах мышления.

Идеологическая символика мифа является его важнейшей чертой. Мифологическая мысль обычно оперирует конкретными и личностными терминами, манипулируя внешними вторичными сенсорными свойствами объектов; объекты сходятся в пространстве и времени. В мифологическом объяснении то, что выглядит как сходство в научном анализе, выглядит как идентичность. Бетонные объекты, не теряя своей конкретности, могут стать знаками других объектов или явлений, то есть символически заменить их.

Подменяя один символ или набор символов другим, мифическая мысль делает описанные ею объекты более духовными (хотя полное преодоление метафоры и символизма в рамках мифа невозможно). Замена причины и следствия, примат происхождения предмета очень характерна для мифа в силу его сущности. Некоторые объекты, не теряя своей конкретности, могут стать знаками других объектов или явлений, то есть символически заменить их. Заменяя одни символы или некоторые серии символов на другие, мифическая мысль делает предметы, которые она описывает, более духовными (хотя полное преодоление метафоры и символизма в рамках мифа невозможно).

Для мифа очень характерна замена причинно-следственных связей на прецеденты — происхождение предмета передается как его сущность (генетика мифа). Мифология противопоставляет научный принцип объяснения принципу «происхождения» во времени. Объяснить устройство вещи — значит сказать, как она была сделана; описать окружающий мир — значит описать его происхождение. Современное состояние мировой топографии, небесных тел, рас животных и растений, образа жизни, социальных групп и религиозных орденов и т.д. — все это, кажется, является результатом давно минувших событий и действий мифических героев, предков или богов.

любом типичном мифе мифологическое событие отделяется от «настоящего» времени большим промежутком времени: как правило, мифологические сказания относятся к «древним», «ранним» временам. Четкое разграничение мифологического времени и современного («священного» и «профанового») времени присуще даже самым примитивным мифологическим рассказам; часто встречается специальное обозначение древних мифологических времен. Мифологическое время — это также время, когда все было «не так», как сейчас.

Мифическое прошлое — это не просто предшествующее время, но особая эпоха трансформации, мифическое время, предшествующее началу эмпирического времени; мифическая эпоха — это эпоха первых объектов и первых действий: первого огня, первого копья, первых поступков и так далее. Все, что происходит в мифическое время, становится парадигмой, прецедентом, который служит моделью воспроизводства, просто потому, что этот прецедент имел место в «древние времена». Поэтому миф обычно сочетает в себе два аспекта — рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронный аспект).

Мифология и религия

Религия (от латинского religio — религиозность, благочестие, святость, объект культа) — это форма мировоззрения, предполагающая познание мира через его разделение на потустороннее — «земное», природное, чувственное и «небесное» — сверхъестественное.

Религия — одна из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими основными ее формами, такими как мифология, философия и искусство. Исторически первая форма духовной культуры — мифология. В древности мифология была основой развития религии, философии и искусства. Миф был самым ранним феноменом духовной культуры, ее зародышем. И не просто эмбрион, который родил его, а потом исчез, а не просто начальная и давно ушедшая фаза его развития. Миф, наряду с другими его формами, и сегодня присутствует в культуре.

Читайте также:  Как приготовить говяжью печень диетическим способом

Вопрос о связи между религией и мифологией по-разному решался учеными разных направлений. Старая, т.е. мифологическая (астрально-мифологическая, натуристская) школа, которая впервые начала систематически изучать мифологический материал, особенно индоевропейского, но отчасти и других народов, не задавалась этим вопросом напрямую, потому что в то время только сложные учения — христианство, ислам, иудаизм и др. — считались религиями. Мифология, с другой стороны, считалась древней поэзией. Таким образом, приверженцы мифологической школы не отличали мифологию от народного религиозного верования в этом понимании.

Относительно недавно были известны примеры культовых мифов: В Древней Греции Элевзинские Тайны сопровождались религиозными мифами (о Деметере и ее дочери Коре, о похищении Коры властелином подземного мира Плутоном и ее возвращении на землю), которые объясняли драматические действия, которые происходили. Есть основания полагать, что культовые мифы широко распространены, что они присутствуют везде, где совершается религиозный обряд. Религиозные обряды и мифы тесно связаны между собой. Эта связь давно признана в стипендии. Но разногласия вызывают вопрос: Что здесь первично, а что производно? Был ли обряд создан на основе мифа, или миф был составлен в поддержку обряда?

В научной литературе есть разные решения этого вопроса. Очень часто, например, бывают случаи, когда один и тот же обряд по-разному интерпретируется его участниками. Ритуалы всегда составляют наиболее устойчивую часть религии; связанные с ними мифологические идеи изменчивы, непостоянны, не редко полностью забыты; их заменяют новые, которые должны объяснять тот же самый ритуал, первоначальный смысл которого давно утрачен. В некоторых случаях, конечно, религиозные практики основывались на религиозной традиции, то есть, в конечном счете, на мифе, как будто это была инсценировка того же самого.

