Методы регулирования жилищного права это способ регулирования

Понятие, предмет и метод жилищного права

Понятие жилищного права

В юридической литературе понятие жилищного права употребляется в широком и узком смыслах.

  • В широком смысле под жилищным правом понимают комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между субъектами жилищного права по владению, пользованию и распоряжению жилищным фондом, обеспечения его сохранности и использования по назначению.
  • В узком смысле жилищное право представляет собой субъективное право конкретного лица на жилое помещение.

Таким образом, жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, которые:

  1. закрепляют возникающие по поводу жилых помещений права и обязанности субъектов жилищного права;
  2. регулируют порядок пользования жилыми помещениями;
  3. охраняют права и законные интересы собственников и иных законных владельцев жилых помещений.

Жилищное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому указанные выше общественные могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

Предмет жилищного права

Предмет жилищного права составляют регулируемые жилищным правом общественные отношения, складывающиеся по поводу жилых помещений и жилого фонда. В юридической литературе указанные общественные отношения получили название жилищных правоотношений.

Жилищные правоотношения являются комплексным понятием и охватывают различные виды общественных отношений, складывающихся по поводу:

  1. управления жилищным фондом и его использования;
  2. учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
  3. предоставления жилых помещений гражданам;
  4. использования пригодных для проживания жилых помещений и т. д.

Перечень жилищных правоотношений закреплен законодателем в ст. 4 ЖК РФ.

Таким образом, жилищные отношения – это общественные отношения с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

  1. возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
  2. пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  3. пользования общим имуществом собственников помещений;
  4. отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
  5. учета жилищного фонда;
  6. содержания и ремонта жилищного фонда;
  7. перепланировки и переустройства жилых помещений;
  8. управления многоквартирными домами;
  9. создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилых помещений, прав и обязанностей их членов;
  10. оказания коммунальных услуг;
  11. внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  12. контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Таким образом, жилищные правоотношения – это общественные отношения между субъектами жилищного права (гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями и жилищным фондом, а также вопросам обеспечения его сохранности и использования по назначению.

Специфика предмета и метода жилищного права

  • принадлежность указанной отрасли права к публичному и частному праву одновременно.

Ряд жилищных правоотношений носит гражданско-правовой характер и регулируется гражданским законодательством РФ. К данным отношениям можно отнести возникновение и прекращение права пользования жилым помещением, которые осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, коммерческого найма жилого помещения, дарения и т. д.). Некоторые же нормы жилищного права носят административный характер (например, учётная норма площади в жилом помещении).

Читайте также:  Найти по три способа которыми можно разменять купюры 10 руб 50 руб 100 руб

Метод жилищного права

Метод правового регулирования – это основной способ, с помощью которого право воздействует на свой предмет.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой совокупность юридических средств и приёмов, с помощью которых осуществляется регуляция жилищных правоотношений.

Специфика метода жилищного права в том, что он одновременно сочетает в себе черты двух методов:

  1. императивного (административно-правового);
  2. диспозитивного (гражданско-правового).

Императивный (административный) метод регулирования основан на принуждении, запрете, обязании и базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.Данный метод направлен на обеспечение строго обязательного поведения субъектов, предписанного государством.

Например, ст. 59 ЖК РФ содержит императивное регулирование. В указанной статье говорится, что освободившееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться про­живающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых — гражданам, имею­щим жилую площадь менее установленной нормы на одного челове­ка. А если вышеперечисленные граждане отсутствуют, то вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется в общем поряд­ке по договору социального найма.

Диспозитивный метод присущ гражданскому праву. Это метод автономии, дозволения, который характеризуется предоставлением субъектам правоотношений возможности выбора линии поведения. Этот метод построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении. Основывается на равенстве сторон правоотношения . В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга.

Например, диспозитивный метод проявляется в ст. 72 ЖК РФ: наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с письмен­ного согласия проживающих совместно с ним, также временно отсутствующих членов семьи, произвести обмен занимаемого жилого по­мещения с другим нанимателем по договору социального найма, в том числе с проживающим в другом населенном пункте.

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Читайте также:  Фаршированный перец холодным способом

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Читайте также:  Реши каждую задачу разными способами 4 класс

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Оцените статью
Разные способы