Функции и методы управления
Сущность и классификация функций управления. Функции управления – это виды деятельности, при помощи которых субъект управления воздействует на управляемую подсистему. Общие (основные) функции управления присущи всем организациям. К ним относится: планирование, организация, мотивация и контроль. Специальные функции связаны с осуществлением миссии организации и доминируют в управлении конкретными организациями. Частные функции связаны с осуществлением непрофильных (вспомогательных видов деятельности.
Общие функции управления. Планирование как форма управления предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана (или программы), обеспечивающего оптимальное достижение этих целей. Организация – это форма управления, создающая условия для эффективной деятельности людей на основе координации их усилий. Организация как согласование работы включает полномочия, делегирование и ответственность. Организация как построение аппарата управления предусматривает вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда и выбор типовой организационной структуры с учетом специфики производственного процесса, масштабов фирмы, имеющегося персонала и избранной стратегии развития. Мотивация как функция управления предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Содержательные теории мотивации акцентируют внимание на потребностях работников: теория А. Маслоу, теория Д. МакКлеланда, теория Ф.Герцберга. Процессуальные теории мотивации акцентируют внимание на процессе мотивации (теория В.Вума, теория справедливости, теория Портера-Лоулера.
Специальные и частные функции управления. Наряду с общими (или основными) существуют специальные и частные функции управления.
Специальные функции связаны с осуществлением миссии фирмы и доминируют в деятельности определенных организаций. Так, миссия розничной торговой фирмы — реализация потребительских товаров.
Соответственно специальной функцией торговой фирмы будет коммерческая функция.
Наряду с промышленной и коммерческой функциями на промышленных предприятиях и в торговых организациях осуществляются такие частные функции, как маркетинг и инновации.
Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавал новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.
Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей и стратегии функционирования и развития предприятия (организации), обеспечивающих наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента производимой и реализуемой продукции.
Маркетинг базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия (организации).
Маркетинговая деятельность предусматривает наиболее полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, принятие обоснованных решений на основе много вариантных расчетов, изыскании наиболее выгодных каналов сбыта и его стимулирование.
Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара (услуг) и рентабелыюсти, составление программ маркетинга по продуктам, определение конечных результатов хозяйственной деятельности фирмы — валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оплаты труда, уплаты налогов и процентов за кредит.
Инновации, являясь частной функцией управления, предполагает разработку новых товаров и услуг. Инновации — это, прежде всего, новые достижения в области технологии и управления предприятиями.
Некоторые частные функции управления на предприятии (в организации) обеспечивают материально-техническое снабжение, хозяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий (организаций).
Сущность и классификация методов управления. Методы управления – это конкретные способы воздействия субъекта на объект управления. При помощи методов реализуются функции управления. Существуют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления. Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей и используются на всех уровнях управления. Экономические методы, применяемые на макроуровне, это основные инструменты государственного регулирования экономики: национальные программы, государственные заказы, экономические (инвестиционная, финансово-кредитная, налоговая, таможенная и ценовая политика государства). Экономические методы, применяемые на микроуровне: внутрифирменное планирование и коммерческий расчет. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника: заработная плата, дополнительные материальные поощрения, отрицательные стимула (штрафы, начеты и т.д.)
Организационно-распорядительные методы управления. Организационно-распорядительные методы управления основаны на властных и правовых мотивациях и позволяют повысить эффективность функционирования фирмы за счет лучшей организации управления. Различают методы мотивационного и распорядительного воздействия. К первым относят правовые методы, организационное нормирование, организационное стимулирование и инструктирование. Методы распорядительного воздействия – это приказы, распоряжения, указания и разъяснения.
Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления – это методы психологии, педагогики и других наук, изучающих человека и межличностные отношения. Задачи менеджмента, решаемые при помощи этих методов: диагностика профессиональной пригодности персонала; исследование психологического климата в коллективе; оценка отношения работников к стилю управления, инновациям и т.п.; активизация человеческого фактора и др. Основные группы социально-психологических методов, используемых в менеджменте: опрос; беседа; интервью; анкетирование; тестирование; включенное и открытое наблюдение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Методы реализации функций управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Функции управления
Предприятие является довольно непростой системой управления. Функции управления представляют собой определенный вид какой либо управленческой деятельности, которая появилась в ходе разделения управленческого труда.
Каждая функция управления создается в совокупности управленческих задач. Исполнение задач и функций заключается в том, что функции является повторяющимся видом деятельности организации, а ее задачи представляют собой деятельность, которая направлена на получение необходимых результатов в определенное время.