, связь между двумя членами этой пары — «обряд и миф» — не может быть понята как взаимодействие двух чуждых друг другу явлений. Мифы и обряды в древних культурах в принципе образуют некое единство — идеологически, функционально и структурно — они представляют собой два аспекта первобытной культуры: вербальный и практический, «теоретический» и «практический». Такое рассмотрение проблемы вносит дополнительные разъяснения в наше восприятие мифологии как исторического типа мировоззрения.

Хотя миф (в точном смысле этого слова) — это повествование, совокупность «историй», фантастически представляющих реальность, это не литературный жанр, а определенное мировоззрение, которое обычно принимает форму повествования; мифологическое мировоззрение выражается в других формах — действии (ритуале), песне, танце.

Религиозный взгляд отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их доминирующую роль во вселенной и в жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам — она переплетает начала добра и зла, и долгое время параллельно развивались демоническая и божественная стороны религии. Отсюда у верующих смешанное чувство страха и уважение к высшим силам. Позже формируется образ единого Бога, высшего существа. В зрелых формах религий идея Божья побеждает все демоническое, освобождает от него. Бог считается хранителем обычаев, традиций и морали.

Родство философии и религии заключается в том, что и те, и другие являются социально-историческими формами мировоззрения, решающими сходные проблемы понимания мира и влияющими на сознание и поведение людей. Но они тоже разные. На протяжении тысячелетий философски мыслящие люди составляли ничтожно малую долю от общего числа глубоко религиозных людей. Конечно, только образованные, интеллектуально развитые люди могли мыслить свободно и независимо. Большинство черпало свои моральные и мировоззренческие установки из церковно-религиозных источников. Только с ростом образования и культуры, с научным прогрессом последних двух столетий, философские знания и исследования получили более широкое распространение в мире.

Влияние мифологии на формы героической эпопеи

Эпический (греческий ?rpt, «слово», «сказка») — это героическое повествование о прошлом, которое содержит целостную картину жизни человечества и представляет эпический мир и богинь-героев в гармоничном единстве.

Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, особенно через образ культурного героя. Именно этот образ, по-видимому, послужил исходным материалом, из которого впоследствии «сложились» модели эпических героев. Архаические формы героического эпоса (карельские финские руны, нартовский эпос кавказских народов, грузинские сказки амиранов, армянские сказки сасунских воинов, якутский, бурятский, алтайский, киргизский, шумерско-аккадский эпос) до сих пор содержат мифологические элементы; архаический эпос обобщает историческое прошлое через язык и концепции первобытных мифов. В более поздней «классической» эпопее (Рамаяна, Махабхарата, Илиада, Германо-Скандинавская эпопея, Шахнама, Гесар и Алпамышские нарративы, Русская Байлина) также сохранились мифологические основы, хотя формы этой эпопеи, сложившиеся в условиях заметной государственной консолидации, сделали важные шаги в направлении демифологизации.

Мифология как исторический тип мировоззрения

На любом этапе индивид (общество) имеет очень специфическое мировоззрение, то есть систему знаний, представлений о мире и месте человека в нем, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе. Кроме того, мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы.

Самые ранние философские взгляды прослеживаются в возникновении общества на Востоке. Философия восточного общества тесно связана с его особенностью, основанной на особом способе производства — «азиатском», характерными чертами которого являются «восточная община» и азиатские формы собственности.
В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее закрытых и фрагментированных сельских общин и централизованное государственное управление, восточный деспотизм, который стоит над этими общинами, управляет ими и собирает с них налоги.

Процесс классового становления осложнялся существованием различных кланов, сект, общин и других объединений, которые прочно определяли место человека в обществе. Эта система всегда играла важную роль в жизни человека. Во-первых, это защищало человека от произвола государства; во-вторых, позволяло чиновнику самостоятельно распоряжаться доходами своей корпорации.

Читайте также:  По способу возведения железобетонные конструкции могут быть

Корпоративные связи, которые развивались на протяжении веков, были основаны на традициях и освещены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры. Более того, их консерватизм способствовал политической деспотичности восточного государства. Взаимозависимость государства и социальной структуры привела к необходимой стабильности, характерной для восточных стран: государство рухнуло, но социальная структура осталась неизменной. Все это также обусловило особенности интеллектуальной культуры, особенно философии.

Первые попытки рационально переосмыслить мифологический материал и рассматривать его как проявление исторического типа мировоззрения, решить проблему соотношения рационального знания с мифологическим нарративом, были сделаны уже в древности (это, по сути, положило начало развитию древней философии). Преобладала аллегорическая интерпретация мифов (среди софистов, стоиков, считавших богов персонифицирующими свои функции, эпикурейцев, считавших, что мифы, созданные на основе природных фактов, предназначены для откровенной поддержки священников и правителей и т.д.). ). Платон противопоставил популярную мифологию философской и символической интерпретации мифов.

