Методы политической деятельности способы осуществления власти

Методы политической деятельности способы осуществления власти

Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Коммуникативная подсистема политической системы включает методы политической деятельности, способы осуществления власти.

2) Одной из функций политической системы является мобилизация ресурсов на достижение определенных целей.

3) Интеграционная функция политической системы обеспечивает взаимосвязь и единство действий различных компонентов её структуры.

4) Политическая система — это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе.

5) Политические нормы и традиции относятся к институциональной подсистеме политической системы общества.

Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Коммуникативная подсистема политической системы включает методы политической деятельности, способы осуществления власти. Нет, неверно, их включает функциональная подсистема.

2) Одной из функций политической системы является мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. Да, верно.

3) Интеграционная функция политической системы обеспечивает взаимосвязь и единство действий различных компонентов её структуры. Да, верно.

4) Политическая система — это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе. Да, верно.

5) Политические нормы и традиции относятся к институциональной подсистеме политической системы общества. Нет, неверно, они относятся к нормативной подсистеме.

Источник

Формы, методы и принципы осуществления власти

1.2 Формы, методы и принципы осуществления власти

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль. Формы осуществления власти – это общие способы воздействия субъекта власти на ее объект. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения. При этом способы принуждения подвластной стороны могут быть весьма различными, это — убеждение, контроль, поощрение, санкционирование, насилие, материальное стимулирование и т.д. В зависимости от вида и характера используемых ресурсов формы осуществления власти делятся на две группы:

1) связанные с применением или угрозой применения насилия, физических средств:

— насилие – способность субъекта достичь желаемого результата в отношениях с объектом либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику (душу), либо ограничивая его действия. Здесь у подчиненного нет автономии, нет выбора и какой-либо степени свободы;

— принуждение – угроза применения негативных (силовых) санкций по отношению к объекту в случае отказа повиноваться (угроза применения силы).

2) связанные с применением ненасильственных факторов:

— побуждение – способность субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован. Позитивная санкция – вознаграждение. Формула обмена оставляет определенную степень свободы у объекта;

— убеждение – подчинение достигается с помощью аргументов. Между субъектом и объектом нет конфликта, степень свободы объекта достаточно высокая, есть выбор;

— манипуляция – скрытое влияние на объект, который может не знать о существовании субъекта и направленных на него воздействиях. Осуществляется через системы коммуникации, информационное влияние. Степень свободы формально очень высока, внешнее сходство с убеждением;

Читайте также:  Способ стерилизации банок с огурцами

— авторитет – совокупность качеств и характеристик субъекта, которая делает необходимым принять требование субъекта независимо от его содержания и ситуации, в которой оно предъявляется. Подчинение является добровольным и осознанным, совершается под давлением моральных факторов; степень свободы в исходном пункте высокая.

Особое место среди них занимает насилие, которое, по мнению Ф.Нойманна, «есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению». Поэтому «самым эффективным методом остается убеждение».

2 Дать определение следующим понятиям

Ресурсы политической власти — это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А.Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые). Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы.

Легальность власти — политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий). Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения общественной морали.

Легитимность власти — признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Она фиксирует согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Легитимная власть взаимодоверительна — народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы. Таким образом, легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам, тогда как легальность — признаваемый законом, соответствующий закону.

Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Критериями эффективности власти являются: легитимность власти и эффективное использование ее ресурсов; рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти; эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур; организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа; эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

3 Выполнить тестовые задания

1. Как соотносятся между собой понятия «политическая власть» и «государственная власть»?

А) Первая – часть целого, т.е. государственной власти;

Б) Наоборот (Государственная власть является одним из видов политической власти, которая «реализует наиболее общие интересы определенного территориального сообщества (общества страны) и служит цели развития данного политического сообщества (государства) как единой системы»).

2. Основными институциональными субъектами политической власти выступают (Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии):

Читайте также:  Оперативные способы родоразрешения протокол

А) Представительные учреждения;

Б) Государственные исполнительные органы

Г) Политические партии и движения

Д) Трудовые коллективы

Е) Группы интересов и группы давления

3. Выделите основные виды ресурсов власти:

А) экономические ресурсы;

Б) силовые ресурсы;

В) информационные ресурсы;

Г) демографические ресурсы;

Д) суверенные ресурсы;

Е) нормативные ресурсы;

Ж) легальные ресурсы;

Д) легитимные ресурсы.

Список использованной литературы

1. Демин, Г.И. Политология: Альбом схем / Г.И.Демин. — М.: Издательство «Палеотип», 2002. — 92 с.

2. Ирхин, Ю.В. Политология: Учебник / Ю.В.Ирхин, В.Д.Зотов, Л.В.Зотова. — М.: Юристъ, 2002. — 511 с.

3. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г.Ледяев. — М.: РОССПЭН, 2001. — 384 с.

4. Пиульский, Е.В. Политология: Учебное пособие / Е.В.Пиульский, Н.Н.Гончаров, Л.И.Цыганкова; Под ред. Е.В.Пиульского. — Гродно: ГрГУ, 2003. — 164 с.

5. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 158 с.

6. Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я.Хабриевой. — М.: МГУ, 2005. — С.93.

7. Пугачев, В.П. Введение в политологию / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2005. — 378 с.

Источник

Способы и формы осуществления политической власти

. В зависимости от источника подчинения объекта субъекту властные отношения могут принять форму силы, принуждения, по­буждения, убеждения, манипуляции и авторитета.

