Формирование состава арбитража
В соответствии с п. 1 и п. 2 § 17 Регламента МКАС, при отсутствии соглашения сторон об ином, арбитраж формируется в составе трех арбитров, если с учетом сложности дела, цены иска (как правило, не превышающей 25 000 долларов США) и других обстоятельств Президиум МКАС не решит по своему усмотрению, что дело подлежит разрешению единоличным арбитром.
При формировании арбитража в составе трех арбитров двое из них избираются сторонами, а председатель состава арбитров назначается Президиумом МКАС из списка арбитров. Арбитр может быть назначен Президиумом МКАС — по просьбе стороны или в случае несоблюдения установленных Регламентом сроков формирования состава арбитража. Во всех случаях Президиум МКАС осуществляет назначение из списка арбитров.
И истец, и ответчик обязаны избрать запасных арбитров. В соответствующих случаях запасного арбитра назначает Президиум МКАС.
Согласно п. 9 § 17 Регламента МКАС, если дело рассматривается единоличным арбитром, то единоличный арбитр и запасной единоличный арбитр назначаются Президиумом МКАС из списка арбитров.
Разбирательство дела
Для изложений сторонами своих позиций на основе представляемых доказательств и для проведения устных прений осуществляется устное слушание дела. Слушание проводится при закрытых дверях. С разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве.
Стороны могут вести свои дела в МКАС непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, в том числе из иностранных граждан и организаций.
По просьбе любой из сторон состав арбитража может распорядиться о принятии таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он сочтет необходимыми.
Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Состав арбитража может потребовать представления сторонами и иных доказательств. Он вправе также по своему усмотрению назначить проведение экспертизы и испрашивать представление доказательств третьими лицами, а также вызывать и заслушивать свидетелей.
Проверка доказательств производится способом, устанавливаемым составом арбитража.
Вступление в арбитражное разбирательство третьего лица допускается только с согласия спорящих сторон. Для привлечения к разбирательству третьего лица, помимо согласия сторон, требуется также и согласие привлекаемого лица в письменной форме. Заявление ходатайства о привлечении третьего лица допускается только до истечения срока представления отзыва на исковое заявление.
О слушании дела составляется протокол. Стороны вправе ознакомиться с содержанием протокола.
Применимое право
При рассмотрении спора, возникшего из договорных отношений, МКАС обращается прежде всего к условиям договора (контракта, соглашения), который закрепляет согласованные сторонами взаимные права и обязанности. Это, однако, не избавляет от необходимости обращаться к применимым нормам права. Характерной особенностью обязательств по внешнеэкономическим сделкам является закрепленная Законом возможность для сторон избрать применимые к таким сделкам нормы права.
В соответствии с § 26 Регламента МКАС спор разрешается в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.
Если стороны не сделали соответствующий выбор, то вопрос о материальном праве, применимом к существу спора, решается арбитрами в соответствии с коллизионными нормами, которые они сочтут применимыми.
Язык слушания дела
Слушание дела ведется на русском языке. С согласия сторон МКАС может провести слушание и на другом языке. Если сторона не владеет языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика.
Прекращение разбирательства
Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного решения либо вынесением постановления о прекращении разбирательства.
Согласно § 39 Регламента МКАС в решении должно быть указано, в частности, следующее:
- наименование МКАС;
- номер дела;
- место арбитража;
- дата вынесения решения;
- имена и фамилии арбитров;
- наименование спорящих сторон и других лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве;
- предмет спора и краткое изложение обстоятельств дела;
- мотивы, на которых основано решение;
- вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований;
- суммы арбитражных сборов и расходов по делу, их распределение между сторонами;
- подписи арбитров.
В соответствии с § 40 Регламента МКАС состав арбитража может выносить отдельные арбитражные решения по отдельным вопросам или части требований.
Если по делу не принимается окончательное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства.
Постановление о прекращении разбирательства выносится:
- в случае отказа истца от своего требования, если только ответчик в срок не позднее пятнадцати дней после получения уведомления об этом не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и состав арбитража не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора;
- в случае наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;
- когда состав арбитража находит, что продолжение разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным, в частности, при отсутствии предпосылок, необходимых для рассмотрения и разрешения дела по существу, в том числе если из-за бездействия истца дело остается без движения более шести месяцев.
Содействие арбитражу «ad hoc»
Арбитраж ad hoc (для данного случая – лат) в отношениях в сфере предпринимательской деятельности представляет собой разновидность коммерческого (негосударственного) арбитража, специально создаваемого для разрешения каждого конкретного спора, в отличие от постоянно действующего арбитражного органа, например, МКАС.
