- Методы и технологии специального образования
- Вопрос 24. Методы и технологии специального образования
- Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии — Методы специального образования
- Методы специального образования
- Формы организации специального обучения
- Основные группы методов
Методы и технологии специального образования
Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями.
Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.
В процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:
ü Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
ü Стимулирования и мотивации учения;
ü Контроля и самоконтроля.
Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей:
ü На начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения;
ü Словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных — вследствие нарушения развитии речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;
ü Логические и гностические методы используются ограниченно – из — за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;
ü Сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т.Лихачеву).
Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитие их личностных свойств и нравственных качеств. Она — организационно — методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.
Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.
Источник
Вопрос 24. Методы и технологии специального образования
Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).
Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова).
Меголы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями,
По классификации Ю.К. Бабанского в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:
организации и осуществления учебно -познавательной деятельности;
стимулирования и мотивации учения; »/ контроля и самоконтроля.
К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся перспективные — передача и воелрия1ме учебной информации посредством чувств; особенные — лекция, рассказ, беседа;
наглядные — демонстрация, иллюстрация;
практические — упражнения, опыты;
логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии;
гностические — организация и осуществление мыслительных операций — проблем но -по исковые, репродуктивные, исследовательские;
самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.
Методы стимулирования и мотивация учения:
формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;
формирование долга и ответственности в учении — поощрение, порицание и др.
Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.
В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей: на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных — вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;
логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;
сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.
Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
По А. С. Макаренко — «инструмент прикосновения к личности».
Прием воспитания — составная часть или отдельная сторона метода —
Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач.
По классификации И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:
формирование сознания личности
рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
организация деятельности и формирование опыта общественного поведения — упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации:
стимулирование поведения и деятельности — соревнование, поощрение, наказание.
4. На практике методы воспитания выступают сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:
закономерности и движущие силы воспитания;
индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей;
природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.
Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:
• арттерапия (помощь средствами искусства).
Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.
Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии, В этом случае более эффективным является метод примера.
Методы стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом гребований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность.
В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.
Согласно ст. 15 Закона РФ «Об образовании» применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо,
5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву).
Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она — организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.
Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.
Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.
Источник
Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии — Методы специального образования
Принципы специального образования в образовательном процессе исправительного учреждения реализуются соответствующими методами и приемами, а также образовательными технологиями.
Специальная педагогика различает специальные образовательные технологии, методы преподавания и обучения и методы воспитания в процессе формирования личности с особыми образовательными потребностями.
В современных условиях в педагогическом сознании сложилась устойчивая концепция образования, развития и социализации молодого человека как процесса его воспитания, в которой неразрывно сочетаются обучение и воспитание. Разделение методов обучения и методов воспитания в данном случае сделано искусственно, правомерно, с целью анализа различных аспектов специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использовать термин «педагогическая (образовательная) технология» как интегрирующий термин для обозначения различных видов образовательного взаимодействия педагога и учащихся. «Под педагогической технологией следует понимать последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное внедрение в практику ранее разработанного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех». В этом контексте можно говорить о специальных педагогических технологиях развития и обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемых в специальных образовательных технологиях.
Особенности основных методов специального образования.
Одним из наиболее эффективных и широко используемых методов организации познавательной деятельности учащихся является анализ ситуаций. Метод анализа ситуаций развивает способность анализировать неполитизированные жизненные и рабочие задачи. Столкнувшись с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она заключается, определить свое отношение к ситуации.
2.Ролевая игра — это игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными особенностями:
- наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками в их решении.
- Взаимодействие участников игрового класса, обычно в форме дискуссии;
- Введение коррекционных условий учителем в ходе занятия. Таким образом, преподаватель может прервать дискуссию и поделиться новой информацией, которую необходимо учесть при решении задачи, направить дискуссию в другое русло и т.д;
- Оценка результатов обсуждения и подведения итогов преподавателем.
