- Особенности управления затратами
- Что такое управление затратами
- Затраты, издержки, расходы
- Планирование затрат
- Нормативный метод управления затратами
- Методы контроля и снижения затрат
- Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- Классификация методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости
- Котловой метод учета затрат
- Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
- Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
- Итоги
- Возможности методов управления затратами и условия их применения
Особенности управления затратами
Больше материалов по теме «Управленческий учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любая предпринимательская деятельность имеет целью получение прибыли, приумножение капитала. Но для того, чтобы получить прибавочную стоимость, сначала нужно что-то вложить, и именно этими вложениями и ограничена возможная эффективность бизнес-деятельности. То есть, можно сказать, что именно затраты являются определяющим фактором получения прибыли. Вот почему управление затратами имеет такое немаловажное значение.
Рассмотрим все особенности, касающиеся управления затратами в предпринимательстве.
Что такое управление затратами
Если разрыв между используемыми ресурсами и получаемой прибылью слишком велик, речь идет об убытке, а значит, неэффективном управлении.
Постановка качественных целей, их корректировка, прогнозирование исходов, определенное воздействие на производственные процессы с наиболее рациональным применением имеющихся ресурсов – это и есть управление. В этот процесс включаются следующие действия:
- прогнозирование;
- планирование;
- организация деятельности;
- координация процессов;
- регулирование;
- учет и мониторинг;
- калькулирование;
- контроль;
- анализ.
Затраты, издержки, расходы
Термины, кажущиеся непрофессионалу синонимичными, на самом деле имеют важные оттенки значений, которые надо различать, чтобы понять, как они вписываются в систему управления расходной частью бизнеса.
Расходы – экономическое понятие, которое характеризует бизнес-траты на основные цели производства, реализации и приобретения активов и другой деятельности, которую можно оценить в денежной форме. Это относительное уменьшение экономической выгоды вследствие убытия активов или выполнения определенных финансовых обязательств, а значит, и снижение общего размера капитала. Это понятие относится в большей степени к денежным потокам.
Издержки – те траты, которые вытекают из уже созданной ранее прибыли; они связаны с производством и сопутствующей деятельностью организации, например, на управление, на социальную сферу, транспортные и другие накладные денежные вложения. В основном, из состава издержек в процессе деятельности формируется себестоимость.
Затраты – самая широкая категория из приведенных. Она предусматривает любое уменьшение активов, не только денежное, но и натуральное. К последнему относятся:
- материальные средства;
- сырье;
- материалы;
- энергия;
- рабочее время.
ВАЖНО! Когда речь идет об организации управления затратами на предприятии, важно учитывать не только денежные, но и натуральные активы: именно этим и определяется, в конечном итоге, успех предпринимательской деятельности.
Планирование затрат
Это основа управления. Грамотно запланированный процесс практически гарантирует эффективный результат.
Основная цель планирования затрат – определение и утверждение оптимальной суммы на те или иные затраты в определенном периоде. Планирование должно различаться по видам деятельности и типам производимой продукции.
Планирование осуществляется в форме составления бизнес-плана организации на конкретный временной период, чаще всего на учетный год. От него зависят такие ключевые бизнес-элементы, как:
- план производства;
- фонд заработной платы;
- планируемое снабжение предприятия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Составляя план на каждый последующий период, важно добиваться экономически обоснованного уменьшения затрат по сравнению с предыдущим: тогда можно говорить об эффективности, прогрессе и росте прибыли.
При планировании затрат целесообразно принимать во внимание производственные инновации, позволяющие повысить уровень производства, модернизировать технологию, усовершенствовать организацию труда, то есть в целом обеспечить развитие.
Нормативный метод управления затратами
Предусматривает координацию норм затратной части производства, то есть сравнение фактических показателей с теми, что предусматривались по плану. Если выявились отклонения, нужно исследовать их причину и принять определенные меры по их недопущению в дальнейшем.
Для того, чтобы определить фактические показатели, нужно исследовать затраты, фиксировать их, то есть учитывать в определенной документации.
Затраты отражают в следующих официальных бумагах организации:
- месячной, годовой, квартальной сметах – в них фиксируются текущие (краткосрочные) затраты;
- в производственной смете – тут предусматриваются ресурсы на оплату вознаграждения за труд, использование оборудования и аппаратуры, другие траты на производство;
- в смете расходов на управление;
- в коммерческой смете – все, связанное с реализацией.
К СВЕДЕНИЮ! Главная задача при составлении смет – выбор приоритетных затрат.
Методы контроля и снижения затрат
Не всегда снижение затрат должно быть самоцелью любого управления ими. Иногда оправдано временное их повышение, если в долгосрочной перспективе это приведет к росту производства, увеличению конкурентоспособности, повышению спроса.