Правовой основой разрешения арбитражами ad hoc споров, как и постоянно действующими, в России является Закон 1993 года «О международном коммерческом арбитраже». Вместе с тем, арбитраж ad hoc, как правило, не располагает теми организационными возможностями, которые имеет институционный арбитраж.
Получила довольно широкое распространение практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров, которые при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc, могут оказывать помощь в назначении и отводе арбитров, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, вспомогательного персонала и т.п.
В целях активизации роли МКАС в оказании содействия арбитражам ad hoc, были подготовлены Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Правила утверждены 9 декабря 1999 года Президентом ТПП РФ и вступили в силу с 1 января 2000 года.
Основная цель Правил заключается в создании надлежащей правовой базы для оказания содействия МКАС арбитражным разбирательствам ad hoc, в особенности на основе Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ.
Соответствующая типовая арбитражная оговорка, рекомендуемая для включения в договор (контракт, соглашение), звучит следующим образом:
“Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”.
Стороны могут пожелать добавить к этому: число арбитров – 1 или 3; место арбитража – город или страна; язык (языки) арбитражного разбирательства.
Согласительная процедура
В целях расширения возможностей сторон по альтернативному урегулированию международных коммерческих споров 1 июня 2001 г. ТПП РФ утвержден Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ
Согласительная процедура или посредничество – это мирное урегулирование спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника). Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемый для них вариант урегулирования спора путем ознакомления с представленными сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному разрешению разногласий и т.п. Таким образом, решение, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при содействии посредника.
Другая отличительная черта примирительной процедуры – добровольность участия каждой из сторон во всех ее стадиях. В арбитражном разбирательстве уклонение ответчика от участия в разбирательстве само по себе не препятствует продолжению процесса.
Посредничество как альтернативный способ преодоления разногласий вызывает растущий интерес в мире. Под эгидой Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 2002 г. завершена разработка Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН и рекомендован государствам для принятия на его основе национальных законов.
Рядом зарубежных организаций разработаны и предложены для применения правила по осуществлению посредничества. Можно, в частности, назвать Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, рекомендованный в 1980 г. Генеральной Ассамблеей ООН к использованию сторонам для мирного урегулирования внешнеэкономических споров. Данный документ учитывался при подготовке Согласительного регламента МКАС. Принимались во внимание и известные характерные черты разрешения споров в МКАС.
Типовая оговорка о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ, рекомендуемая для включения в текст договора (контракта, соглашения), сформулирована следующим образом:
“Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации” .
Источник
Международный коммерческий арбитраж способы разрешения споров
Развитие международного бизнеса нередко сопровождается возникновением разногласий между участниками товарно-денежных отношений. Международный арбитраж является одним из наиболее эффективных способов разрешения подобных правовых споров.
Международный арбитраж разрешает внешнеэкономические споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, чьи предприятия зарегистрированы на территории разных государств.
В России такими органами являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
В международном арбитраже могут быть рассмотрены дела по следующим основным вопросам:
- Споры, касающиеся договорных или иных гражданско-правовых отношений двух и более компаний, как минимум одна из которых является иностранной, возникшие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности;
- Cпоры между компаниями, созданными на территории России, но имеющими иностранные инвестиции, и международных организаций между собой, а также их споры с субъектами права Российской Федерации.
Международный коммерческий арбитраж
Международный коммерческий арбитраж является одним из наиболее важных институтов современного международного частного права. Но международный коммерческий арбитраж – не новое явление в правовой действительности. Третейские торговые суды известны с древнейших времен.
Негосударственная природа международного коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов.
В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон. Арбитражное соглашение — это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.
Отсутствие надлежащей арбитражной оговорки или арбитражного соглашения может привести к тяжелым материальным последствиям для стороны, право которой нарушено.
Выбор того или иного способа разрешения споров в значительной степени зависит от участников спора и в подавляющем большинстве делается в пользу альтернативных государственным способов, прежде всего в пользу разрешения споров третейскими (арбитражными) 1 судами, без обращения к процедуре государственных арбитражных судов в РФ.
Особенно это характерно в сфере внешнеэкономической деятельности. Подобный (альтернативный) порядок зарекомендовал себя как наиболее приемлемый в современных условиях способ разрешения споров.
1 В международной практике слова «арбитраж» и «арбитражный», как правило, относятся к третейскому (негосударственному) способу разрешения споров.
В настоящее время действуют несколько международных соглашений по вопросам арбитража:
Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961г. урегулированы организационные вопросы применения арбитража в отношениях между физическими и юридическими лицами государств-участников.
Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. устанавливает надежные гарантии для признания и исполнения таких решений на территории государств-участников. Российская Федерация является участником обеих вышеназванных Конвенций.
Преимущества третейского разрешения споров очевидны. Они обусловлены правом сторон — выбирать арбитров, упрощенной, но достаточной, процедурой, как правило, не допускающей обжалования, что позволяет завершить рассмотрение в более краткие сроки, чем в государственных судах и арбитражах.
Опыт работы Правового Центра ТПП РТ подтверждает, что арбитражная процедура JAMS в США и третейское разбирательство споров в Европе являются наиболее востребованными в силу их конфиденциальности: разрешение споров в государственных судах и арбитражах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях и их решения могут быть опубликованы.
Существует два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный.
Институционный коммерческий арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации.
Изолированный коммерческий арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только лишь для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование.
В практике международной торговли можно выделить несколько наиболее популярных центров международного коммерческого арбитража:
- Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ
- Арбитражный институт при Торговой палате г.Стокгольма (The Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce)
- Лондонский международный арбитражный (третейский) суд (London Court of International Arbitration (LCIA))
- Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (ICC International Court of Arbitration)
- Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association)
- Международный Арбитражный Суд при Палате экономики Австрии в г.Вена (Vienna International Arbitral Centre).
Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС)
При Торгово-промышленной палате Российской Федерации работает один из старейших и ведущих в мире постоянно действующих международных коммерческих арбитражей (третейских судов) – Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС).
Более чем 70-летний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.
В соответствии с Регламентом в МКАС по соглашению сторон передаются:
- споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Преимущества рассмотрения предпринимательских споров в МКАС:
- право сторон выбора арбитров, в том числе иностранных, слушание дел на русском языке, а с согласия сторон — на другом языке;
- низкие арбитражные расходы по сравнению с государственными судами, арбитражами и другими международными арбитражными центрами, например, в Париже, Лондоне, Стокгольме, Вене, Цюрихе;
- возможность проведения слушаний дел вне Москвы на территории России;
- конфиденциальность;
- независимость;
- невозможность обжалования решений по существу;
- наличие международного механизма признания и приведения в исполнение вынесенных решений и др.
Основанием для обращения в МКАС при ТПП РФ является наличие в договорах (контрактах) соответствующей арбитражной оговорки.
При согласовании компетенции МКАС Правовой Центр ТПП РТ предлагает использовать стандартную рекомендательную оговорку:
«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».
Компетенция МКАС может также быть согласована сторонами путем заключения в последующем отдельного арбитражного соглашения, если соответствующий контракт не содержит арбитражной оговорки.
Арбитраж «ad hoc»
В настоящее время в Российской Федерации начинает широко распространяться практика содействия арбитражам «ad hoc» со стороны постоянно действующих арбитражных центров.
Суть этой практики состоит в том, что при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража «ad hoc», соответствующие арбитражные центры оказывают помощь в назначении арбитров, принятии решений по вопросу об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, услуг переводчиков, машинисток и т.п.
Особую роль в регулировании деятельности арбитражей «ad hoc» играет Арбитражный регламент, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и рекомендованный в 1976г. Генеральной Ассамблеей ООН для широкого использования при разрешении внешнеэкономических споров, в частности путем ссылок на него в международных коммерческих контрактах.
По инициативе Правового Центра ТПП РТ при проведении одного из дел «ad hoc» были приняты Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу «ad hoc» в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (Правила были утверждены Президентом ТПП РФ 9 декабря 1999г. и вступили в силу с 1 января 2000г.)
Правовой Центр ТПП РТ рекомендует для включения в договоры (контракты, соглашения), следующую арбитражную оговорку:
«Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим, в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
Целесообразные дополнительные соглашения:
a) число арбитров составляет …. (один или три);
b) применимым материальным правом является ….;
c) местом арбитража является ……. (город и/или страна);
d) языком, используемым в арбитражном разбирательстве, является … .
Альтернативное разрешение споров
Наряду с возможностью обращения в государственные суды и арбитражи для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении международных экономических связей, есть и иные возможности.
Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.
Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника).
Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д. Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника. Для создания надлежащего механизма процедуры посредничества был разработан Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ (утвержден и вступил в силу 01 июня 2001г.)
Рекомендуем для включения в текст договора (контракта, соглашения) оговорку о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ:
«Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
Адрес: 420111 Казань, ул. Пушкина, 18
Телефон: (843) 264-62-07
Факс: (843) 236-09-66
Источник