Международный коммерческий арбитраж способы рассмотрения споров

Содержание
  1. Формирование состава арбитража
  2. Разбирательство дела
  3. Применимое право
  4. Язык слушания дела
  5. Прекращение разбирательства
  6. Содействие арбитражу «ad hoc»
  7. Согласительная процедура
  8. Международный коммерческий арбитраж способы рассмотрения споров
  9. Размер арбитражных сборов МКАС по международным коммерческим спорам существенно ниже, чем во многих зарубежных арбитражных учреждениях, по внутренним спорам – сопоставим с госпошлиной в государственных арбитражных судах.
  10. Как правило, международные коммерческие споры разрешаются в срок не более 180 дней, а внутренние споры — не более 60 дней со дня формирования коллегии арбитров, либо избрания или назначения единоличного арбитра.
  11. Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров
  12. Что представляют собой международные споры?
  13. Мирное разрешение споров
  14. Международные споры — судебное разрешение

Формирование состава арбитража

В соответствии с п. 1 и п. 2 § 17 Регламента МКАС, при отсутствии соглашения сторон об ином, арбитраж формируется в составе трех арбитров, если с учетом сложности дела, цены иска (как правило, не превышающей 25 000 долларов США) и других обстоятельств Президиум МКАС не решит по своему усмотрению, что дело подлежит разрешению единоличным арбитром.

При формировании арбитража в составе трех арбитров двое из них избираются сторонами, а председатель состава арбитров назначается Президиумом МКАС из списка арбитров. Арбитр может быть назначен Президиумом МКАС — по просьбе стороны или в случае несоблюдения установленных Регламентом сроков формирования состава арбитража. Во всех случаях Президиум МКАС осуществляет назначение из списка арбитров.

И истец, и ответчик обязаны избрать запасных арбитров. В соответствующих случаях запасного арбитра назначает Президиум МКАС.

Согласно п. 9 § 17 Регламента МКАС, если дело рассматривается единоличным арбитром, то единоличный арбитр и запасной единоличный арбитр назначаются Президиумом МКАС из списка арбитров.

Разбирательство дела

Для изложений сторонами своих позиций на основе представляемых доказательств и для проведения устных прений осуществляется устное слушание дела. Слушание проводится при закрытых дверях. С разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве.

Стороны могут вести свои дела в МКАС непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, в том числе из иностранных граждан и организаций.

По просьбе любой из сторон состав арбитража может распорядиться о принятии таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он сочтет необходимыми.

Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Состав арбитража может потребовать представления сторонами и иных доказательств. Он вправе также по своему усмотрению назначить проведение экспертизы и испрашивать представление доказательств третьими лицами, а также вызывать и заслушивать свидетелей.

Проверка доказательств производится способом, устанавливаемым составом арбитража.

Вступление в арбитражное разбирательство третьего лица допускается только с согласия спорящих сторон. Для привлечения к разбирательству третьего лица, помимо согласия сторон, требуется также и согласие привлекаемого лица в письменной форме. Заявление ходатайства о привлечении третьего лица допускается только до истечения срока представления отзыва на исковое заявление.

О слушании дела составляется протокол. Стороны вправе ознакомиться с содержанием протокола.

Применимое право

При рассмотрении спора, возникшего из договорных отношений, МКАС обращается прежде всего к условиям договора (контракта, соглашения), который закрепляет согласованные сторонами взаимные права и обязанности. Это, однако, не избавляет от необходимости обращаться к применимым нормам права. Характерной особенностью обязательств по внешнеэкономическим сделкам является закрепленная Законом возможность для сторон избрать применимые к таким сделкам нормы права.

В соответствии с § 26 Регламента МКАС спор разрешается в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.

Если стороны не сделали соответствующий выбор, то вопрос о материальном праве, применимом к существу спора, решается арбитрами в соответствии с коллизионными нормами, которые они сочтут применимыми.

Язык слушания дела

Слушание дела ведется на русском языке. С согласия сторон МКАС может провести слушание и на другом языке. Если сторона не владеет языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика.

Прекращение разбирательства

Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного решения либо вынесением постановления о прекращении разбирательства.

Читайте также:  Назовите как можно больше способов завершения продаж

Согласно § 39 Регламента МКАС в решении должно быть указано, в частности, следующее:

  • наименование МКАС;
  • номер дела;
  • место арбитража;
  • дата вынесения решения;
  • имена и фамилии арбитров;
  • наименование спорящих сторон и других лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве;
  • предмет спора и краткое изложение обстоятельств дела;
  • мотивы, на которых основано решение;
  • вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований;
  • суммы арбитражных сборов и расходов по делу, их распределение между сторонами;
  • подписи арбитров.

В соответствии с § 40 Регламента МКАС состав арбитража может выносить отдельные арбитражные решения по отдельным вопросам или части требований.

Если по делу не принимается окончательное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства.

Постановление о прекращении разбирательства выносится:

  • в случае отказа истца от своего требования, если только ответчик в срок не позднее пятнадцати дней после получения уведомления об этом не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и состав арбитража не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора;
  • в случае наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;
  • когда состав арбитража находит, что продолжение разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным, в частности, при отсутствии предпосылок, необходимых для рассмотрения и разрешения дела по существу, в том числе если из-за бездействия истца дело остается без движения более шести месяцев.

Содействие арбитражу «ad hoc»

Арбитраж ad hoc (для данного случая – лат) в отношениях в сфере предпринимательской деятельности представляет собой разновидность коммерческого (негосударственного) арбитража, специально создаваемого для разрешения каждого конкретного спора, в отличие от постоянно действующего арбитражного органа, например, МКАС.

