Документы
Средства физической подготовки
52. Основным средством физической подготовки являются движения и действия, используемые с целью улучшения физического состояния военнослужащих и решения задач физической подготовки (далее именуется – физические упражнения).
53. Физические упражнения направлены на развитие и совершенствование физических и специальных качеств, формирование военно-прикладных навыков.
54. Основу содержания того или иного физического упражнения составляют внутренние процессы, происходящие в организме военнослужащего. Характер внутренних процессов, происходящих при выполнении физических упражнений, определяет их влияние на организм военнослужащего. В результате перестройки организма, происходящей под воздействием физических упражнений, развиваются физические качества, формируются новые двигательные навыки, улучшается координация движений, совершенствуется физическое развитие, укрепляется здоровье военнослужащего.
55. В процессе физической подготовки военнослужащие используют дополнительные средства: оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
56. В практике физической подготовки используются упражнения, разнообразные по своей форме. В гимнастике и атлетической подготовке, военно-прикладном плавании, преодолении препятствий, ускоренном передвижении и легкой атлетике; спортивных играх и других разделах физической подготовки имеются многочисленные упражнения, отличающиеся своей внутренней и внешней структурой.
57. Все физические упражнения выполняются специфическими для каждого из них способами. Способы выполнения упражнений, обеспечивающие их наибольшую эффективность, называются техникой физических упражнений.
58. В технике физических упражнений обычно выделяют ее основы, основное звено и детали.
59. При обучении новому физическому упражнению военнослужащие овладевают основами техники упражнения. Затем в процессе многократного повторения упражнения у них формируются особые, наиболее эффективные способы выполнения отдельных элементов.
60. Техника физического упражнения определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями, положением тела, направлением движения, амплитудой, скоростью, силой, темпом и ритмом.
61. Применяемые в физической подготовке военнослужащих упражнения распределяются на различные группы, т.е. классифицируются. В основе классификации лежит определенный, характерный для данной группы физических упражнений признак. Таким признаком может быть влияние физических упражнений на раз-витие определенных физических, специальных и волевых качеств, а также двигательных навыков.
62. В зависимости от преимущественного значения упражнений для развития физических качеств они разделяются на развивающие силу, быстроту, ловкость и выносливость, а также формирующие военно-прикладные навыки плавания, преодоления препятствий, рукопашного боя, ускоренного передвижения, передвижения на лыжах.
63. По структурным признакам физические упражнения делятся на циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), ациклические (поднимание тяжестей, прыжки или метания с места, приемы нападения и самозащиты) и смешанные (метания с разбегу, прыжки с разбегу в длину и высоту, движения в спортивных играх).
64. По характеру режима деятельности мышц физические упражнения бывают динамическими, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением и статическими, при выполнении которых мышцы относительно продолжительное время находятся в напряженном состоянии (удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора).
65. По направленности физические упражнения различаются по развитию тех или иных мышц и мышечных групп.
66. К основным физическим качествам, обеспечивающим двигательную деятельность военнослужащих, относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.
67. Под выносливостью понимается способность противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности.
68. Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
69. Под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальное время.
70. Под ловкостью понимается способность выполнять движения координировано и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.
71. К основным специальным качествам, обеспечивающим устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и внешней среды, относятся: устойчивость к укачиванию, гравитационным перегрузкам, кислородному голоданию, вибрации, гиподинамии.
72. К основным военно-прикладным навыкам относятся: навыки в передвижении по пересеченной местности на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою. Навыки формируются и совершенствуются путем многократного повторения упражнений.
Методы физической подготовки
73. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.
74. В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.
75. Методы обучения направлены на формирование военно-прикладных навыков, приобретение специальных знаний, привитие методических навыков и умений.
76. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование военно-прикладных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование).
Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения.
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;
по частям – если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
по разделениям – если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
с помощью подготовительных физических упражнений – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
После разучивания упражнение выполняется в целом.
Тренировка направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки.
77. Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.
78. Способами организации военнослужащих при выполнении физических упражнений могут быть индивидуальный, групповой, фронтальный, круговой, поточный.
79. Командиры (начальники), специалисты физической подготовки, специалисты военно-медицинской службы, руководители занятий обязаны принимать все меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности при проведении занятий.
80. Методы развития направлены на совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.
81. Под физической нагрузкой понимается степень воздействия на организм физических упражнений и характеризуется объемом и интенсивностью физической нагрузки.
Основными показателями объема физической нагрузки являются: время, затраченное на выполнение физического упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных физических упражнениях); общий вес отягощений (в физических упражнениях с тяжестями); суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня.
Основными показателями интенсивности физической нагрузки являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции; разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение); пульсовая интенсивность физического упражнения.
