Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти. реферат политология Джалимов. Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти
Название | Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти |
Анкор | Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти |
Дата | 22.09.2021 |
Размер | 33.01 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | реферат политология Джалимов.docx |
Тип | Реферат #235256 |
Подборка по базе: эссе на тему философия начинается с удивления.docx, Ранние половые связи и их последствия — Реферат.docx, саясаттану реферат он бір.docx, БАГДАСАРЯН МИЛЕНА РЕФЕРАТ.docx, Реферат на тему- техника прыжка.docx, физ-ра реферат.odt, 936. Реферат. История. Образование Древнерусского государства — , Айрапетова Нелли реферат ИКТиИБ.docx, 1642 Реферат по истории переделал.doc, командо реферат.docx 1.Источники формирования власти 2.Способы формирования власти Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов. Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений — отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения. 1.Источники формирования власти Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями). Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества. Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть — анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство — официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, — системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. 2.Способы формирования власти «Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти . В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства . В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п. Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:
Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов. Источник Методы формирования органов властиПонимание сущности политической власти предполагает выяснение методов формирования ее органов. Это тем более важно, поскольку наше общество продолжает оставаться своеобразным полигоном социальных и, прежде всего, политических экспериментов по реформированию российской государственности. Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных перестроечных сюрпризов со стороны центральной власти. Основным фактором выбора методов формирования органов власти (речь идет о государственной власти) выступает политический режим или, по- другому, — форма государственного правления, определяемая структурой и правовым положением высших органов власти, в частности, правовым положением главы государства. В современной политической практике в основном встречаются две формы правления — монархия и республика. Монархия как форма правления в «чистом» виде сегодня уже ушла в прошлое. Власть монарха передается, как правило, в порядке престолонаследия, ибо титул монарха ( короля, императора, великого герцога и т.д.) обычно признается наследственным. В большинстве стран мира, где еще существует монархия, признание монарха в качестве главы государства сегодня скорее дань исторической традиции, реальные же органы власти формируются в соответствии с конституционными нормами. Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общегосударственными представительными учреждениями. Различают два основных вида республики — парламентскую и президентскую. Это разделение в значительной степени влияет и на методы формирования органов власти. В президентской республике во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим или косвенным голосованием. Президент сочетает полномочия главы государства и главы правительства. Он назначает правительство, которое не несет прямой политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой являются США, где и была впервые установлена подобная форма правления. В условиях парламентской республики в большинстве случаев глава государства (президент) избирается парламентом, парламент же формирует и правительство. В большинстве случаев (кроме политических революций, восстаний, переворотов и т.п.) основным методом формирования органов власти выступают выборы. В демократическом государстве выборы являются важнейшим основополагающим политическим институтом. Как институт они включают в себя совокупность правовых норм, регламентирующих весь избирательный процесс. Последнее обычно закреплено в соответствующих разделах конституции в общем виде и детализируется в специальных избирательных законах. Признанным является тот факт, что универсальные принципы свободных демократических выборов заключаются в формуле: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Выборы — сам избирательный процесс — могут быть прямыми или косвенными, т.е. многоступенчатыми, когда депутаты или должностные лица выбираются нижестоящими выборными органами или специально избираемыми коллегиями выборщиков (например, выборы президента США). Избирательный процесс следует рассматривать в двух смыслах: во-первых, как порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления и, во-вторых, как систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. В политической практике сформировались три основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. При пропорциональной системе избиратель голосует не за конкретных кандидатов во власть, а за список партий, для определения же победителей устанавливается процентный минимум голосов, необходимых для получения мандата. В России согласно Конституции РФ с 1993 года используется смешанная избирательная система. Так, при формировании нижней палаты Федерального Собрания — Государственной Думы — 225 депутатских мандатов получают кандидаты, одержавшие победу в мажоритарных округах, и еще 225 получают кандидаты, включенные в партийные списки в соответствие с пропорциональной системой представительства. Начиная со второй половины 2005 года, наметился переход к пропорциональной системе. К положительным сторонам пропорциональной системы выборов, прежде всего, относят повышение ответственности избранных органов власти по партийным спискам как перед избирателями, так и перед партией. Предполагается и усиление контроля за властью со стороны победивших партий. Но есть и недостатки. Так, в условиях, когда закон не гарантирует демократического внутреннего устройства политических партий, пропорциональная избирательная система может работать в интересах узкой партийной верхушки и привести к отчуждению от политики рядовых членов партии и партийного электората. Непосредственная связь между кандидатами во властные органы и избирателями весьма ограничена и слабая, так как агитация и голосования осуществляются не за конкретных лиц, а за партийный список. Наряду с выборами органов власти существует и метод их назначения. План семинарского занятия 1. Современные концепции сущности политической власти. 2. Политическая власть как регулятивный механизм социального развития. 3. Основные методы и средства осуществления политической власти. 4. Методы формирования государственной власти в современной России. Источник Способы формирования правительства,его структура и состав правительства и его акты