Древнегреческий философ Эгемайр (III в. до н.э.), рассматривавший мифологию как разновидность мировоззрения, воспринимал мифические образы как обожествляемые исторические фигуры (такое толкование мифов, называвшееся Эгемайрианом, было распространено и позднее). Христианские богословы средневековья, буквально и аллегорически интерпретировавшие Ветхий и Новый Заветы, дискредитировали древнюю мифологию, либо апеллируя к эпикурейским и евгемерским толкованиям, либо объявляя древних богов демонами».

В Ренессансе возродился интерес к древней мифологии как к своеобразному мировоззрению. Гуманисты Ренессанса, обратившиеся к древней мифологии, видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующей человеческой личности, что было свойственно той эпохе. Древняя мифология также интерпретировалась как моральные поэтические аллегории. Оставалась доминирующей аллегорическая интерпретация мифов (Трактат Бокаччо, более поздние сочинения Ф. Бэкона и другие). Для развития знаний в области мифологии большое значение имели открытие Америки и знакомство с культурой американских индейцев.

Появляются первые попытки сравнительной мифологии («Нравы американских индейцев в сравнении с нравами древности» Дж. Ф. Лафито, 1724, сравнившего культуру североамериканских индейцев с древнегреческой культурой). Итальянский ученый Г. Вико, автор «Основы новой науки» (1725), создал глубокую философию мифа и пытался рассматривать его как отпечаток исторических взглядов его создателей. Античность представлена Вико как поэтическая и укоренившаяся в мифе во всех аспектах, что свидетельствует о его понимании примитивного идеологического синкретизма. Вико называет мифологию «божественной поэзией» (из которой впоследствии возникает героическая поэзия гомеровского типа) и связывает ее специфику с неразвитыми и специфическими формами мысли, сопоставимыми с детской психологией.

Вико думает о чувственной конкретности и телесности, об эмоциональности и богатстве воображения без рациональности, о переносе человеком собственных атрибутов на объекты окружающей среды, о невозможности абстрагирования атрибутов и формы от субъекта, о замене сущности «эпизодами», т.е. повествовательностью и т.п. Его мировоззрение содержало в зародыше почти все более поздние основные направления изучения мифологии как типа мировоззрения.

Заключение

Подводя итоги изучения мифологии как исторического типа мировоззрения в западной (как и в русской дореволюционной) науке, следует отметить, что если позитивистская этнология второй половины XIX века видела в мифах только «остатки» и наивный преднаучный способ объяснения неисследованных сил природы, то этнология XX века показала, прежде всего, что мифы не являются «остатками» и наивным преднаучным способом объяснения неисследованных сил природы. доказало,

  1. во-первых, что мифы в первобытных обществах тесно связаны с магией и обрядами и функционируют как средство поддержания природного и общественного порядка и общественного контроля;
  2. во-вторых, что мифологическое мышление имеет определенное логическое и психологическое сходство; в-третьих, что мифотворение — это древнейшая форма, своего рода символический «язык», с помощью которого человек моделировал, классифицировал и истолковывал мир, общество и самого себя; но что, в-четвертых, особенности мифологической мысли знают аналогии в произведениях человеческого воображения не только глубокой древности, но и других исторических эпох, и поэтому миф как тотальный или доминантный способ мышления специфичен для архаических культур, но как определенный «слой» или «фрагмент» он может присутствовать в самых разных культурах, особенно в литературе и искусстве, которым генетически обязаны мифу и в некоторых случаях имеют с ним общие черты («метафоричность» и др. ). п. ). Однако эти новые позитивные идеи практически невозможно отделить от ряда крайних и зачастую противоречивых преувеличений и идеалистических взглядов, приводящих к отрицанию познавательного момента, гипертрофии ритуального или бессознательного аспекта в мифах, игнорированию историзма, недооценке социальных и эпистемологических корней мифологии и т.д. или, напротив, к чрезмерной интеллектуализации мифов, переоценке их «социологической» функции.

Список литературы

  1. М.И. Стеблин-Каменский, «Миф», Ленинград 1977 г.
  2. С.А. Токарев, «Что такое мифология? «, Москва 1985..
  3. С.А. Токарев, «Ранние формы религии и их развитие», Москва 1986 г.
  4. К. Леви-Строс, «Структура мифа», Санкт-Петербург 1994г.
  5. М.И. Шахнович, «Первобытная мифология и философия», Москва 1985 г.
  6. А.М. Золотарев «Родовой строй и первобытная мифология», Киев 1992 г.
  7. Энциклопедия «Мифы народов мира», Москва/Минск/Смоленск 1996 г.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью
Разные способы