При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация:
низкая — до 130 уд./мин.;
средняя — 130-150 уд./мин.;
высокая — 150-170 уд./мин.;
максимальная — свыше 170 уд./мин.
Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем физической нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, — чем больше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.
Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий.
Суммарная интенсивность физической нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).
Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
82. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.
Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся, основываясь на примерной схеме оценки внешних признаков утомления согласно приложению № 11 к настоящему Наставлению.
83. Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов.
84. Решение воспитательных задач обеспечивается:
применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
Формы проведения физической подготовки
85. Формами проведения физической подготовки являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка.
Источник
Методы развития физических качеств
В теории и практике физической культуры различают следующие общие методы развития физических качеств: повторный, переменный, равномерный, контрольный, интервальный, соревновательный.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением однотипных упражнений (приемов, действий) через определенные промежутки времени. Это повторение одинаковых действий может использоваться с перерывами для отдыха или без них.
Переменный метод заключается в периодическом изменении интенсивности и длительности непрерывно выполняемых физических упражнений.
Равномерный метод характеризуется выполнением физических упражнений с равномерной интенсивностью и постепенным увеличением продолжительности работы.
Контрольный метод состоит в периодической проверке физической подготовленности сотрудников.
Интервальный метод заключается в выполнении тренировочной работы по частям с постепенным сокращением времени отдыха между ними.
Соревновательный метод характеризуется выполнением физических упражнений с наибольшей интенсивностью в условиях состязания.
Сила— способность человека выполнять работу, связанную с преодолением сопротивления или противодействием ему за счет мышечных усилий. Она характеризуется степенью напряжения, которое развивают мышцы при сокращении и проявляется в статических усилиях и динамических движениях, силового и скоростно-силового характера.
Основными методами развития силы являются «метод больших и максимальных усилий» и метод «до отказа».
Быстрота– способность человека выполнять движения и действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают следующие формы проявления быстроты как физического качества: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения, частоту движений. Более сложным проявлением быстроты является выполнение циклических и ациклических движений в минимальный отрезок времени. В последнем случае быстрота может характеризоваться несколькими из перечисленных показателей.
Основными методами выполнения упражнений с целью развития быстроты являются повторное выполнение упражнений с околопредельной быстротой и с предельной быстротой.
Выносливость– способность человека продолжительное время поддерживать работоспособность на высоком уровне.
Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью принято понимать способность человека длительное время выполнять разнообразную физическую работу.
Специальная выносливость характеризуется способностью переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами деятельности.
Для развития выносливости могут применяться все известные методы тренировки: повторный, равномерный, переменный, интервальный и др.
Ловкостьпонимается способность человека выполнять целесообразные движения в сложных или внезапно меняющихся условиях.
Она является наиболее сложным физическим качеством, включающим различные проявления двигательных способностей, особенно координацию и точность движений, быстроту и точность двигательной реакции, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другие.
Развитие и совершенствование ловкости обеспечивается постепенным усложнением применяемых упражнений и выполнением их в непривычных, постоянно изменяющихся условиях в сочетании с другими действиями.
В практике физической подготовки и спорта под подвижностью в суставах (гибкостью) следует понимать способность организма выполнять движения с наибольшей амплитудой.
Подвижность в суставах является одним из составных компонентов двигательных способностей обучаемых, и достаточный уровень ее развития создает необходимый фон для дальнейшего более быстрого совершенствования физических качеств. В большей степени это проявляется при развитии силы и ловкости, в меньшей степени – при выполнении беговых упражнений (В. А. Торопов, 1982).
Таковы краткая характеристика и основные методы развития и совершенствования физических качеств, учет которых позволяет руководителю занятий осуществлять правильный подбор упражнений и методику их использования.
Служебно-профессиональная деятельность сотрудников некоторых специальностей протекает в условиях воздействия на организм различных неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на уровень работоспособности.
Под специальными качествами понимаются свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной и служебной деятельности. К специальным качествам относятся устойчивость к укачиванию, к кислородному голоданию и к перегрузкам.
Устойчивость к укачиваниюхарактеризуется способностью организма более стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности. Сотрудники, при выполнении операций, наиболее часто подвергаются воздействию ускорений вследствие качки, при совершении марша на машинах. Это является основной причиной укачивания.
Устойчивость к кислородному голоданиюповышает возможности организма сохранять работоспособность в условиях пониженного парциального давления кислорода.
Устойчивость к перегрузкам определяется: уровнем общей и скоростной выносливости организма, степенью совершенства специальных защитных реакций организма на действие перегрузок и психологической готовности к их перенесению, а также развитию мышц брюшного пресса, нижних конечностей и выработкой навыка сочетания грудного типа дыхания с напряжением мышц живота и ног.
Источник