Тем не менее, основной задачей управления является все же минимизация затрат, выражающаяся в максимальном контроле всех факторов, влияющих на них на разных стадиях предпринимательства, а также на конечный размер. К таким факторам относятся:
- оптимальность наращивания объемов производства;
- увеличение интенсивности и эффективности применения средств производства;
- оптимизация отношений с контрагентами – заказчиками, поставщиками и т.п.;
- уменьшение цикла операций;
- совершенствование технологического процесса;
- экономия дополнительных затрат.
Источник
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Классификация методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости
Для начала определим, что может дать правильное построение методики учета затрат (далее — УЗ), кому это нужно и для чего.
Можно определить следующие приоритеты управленческого УЗ:
- проверка правильности течения производственного цикла;
- сбор информации о затратах для их анализа и поиска путей оптимизации;
- принятие решений менеджментом по прочим вопросам управления затратами.
Объекты УЗ и калькулирования себестоимости чаще всего отличаются. Первый из них — это основание, по которому проводится сортировка затрат. Объектом УЗ может быть место их возникновения, центр ответственности, вид или группа продукции, вид ресурсов. Вторым выступает вид продукции (работы, услуги), полуфабрикатов, продукция на разных стадиях готовности. Чтобы разграничить понятие УЗ и понятие калькулирования себестоимости, предлагаем рассмотреть схему.
Последовательность отражения и подсчета затрат и себестоимости состоит из УЗ (шаги 1–5) и калькуляционного учета (шаги 4–6). Эти шаги взаимоувязаны, и их выполнение предоставляет данные для управления затратами. На данный момент в литературе по управленческому учету описано большое количество методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Для них пока не создано единой общеутвержденной систематизации. Все эти методы были разработаны для решения разных управленческих задач и зачастую классифицируются по следующим признакам:
1. По объектам УЗ:
О попроцессном методе будет рассказано ниже, а о попередельном и позаказном читайте статьи нашего сайта:
2. По полноте УЗ:
- система полных затрат,
- система неполных (частичных) затрат.
3. По оперативности УЗ и контроля:
- метод фактических затрат,
- метод нормативных затрат.
Некоторые методы утрачивают свою актуальность из-за несостоятельности представления полной и корректной информации о затратах и себестоимости. Таким примером является котловой метод.
Котловой метод учета затрат
Разработка и внедрение методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции проходили постепенно. Первоначально затраты учитывались котловым методом. Главная особенность этого метода в том, что все затраты, независимо от их вида, места, в котором возникли, или другого признака, учитываются в едином регистре в течение всего периода. В итоге получается общая сумма затрат предприятия за период, которую невозможно корректно или хотя бы близко к действительности распределить по видам изготавливаемой продукции. Себестоимость отдельного вида изготавливаемой продукции рассчитывается путем распределения всех котловых затрат относительно какой-либо базы, например плановой себестоимости. В итоге значение себестоимости получается очень приблизительным. Такой учет не дает данных, позволяющих контролировать затраты, искать пути их оптимизации и решать другие управленческие вопросы. На данный момент котловой метод калькулирования затрат также в ходу, но применяется редко. Он актуален для производств, где нет нужды в аналитическом учете, например с единственным продуктом на выходе (угледобывающая промышленность, малые предприятия с единственным видом продукции).
Важные особенности имеет не только бухгалтерский учет затрат на производство, но и отражение незавершенки в декларации по прибыли. А для этого важно правильно организовать налоговый учет незавершенного производства и готовой продукции. Как правильно это сделать детально рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Попроцессный метод нередко называется упрощенной моделью попередельного. Попроцессный метод подходит для предприятий:
- с большими объемами непрерывного производства;
- недолгим циклом производства;
- узким перечнем изготавливаемых изделий;
- отсутствием или несущественным размером незавершенки.
Примерами таких предприятий могут быть занятые в добывающей отрасли (горнорудные, газодобывающие, нефтедобывающие, лесозаготовительные), в энергетике, перерабатывающие предприятия с простым технологическим процессом (производство цемента, асфальта и т. д.).
У попроцессного метода существует несколько разновидностей в зависимости от условий, представленных на схеме.
При однопроцессном, однопродуктовом производстве без запасов готовой продукции себестоимость единицы продукции получается путем деления всех затрат за период на количество произведенной продукции.
При однопроцессном, однопродуктовом производстве с наличием остатков готовой продукции себестоимость единицы вычисляется по формуле:
Себ. = Зобщ. / К + Зком. / Кком.,
Себ. — полная себестоимость единицы продукции;
Зобщ. — общие производственные затраты;
К — количество произведенной продукции;
Зком. — коммерческие и административные расходы;
Кком. — количество проданной продукции.