Игровое проектирование продуктивности — это активный метод обучения, характеризующийся следующими особенностями:
- Наличие исследовательской, методологической проблемы или задачи, которую преподаватель ставит перед студентами;
- Разделение студентов на небольшие соревновательные группы;
- Проведение итогового заседания научно-технического совета (или аналогичного органа), в ходе которого группы публично защищают разработанные варианты решения, используя метод ролевой игры.
Метод игрового проектирования производства значительно интенсифицирует изучение учебных дисциплин и делает его более эффективным за счет развития у обучающегося навыков проектной деятельности. В будущем это позволит ему более эффективно решать сложные методологические проблем.
- семинарская дискуссия (групповая дискуссия) формируется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого формируется практический опыт совместного участия в обсуждении и решении теоретических и практических проблем.
- метод проектов — один из активных методов обучения. Метод проектов основан на развитии у учащихся познавательных и творческих способностей и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии — Методы специального образования
Методы специального образования
Психолого-педагогические способы содействия образованию и развитию человека с ограниченными возможностями здоровья образуют систему методов специального образования.
Методы обучения. Дидактика специального образования использует как общепедагогический арсенал методов и приемов обучения, так и свои специфические для каждой категории учащихся с особыми образовательными потребностями методы и приемы коррекционно-педагогической работы, которые являются оригинальными образовательными технологиями.
Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальным образованием особым образом, что предусматривает специальный подбор и сочетание методов и приемов, которые более других отвечают особым образовательным потребностям учащегося и специфике работы в пенитенциарной системе и педагогической работы с ним; предусматривается также специальная реализация этого сочетания методов. Общепедагогические методы используются не изолированно, а всегда в необходимом сочетании друг с другом. Важна взаимодополняемость методов. Так, на начальном этапе обучения объяснению нового материала ведущими методами могут быть наглядные и практические, с элементами устных объяснений или бесед. В более поздние годы вербальные методы могут стать ведущими и дополняться визуальными и практическими методами.
В специальном образовании для достижения максимального коррекционно-воспитательного эффекта почти всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов. Сочетания таких комбинаций и их уместность в конкретной образовательной ситуации и определяют специфику процесса специального образовании.
Методы обучения. В специальном образовании образовательный процесс протекает в сложных условиях: необходимо не только решить обычные образовательные задачи, исходя из ограниченных возможностей учащихся, но и обеспечить удовлетворение специальных образовательных потребностей применительно к каждой категории лиц с нарушениями развития, сформировать социальные, в том числе коммуникативные, поведенческие и другие навыки, личностные качества, отсутствующие в силу первичных или более поздних отклонений в развитии. Обучение ведется индивидуально, с учетом всех особенностей развития каждого ребенка. Воспитание в системе специального образования неотделимо от специального обучения, коррекционной работы, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня.
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями и классификацию методов обучения, принятую в общей и специальной педагогике, рассмотрим три их основные группы, которые в разной степени и в разных сочетаниях используются в специальном образовании:
Информационные методы (беседа, консультация, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей среды, в том числе личный пример учителя, выездные экскурсии, встречи и т.д.;).
Практически активные методы — привыкание, упражнения, учебные ситуации, игры, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы, такие как арт-терапия (лечебно-воспитательная помощь через искусство), иппотерапия (лечебно-воспитательная помощь через верховую езду) и т.д.;
Поощрительные и оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, выговор, наказание).
Как и методы обучения, методы воспитания детей с нарушениями развития, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в значимых сочетаниях как друг с другом, так и с методами обучения, часто будучи встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.
Выбор и состав методов обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и тяжестью нарушений развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, вовлечением семьи в образовательный процесс.
В качестве примера рассмотрим специфику внедрения некоторых методов обучения в систему специального образования.
Формы организации специального обучения
Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.
Психологические особенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов наблюдения и изучения объектов, закрепления используемых при этом словесных средств.
Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Я.А. Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. В условиях специального образования детей младшего возраста с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка. В данном случае целесообразно говорить не о простой комбинации методов, а о специальной коррекционно-образовательной технологии.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.
Основные группы методов
Из них можно выделить три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
1 группа методов
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
По логике передачи и восприятия информации
По степени самостоятельности мышления
По степени контроля над учебной деятельностью
Источник