- Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта.
- Понятие конфликта
- Способы разрешения межличностного конфликта
- Управление конфликтом
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
- 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
- План.
- Причины конфликтов.
- Виды конфликтов по динамике:
- Виды конфликтов по характеру проявления.
- Виды конфликтов по итогам их разрешения:
- Фазы конфликта.
- Варианты поведения в период конфликта:
- Профилактика конфликтов.
- Лекция № 5. Межличностные конфликты и способы их разрешения
Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация.
Способы разрешения конфликта.
Понятие конфликта
Конфликт — это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения. Разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её.
Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.
Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.
Способы разрешения межличностного конфликта
- Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
- Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
- Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
- Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
- Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
- Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.
Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.
Управление конфликтом
Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.
К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.
Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.
Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.
Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.
Следите за тем, что говорите:
- Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
- Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
- Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
- Будьте правдивы и делайте это с добром.
- Иногда бывает лучше и промолчать.
Нападайте на проблему, а не на человека.
- Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
- Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
- Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
- Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.
Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.
Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.
Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.
Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.
Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.
Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра.
Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.
Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.
Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.
Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра.
Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.
Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.
Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“. В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.
Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.
Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.
Источник
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
План.
- Сущность понятия «межличностные конфликты».
- Причины конфликтов.
- Виды конфликтов.
- Фазы конфликта.
- Поведение участников конфликта.
- Пути выхода из конфликта.
- Профилактика конфликтных ситуаций.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.
Причины конфликтов.
- Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.
- Взаимозависимость – связаны с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.
- Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.
- Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.
- Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.
- Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.
- Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.
Виды конфликтов по динамике:
- острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;
- затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;
- неинтенсивные (вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.
Виды конфликтов по характеру проявления.
- Открытый конфликт, осознаваемый. Человек, вступая в конфликт с кем-либо из своего окружения, полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Открытый конфликт характеризуется бурными выяснениями отношений. Проявляемые чувства не маскируются, а направляются прямо на оппонента, слова высказываются в лицо. Даже если человек обладает излишне мягким и уступчивым нравом, он, так или иначе, проявляет свою позицию.
- Скрытый конфликт– может не проявляться долгое время, до тех пор, пока один из оппонентов не решит перейти к активным действиям. Конфликт затягивается сам по себе и может продолжаться сравнительно долгое время.
Виды конфликтов по итогам их разрешения:
- конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
- деконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.
Фазы конфликта.
- Скрытая, неявная стадия межличностного конфликта. Является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих и т.п.
- Стадия напряженности. Конфликт прорывается наружу. Здесь происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить конфронтацию или увеличить ее.
- Стадия противостояния. Усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих. Совершаются активные конфликтные действия.
- Стадия завершения. Происходит либо полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться. Либо частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность снижается. Либо происходит полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне.
Варианты поведения в период конфликта:
- Уход от ситуации (избегание конфликта). Распад дружеских связей между людьми.
- Отношения «переговоров», компромисс. Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить.
- Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество). Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок.
Профилактика конфликтов.
- встречи участников, выявление причин противоречий, определение путей их преодоления;
- постановка общих целей, которые понимаются и принимаются всеми, формирование сотрудничества;
- согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта. Это может быть один человек или группа людей, которым одинаково доверяет как одна, так и другая сторона противоборства.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Лекция № 5. Межличностные конфликты и способы их разрешения
Цель: Ввести понятие «конфликт», «конструктивный конфликт», «деструктивный конфликт». Познакомить с причинами возникновения конфликтов. Выделить перечень способов предупреждения возникновения конфликтов. Дать представление о различных стилях разрешения конфликта; рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте.
План:
1. Понятие «конфликт». Виды конфликта.
2. Причины возникновения конфликта. Предупреждение конфликта.
3. Стили разрешения конфликта. Правила поведения в конфликте.
Наивно полагать, что в коллективе никто ни с кем не вступает в спор, что не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. В любом коллективе, организации, все новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия не следует считать чем-то ненормальным. Они во многом способствуют развитию общества, росту личности, иначе наступит застой. И все же чаще всего мы воспринимаем конфликтную ситуацию как серьезную неприятность.
1.Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных целей, действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей. Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения.
В психологии выделяют следующие виды конфликта.
Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, целей, потребностей.
Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Конфликты бывают конструктивными и деструктивными.