Каждой функции свойственно назначение, повторяемость, однотипность содержания, особенности необходимого для ее исполнения персонала. Функции управления имеют объективный характер. Это связано с нужностью самого процесса управления при условии совместного труда людей.
На сегодняшний день существует большое число различных квалификаций функций управления. Соединяя вместе существующие функции, необходимо помнить о том, что:
- В ходе выполнения какой либо функции обязательно происходит выполнение других;
- Если не исполнять какую либо функцию, может нарушиться процесс управления.
Наиболее простым является разделение функций управления на две основные группы:
К общим функциям управления относятся:
- Организационная функция. Она включает в себя исполнение программ и планов. Это происходит при помощи создания становления ее структуры, а также распределения работы среди подразделений и сотрудников организации.
- Мотивационная функция. Ее суть состоит в определении потребностей людей, а также в выборе наиболее оптимального способа их удовлетворения. Это необходимо для того, чтобы получить наибольшую заинтересованность работников в ходе достижения целей, которые стоят перед организацией.
- Контрольная функция. Она призвана заранее выявлять возможные опасности, а также находить ошибки, которые отклоняются от принятых стандартов.
- Специальные функции занимают особенное место в системе управления. Это функции по управлению какими-либо объектами.
Готовые работы на аналогичную тему
Традиционно в организации выделяют следующие компоненты управления:
- В первую очередь — производство;
- Далее идет материально-техническое снабжение;
- Затем — инновации, кадры и финансы.
Методы управления
В социальных и экономических системах управления используются присущие только им методы управления. Методы управления представляют собой определенные способы исполнения функций управления, либо способы влияния субъекта на объект управления.
Традиционно методы управления принято разделять на три большие группы:
- Административные и правовые методы;
- Экономические методы;
- Социальные и психологические методы.
В основе административных и правовых методов управления лежат отношениях властности. Сюда входит законодательные и другого уровня подзаконные акты, нормы и нормативы, которые официально действуют в пределах всего пространства управления. Типичными проявлениями данными методами управления являются приказы, распоряжения, нормы, правила и указания.
В основе экономических методов управления лежат возможности применения экономических отношений элементов социально-экономической системы для ее более эффективного становления и формирования.
Социальные, а также психологические методы управления берут в свое внимание социальные и соответственно психологические роли людей, которые определяют их занимаемое положение в структуре и деятельности управления.
Источник
Методы управления как способы реализации функций
- Главная
- Менеджмент организации: основные понятия
- 1.4 Методы управленческой деятельности и принципы их реализации
1.4 Методы управленческой деятельности и принципы их реализации
Реализация рассмотренных функций управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Методы управления классифицируются по самым различным признакам: в зависимости от масштабов применения, по отраслям и сферам применения, в соответствии с содержанием методов.
В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики.
Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.
По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и т. п.
Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием. Выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления. Подобный способ деления методов управления на группы является достаточно условным, так как все они имеют множество общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов в отдельности.
Организационные методы позволяют создать необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. При их посредстве организация проектируется, учреждается, ориентируется во иремени и пространстве. Ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Эти методы создают своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.
К организационным методам управления относятся: подбор, расстановка и работа с кадрами; организационное регламентирование (нормирование); организационное планирование; организационное распорядительство; организационный инструктаж; организационный контроль; организационный анализ; организационное проектирование; обобщение организационного опыта.
Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Административные методы воздействия призваны:
1) обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата;
2) поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц;
3) проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.
В рамках организации возможны три формы проявления административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.); согласительные (консультация, разрешение компромисса); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).
Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих перед организацией задач, сведение инициативы до минимума и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других военизированного типа структурах, например, на транспорте. На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы.
Недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Возникает необходимость в методах, позволяющих рядовым работникам на основе материальной заинтересованности самим проявлять инициативу и отвечать за результаты принимаемых ими решений. Данные методы — экономические методы. В отличие от административных экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые являются не просто заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер. Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны — на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге, ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а, следовательно, к повышению ее эффективности.
Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, социально-культурные факторы, опыт управления, законы управления.
Факторы, определяющие принципы управления
Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостность, принцип системного подхода, иерархическая упорядоченность, целевая направленность, научная обоснованность и оптимальность, демократизация.
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Принцип системного подхода к решению управленческих задач требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
Выходные данные учебника:
Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.
Источник