Правительствомлюбого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции. Основные функции правительства: 1) осуществляет общее руководство государственным управлением; 2) возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность; 3) контролирует деятельность государственного аппарата; 4) распределяет финансы государства; 5) управляет вооруженными силами, иностранными делами. Общий состав правительства: 1) премьер-министр, который возглавляет правительство. В разных странах эта должность называется по-разному – государственный министр, министр-председатель и др. 2) второй уровень занимают государственные министры и министры, государственные секретари и парламентские секретари. В их обязанности входит обеспечение двусторонней связи самого правительства и министров с более низшими по рангу парламентскими структурами. Структуры правительства: 1) правительство и кабинет правительства, данный уровень включает министров всех уровней. В прямые обязанности кабинета министров входит управление всеми процессами в государстве. Обычно кабинет министров состоит из 20 и более министров, которые назначаются премьер-министром. Заседания кабинета министров проводятся 1–2 раза в неделю; 2) совет кабинета и совет министров. Заседания совета кабинета возглавляет премьер-министр; на таких заседаниях принимаются решения по оперативным вопросам. Заседания совета министров являются официальными заседаниями правительства и возглавляются только президентом. На этих заседаниях рассматриваются стратегически важные для государства вопросы; 3) президиум (бюро правительства)состоит из премьера, его заместителей и некоторых министров. Президиум правительства рассматривает и принимает решения относительно многих важных вопросов; 4) межведомственные комитеты или комиссии занимаются главным образом согласованием и решением вопросов родственных министерств одновременно. Премьер-министр имеет право самостоятельно выдвигать кандидатуры в состав правительства, в кабинет министров. Все вопросы по кадровым перестановкам он принимает от имени правительства. Три способа образования правительства: 1) парламентский способ формирования правительства – данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках; 2) полупарламентский способ формирования правительства распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер-министра, а министров назначает самостоятельно; 3) президентский, или внепарламентский, способ формирования правительства предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата. Место правительства в гос.механизме. Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальныйисполнительный орган власти. Для определения места правительства вполит.системе необходимо проанализировать его отношения с парламентом,главой государства, органом конституционного надзора и политическимипартиями. 1.Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. Впрезидентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируетсявнепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности передпарламентом.Юридически в этих странах правительство должно только исполнятьзаконы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласноприменяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей,рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средстввоздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. Впарламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту ещеболее сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этихстранах правительство несет политическую ответственность перед парламентом,формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выраженияему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельностьпарламента. 2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотренытолько применительно к парламентским странам. В президентских республикахпрезидент лично возглавляет правительство. В парламентских странах главагосударства может осуществить свою конституционную компетенцию только черезправительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не чтоиное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главыгосударства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии,издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указаниюправительства. 3.Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора вопределенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема егополномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционногонадзора. Объем компетенции органа конституционного надзора истепеньобязательной силы его решений также оказывают определенноевлияние наотношения его с правительством. 4.Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всегоот формы правления. — В парламентарных странах правительство тесно связано сполитическими партиями, так как оно опирается на партийноебольшинство в парламенте, являющееся конституционной основой егосуществования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль надсвоей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину.-В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носятиной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит отпарламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах неподвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению кправительству. Правительство в президентских республи ках в меньшей степенизаинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но этоне означает, что такой контроль отсутствует.Правительство в президентских республиках осуществляет контроль над парламентомне через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняетсяи тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат кразличным партиям. Анализ фактического положения правительства взарубежныхстранах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимаетцентральное место в системе высших органов государственной власти, хотя этоположение не закрепляется конституциями;правительство является основныминструментом осуществления каквнутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль надкрупными политическими партиями при любой формеправления. ‘; Источник |