Конструктивный конфликт способствует выявлению и разрешению противоречий, содействуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Разрешение конструктивного конфликта объективно повышает качество отношений между членами группы, приводит к улучшению деятельности, знаменует собой новый этап в развитии группы.
Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех или отдельных элементов социальной группы, к деформации отношений между ее членами, нарушает эффективное взаимодействие и приносит вред обеим сторонам. Деструктивный конфликт сказывается на работе, на настроении и самочувствии членов коллектива, затрудняется или становится невозможной совместная деятельность.
2. Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам. Например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потеря интереса к работе.
Как показывают исследования, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении таких столкновений играют так называемые конфликтогены – слова, действия, могущие привести к конфликту. Разжиганию конфликта способствует такая закономерность, как эскалация конфликтогенов, т.е. на конфликтоген в наш адрес мы отвечаем более сильным конфликтогеном, испытываем желание «проучить» обидчика как можно сильнее, больнее, обиднее, проявляем ответную агрессию. Первый конфликтоген часто бывает непреднамеренным, ситуативно случайным. Чаще всего провоцируется неумелой критикой в адрес друг друга. А дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов – и вот уже конфликт налицо. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
— стремление к превосходству ( прямые проявления превосходства, приказы, угроза, критика, насмешка, издевка, снисходительный тон, хвастовство, нарушение этики поведения, навязывание своих советов)
— проявление агрессивности ( природная или ситуативная агрессивность от неприятелей, плохого настроения, фрустраций)
Чтобы предотвратить возникновение конфликта необходимо:
1) не употреблять конфликтогенов, не говорить, не делать того, что может задеть, обидеть собеседника;
2) не отвечайте конфликтогеном на чужой конфликтоген: если не остановитесь сразу, то позднее сделать это будет практически невозможно – так стремительно нарастает сила конфликтогенов;
3) проявляйте эмпатию к собеседнику, поймите его состояние;
4) делайте как можно больше доброжелательных обращений к собеседнику: дружеская улыбка, поддержка, уважительное отношение, сочувствие, похвала и т.д.
3. В конфликтной ситуации люди сознательно или неосознанно выбирают определенный стиль поведения. Существует 5 основных стилей поведения (или пять основных стратегий разрешения конфликтов)
1. Приспособление (уступка) – это такой стиль поведения, который предполагает изменение своей позиции, перестройку своего поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим собственным интересам.
2. Сотрудничество – это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон.
3. Избегание – это уклонение уход от конфликта.
4. Соперничество (конкуренция) – это открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
5. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки.
В любом конфликте можно выделить основные стадии развития:
1) Возникновение объективной конфликтной ситуации.
2) Осознание участниками наличия конфликтной ситуации.
3) Переход к конфликтному поведению.
4) Разрешение конфликта.
Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.
Для конструктивного разрешения конфликта следует придерживаться некоторых рекомендаций:
1. Не пытайтесь выяснять «кто виноват» и не принимайте позу «оскорбленного самолюбия». Помните «Ваша проблема – не вина других», как утверждают американские специалисты по управлению конфликтами. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.
2. Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Определите, что действительно является предметом разногласий. Старайтесь быть максимально объективным. Говорите как можно детальнее.
3. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
4. Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Пользуйтесь простыми словами: «Я обиделся», «Я испугался» и т.д. Иногда их высказывание, обмен негативными чувствами позволяет изменить ситуацию.
5. Старайтесь выслушать противоположную сторону. Слушайте внимательно, не перебивайте, не спорьте. Покажите собеседнику, что вы действительно серьезно относитесь к его словам и стремитесь прийти к соглашению.
6. Акцентируйте свое внимание на тех вопросах, относительно которых ваши мысли, чувства и действия совпадают, а не на тех проблемах, которые вас разделяют.
7. Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно изменения ситуации, отношения, поведения. Начинайте словами: «Я хотел бы. », «Надеюсь вам не трудно. », «Я вас прошу. ». При завершении разговора скажите, что именно изменится, если вы преобразуете ситуацию или ваши отношения. Угрожать или прибегать к ультиматуму – нецелесообразно, позитивные перспективы всегда более привлекательны.
В настоящее время теория и практика разрешения конфликтных ситуаций выделилась в отдельную дисциплину – конфликтологию.
Источник