При многопроцессном производстве технологический процесс состоит из нескольких стадий. По прохождении каждой стадии получается новый полуфабрикат, который проходит через промежуточный склад полуфабрикатов. Причем количество полуфабрикатов после каждой стадии может различаться. Для каждого процесса ведется УЗ и количества получаемых полуфабрикатов. Для лучшей аналитики затраты сырья и материалов на единицу продукции учитываются обособленно, а по каждому процессу подсчитывают добавленные затраты (зарплата и общепроизводственные расходы). В этом случае проводится калькулирование по стадиям обработки. Себестоимость единицы продукции считается по формуле:
Себ. = Зм + З1 / К1 + З2 / К2 + . + Зn / Кn + Зком / Кком,
Зм — материальные затраты на единицу продукции;
З1, З2 . Зn — добавленные затраты каждого процесса;
К1, К2 . Кn — количество полуфабрикатов, полученных в каждом процессе.
В некоторых случаях попроцессный метод отождествляется с попередельным, ведь они характеризуются наличием обособленных стадий производства (процессов или переделов), по прохождению которых получается готовый полуфабрикат. Различие между этими методами несколько условно, но можно выделить некоторые особенности попередельного метода:
- более сложный производственный процесс;
- существенные остатки незавершенки;
- себестоимость вычисляется в каждом переделе по собственным производственным затратам, общие затраты распределяются по переделам и видам изделий косвенным способом;
- калькуляция происходит ежемесячно с учетом остатков незавершенного производства;
- возможно применение метода условных единиц.
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Сутью нормативного метода учета является предшествующий расчет нормативных затрат по выбранным объектам, а также попутное определение отклонений фактических затрат от нормативных в процессе выпуска продукции. По каждому виду изделия составляется нормативная калькуляция, где указаны нормы расхода материалов, зарплаты и прочих статей. Учет ведется так, чтобы была возможность разбить текущие затраты на нормативные и отклонения. Данные по отклонениям позволяют находить причины несоответствия нормам, находить виновников или недочеты в технологическом процессе.
В бухгалтерском учете затраты также отражаются по нормам и отклонениям, как правило с использованием счета 40. На схеме изображен принцип учета по нормам. Фактическая себестоимость списывается в дебет счета 40 со счетов УЗ на производство, а нормативная отражается по кредиту в корреспонденции со счетами 43, 90. При экономии делается сторнировочная запись Дт 90 Кт 40, а при перерасходе дополнительная запись Дт 90 Кт 40 на сумму отклонений.
Итоги
Для результативного использования методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции организация должна детально проанализировать свои процессы, определить актуальные управленческие задачи, обозначить объекты УЗ и в итоге выбрать один или несколько методов. Трудозатратность методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции компенсируется получением детальной информации, которая помогает в решении насущных вопросов.
Источник
Возможности методов управления затратами и условия их применения
В управлении затратами предприятий могут найти применение различные методы, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. Каждый метод имеет как ограничивающие его применение недостатки, так и практические преимущества. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения.
Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.
В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия и их сущность представлены в табл. 1.
Таблица 1. Сущность и условия применения метода
Условия применения метода
Расширение существующей системы бухгалтерского учета
Дополнительное обучение персонала
Организация постоянного контроля уровня затрат
Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке
Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции
Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем
Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат
Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации
CVP-анализ (анализ точки безубыточности)
Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4
Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения
Стремление руководства предприятия к снижению издержек
Определенным образом построенная система мотивации персонала
Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта
Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием
Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в табл. 2.
Таблица 2. Преимущества и недостатки методов управления затратами
Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов
Снижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия
В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах
Позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции
Слабое внимание к постоянным затратам
Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции
Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов
Более точное определение финансового результата деятельности предприятия
Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат
Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него
Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода
Условный характер распределения накладных затрат
Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции
Минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство
Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы
Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат
Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат
Определение целевых затрат для новых продуктов
Контроль затрат еще на стадии разработки продукции
Технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня
CVP-анализ (анализ точки безубыточности)
Простота, наглядность и оперативность метода
Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата
При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным
Основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют
Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий
Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)
Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом
Обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов
Неопределенность в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер
Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации
Неотъемлемой частью рассмотренных методов стратегического и оперативного управления затратами является анализ затратообразующих факторов. Его, пожалуй, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного метода управления затратами, но таким анализом нельзя пренебрегать ни в стратегическом, ни в оперативном управлении затратами. Анализ затратообразующих факторов требует рассмотрения факторов формирования затрат в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Знание затратообразующих факторов и степени их влияния на величину затрат предприятия, а также зависимостей между факторами позволяет, воздействуя на факторы формирования затрат, в долгосрочном периоде оказывать управленческое воздействие на саму величину полных затрат предприятия.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Источник