Власть в виде силы означает способность субъекта достичь желае­мого результата в отношениях с объектом либо путем непосредствен­ного воздействия на его тело или психику, либо с помощью ограниче­ния его действий. В отличие от других форм власти, сила исключает альтернативы действия объекта, не давая ему возможности сделать выбор.

В принуждении источником подчинения объекта команде субъек­та выступает угроза применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения, т. е. угроза си­лы. Хотя сила и принуждение нередко воспринимаются как одно и то же, концептуальное различение между ними является необходимым, поскольку они имеют разные источники подчинения и разные способы осуществления.

Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован. В отли­чие от принуждения, связанного с негативными санкциями, в процессе осуществления побуждения нежелание объекта следовать распоряже­ниям субъекта преодолевается с помощью позитивных санкций, обеща­ния вознаграждения. В некоторых случаях (например, когда субъект лишает объект регулярного вознаграждения) различие между при­нуждением и убеждением (негативными и позитивными санкциями) бывает трудно различимым. Здесь отнесение к тому или иному виду власти зависит от восприятия ситуации объектом.

В убеждении источник власти заключается в аргументах, кото­рые субъект может использовать для подчинения объекта. В отли­чие от принуждения и побуждения, которые внешне могут выглядеть как убеждение, последнее подразумевает отсутствие конфликта меж­ду субъектом и объектом; у объекта есть выбор принять аргументы субъекта или нет, который не ограничен позитивными или негативны­ми санкциями со стороны субъекта.

Манипуляция как вид власти основывается на способности субъ­екта осуществлять скрытое влияние на объект. В отличие от других видов власти, манипуляция может иметь место без команды субъекта и даже тогда, когда объект не знает о самом существовании субъек­та. Она осуществляется либо через коммуникацию, в процессе которой субъект делает замаскированные предложения (обычно путем подачи селективной информации), либо путем влияния на окружение объекта. Хотя с точки зрения объекта манипуляция выглядит как убеждение, это разные виды власти. В процессе убеждения субъект не лишает объ­ект (сознательно) необходимой информации, поскольку он хочет, что­бы объект принял его точку зрения. Напротив, в манипуляции субъект не хочет, чтобы объект мыслил так же, как и он сам, и поэтому созна­тельно ограничивает поток информации для объекта.

Читайте также:  Изучив строение меховой шкурки определите способы снятия шкурки по представленным образцам

Источником подчинения объекта во властном отношении в фор­ме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта, которая делает объект обязанным принять команду субъек­та независимо от ее содержания. В отличие от силы и манипуляции, авторитет зависит от восприятия объекта и обязательно результиру-стся в его повиновении команде субъекта. Границы между авторите­том (особенно легальным авторитетом) и принуждением часто бывают размыты. Однако в «чистом» виде авторитетного отношения подчине­ние объекта субъекту является добровольным. Объект повинуется, по­скольку рассматривает свое повиновение как должное. В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным,, традици­онным или легальным.

Мшвениерадзе.

Основным способом существования власти пред­ставляется её проявление в различных динамичных фор­мах зависимости, независимости и взаимозависимости ме­жду человеком и человеком, личностью и обществом, социальными группами, классами, государствами, блока­ми государств. Власть многогранна, многослойна. Исторически происходило так, что сначала главной формой политического взаимоотношения между членами общества, странами и целыми регионами была зависи­мость. Условиями и способами для установле­ния отношений господства и подчинения являлись сословно-иерархические системы, , монар­хические и диктаторские режимы, отсутствие принципа разделения властей, классовая борьба и, наконец, завое­вательные войны. Главной функцией власти служило принуждение как крайняя форма проявления — насилие. Прогрессивная линия исторического развития политиче­ских отношений шла и ныне идет путем преодоления зави­симости, через достижение независимости и утверждение взаимозависимости. Для поддержания этой линяй необ­ходимо безостановочное совершенствование демократии, изменение сущностных характеристик оснований власт­ных отношений, переход от принуждения к управлению, равно как и систематической проведение различных ре­форм с целью достоянной регулировки внутригосударст­венных и межгосударственных взаимосвязей. Однако принцип взаимозависимости государств, осно­ванный на замене конфронтации широким международным сотрудничеством, традиционно понимался, да и сейчас иногда интерпретируете я в имперском значении, а его воплощение в жизнь принимало уродливые антидемокра­тические формы наподобие пресловутого «разделения сфер влияния» менаду наиболее мощными государствами идя группами государств, при котором как бы узаконивалось зависимое положение большинства стран мира. В сегодняшнем мире, в нынешних исторических усло­виях, как узде отмечалось, межгосударственные властные отношения в целом уравновешены, т. е. существует опре­деленная стабильность во взаимодействии между социалистическим и, развивающимися и не­присоединившимися странами. На Западе это состояние часто называют «ядерным сдерживанием» или «равнове­сием страха*. Попытки взломать установившийся баланс властных отношений могут не столько привести к их изме­нению, сколько оказаться роковыми для существования цивилизации. Сильная объективная тенденция к сохране­нию взаимозависимости и ее упрочению проявляется и в расширении мирохозяйственных связей, которые все больше охватывают не только экономику и торговлю, но также науку, культуру, искусство, спорт, туризм.

Источник

Оцените статью
Разные способы