Правовой основой разрешения арбитражами ad hoc споров, как и постоянно действующими, в России является Закон 1993 года «О международном коммерческом арбитраже». Вместе с тем, арбитраж ad hoc, как правило, не располагает теми организационными возможностями, которые имеет институционный арбитраж.

Получила довольно широкое распространение практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров, которые при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc, могут оказывать помощь в назначении и отводе арбитров, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, вспомогательного персонала и т.п.

В целях активизации роли МКАС в оказании содействия арбитражам ad hoc, были подготовлены Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Правила утверждены 9 декабря 1999 года Президентом ТПП РФ и вступили в силу с 1 января 2000 года.

Основная цель Правил заключается в создании надлежащей правовой базы для оказания содействия МКАС арбитражным разбирательствам ad hoc, в особенности на основе Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ.

Соответствующая типовая арбитражная оговорка, рекомендуемая для включения в договор (контракт, соглашение), звучит следующим образом:

“Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”.

Стороны могут пожелать добавить к этому: число арбитров – 1 или 3; место арбитража – город или страна; язык (языки) арбитражного разбирательства.

Согласительная процедура

В целях расширения возможностей сторон по альтернативному урегулированию международных коммерческих споров 1 июня 2001 г. ТПП РФ утвержден Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ

Согласительная процедура или посредничество – это мирное урегулирование спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника). Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемый для них вариант урегулирования спора путем ознакомления с представленными сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному разрешению разногласий и т.п. Таким образом, решение, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при содействии посредника.

Другая отличительная черта примирительной процедуры – добровольность участия каждой из сторон во всех ее стадиях. В арбитражном разбирательстве уклонение ответчика от участия в разбирательстве само по себе не препятствует продолжению процесса.

Посредничество как альтернативный способ преодоления разногласий вызывает растущий интерес в мире. Под эгидой Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 2002 г. завершена разработка Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН и рекомендован государствам для принятия на его основе национальных законов.

Читайте также:  Способы защиты компьютерных файлов

Рядом зарубежных организаций разработаны и предложены для применения правила по осуществлению посредничества. Можно, в частности, назвать Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, рекомендованный в 1980 г. Генеральной Ассамблеей ООН к использованию сторонам для мирного урегулирования внешнеэкономических споров. Данный документ учитывался при подготовке Согласительного регламента МКАС. Принимались во внимание и известные характерные черты разрешения споров в МКАС.

Типовая оговорка о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ, рекомендуемая для включения в текст договора (контракта, соглашения), сформулирована следующим образом:

“Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации” .

Источник

Международный коммерческий арбитраж способы рассмотрения споров

Независимость и профессионализм

    МКАС – независимое постоянно действующее арбитражное учреждение c 90-летней историей.

Списки арбитров МКАС носят рекомендательный характер и включают более 300 ведущих специалистов из 25 стран.

Ежегодно МКАС разрешает международные коммерческие споры с участием компаний из 40-60 стран, при этом вне зависимости от гражданства истца, более 80% исковых требований удовлетворяются полностью или частично.

Решения МКАС исполняются в более 160 странах-участницах Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.).

Размер арбитражных сборов МКАС по международным коммерческим спорам существенно ниже, чем во многих зарубежных арбитражных учреждениях, по внутренним спорам – сопоставим с госпошлиной в государственных арбитражных судах.

Как правило, международные коммерческие споры разрешаются в срок не более 180 дней, а внутренние споры — не более 60 дней со дня формирования коллегии арбитров, либо избрания или назначения единоличного арбитра.

Правила арбитража МКАС предусматривают достаточно простую и понятную процедуру, которая в то же время соответствует общемировым стандартам.

По международным коммерческим спорам стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитража, а также нормах права, применимого к существу спора.

Спор рассматривается в одной инстанции.

По соглашению сторон спор может быть разрешен без проведения устного разбирательства на основе письменных материалов.

Использование современных технологий

Правила МКАС позволяют обмениваться документами в рамках арбитражного разбирательства в электронном виде.

Участие стороны и ее представителя в устном слушании возможно посредством использования систем видео-конференц-связи, с учетом обстоятельств дела, мнения другой стороны и наличия технических возможностей.

Источник

Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров

Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.

Что представляют собой международные споры?

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

  1. По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
  2. По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
  3. По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
  4. По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
  5. По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Мирное разрешение споров

В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.

Читайте также:  Способы реализации модели данных

Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:

  • Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
  • Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
  • Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.

Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:

  • Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
  • Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
  • Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
  • Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.

Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:

Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).

Данный метод предполагает участие третьей стороны, государства или международной организации, которая содействуют проведению переговоров между конфликтующими странами (ст. 33 Устава ООН). «Добрые услуги» рассматриваются как совет независимого субъекта, который необязателен для государств, пытающихся устранить разногласия.

Гаагская конвенция и Устав ООН предполагают возможность участие независимой стороны для непосредственного ведения переговоров. Данная сторона выдвигает свои условия разрешения спора мирным путем (ст. 33 Устава ООН). Именно эти критерии отличают посредничество от «добрых услуг».

Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).

Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.

Международные споры — судебное разрешение

В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.

Принципы данного способа устранения разногласий следующие:

  • рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
  • компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
  • споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.

Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:

  1. Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
  2. Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).

Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.

Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:

  • Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
  • Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.

Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.

Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.

Юридическая компания «Шмелева и Партнеры» имеет опыт работы на государственном уровне. Мы участвуем в разработке законопроектов для Государственной Думы РФ, и знаем, как предоставить высококвалифицированную защиту пре разрешении международных споров.

Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.

Источник

Оцените статью
Разные способы