- Методы обучения способам словообразования старшего дошкольного возраста
- § 7. Методика формирования способов словообразования
- Обучение старших дошкольников способам словообразования
- Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста» статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения способам словообразования старшего дошкольного возраста
Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения. «Закончи предложение».
Мы пойдем гулять, если. (не будет дождя).
Цветы засохнут, если. (их не поливать).
Если бы я не помог Наташе, она бы. (могла упасть).
Чашка разобьется, если. (ее уронить).
§ 7. Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок.
Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».
В игре-драматизации «Кто пришел?» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Источник
Обучение старших дошкольников способам словообразования
Светлана Короткова
Обучение старших дошкольников способам словообразования
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком
разговорного языка,становления и развития всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической.
Формирование грамматической стороны речи ребёнка —
постоянный непрерывный процесс. Это соответствует
психофизиологическим основам развития грамматического строя
детской речи. Практика речевого общения — важнейшее условие
формирования грамматических навыков.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сензитивный период развития.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя
речи является овладение ребёнком закономерностями языка,
языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в
Исследования, посвящённые проблеме словообразования в
дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию
как развивающее, обеспечивающее формирование собственно
языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не
как нацеливание на коррекцию ошибок.
Проблема обучения грамматическим нормам родного языка
актуальна. Это отражено в работах А. Н. Гвоздева, С. Л.
Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г.
Арушановой и других.
Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникова, М. И. Поповой, А.
В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития
грамматического строя речи у детей.
Использование различных методов обучения детей 5-6 лет
словообразованию способствует развитию мыслительных операций
(анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др., помогает детям
полнее и глубже понять предлагаемый материал. Усвоение способов
словообразования повышает уровень общего развития детей,
способствует развитию речевых навыков.
В процессе овладения родным языком ребенок и без
специального обучения, практически, на основе чувства языка,
усваивает некоторые закономерности словообразования, о чем
свидетельствуют многочисленные и характерные для детской речи
факты словотворчества.
Таким образом, специальное формирование
словообразовательных знаний и умений нужно включать в обучение
дошкольников родному языку в детском саду.
Усвоение детьми словообразовательных знаний и умений,
овладение элементами словообразовательного анализа способствует
включению в активный словарь детей новых производных
(мотивированных) слов, расширяет возможности выбора слов в
целях более точного, более выразительного языкового оформления
мысли, нестроения развернутого высказывания, связной
Дистанционное обучение дошкольников по лексической теме «Неделя со знатоками» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.
Дистанционное обучение дошкольников по теме недели «Полевые цветы» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ» Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.
Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в «виртуальном детском саду». На сегодняшний.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.
Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.
Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.
Обучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.
Обучение дошкольников основным принципам и приемам передачи цвета Цвет — основа восприятия окружающего мира С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия.
Источник
Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley_slovoobrazovanie_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей № 21 «Искорка»
Семинар-практикум для воспитателей
«Словообразование у детей старшего
Подготовила и провела: воспитатель первой
Родионова Светлана Валерьевна
Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Например, рыбка — рыбка путем добавления к нему суффикса -к- с вновь приобретенным этим словом значением уменьшительности. Этим словообразование отличается от словоизменения , поскольку при словоизменении смысловое значение не меняется. Так, например, слово «лампа», в каком бы падеже оно не было употреблено (вижу лампу, нет лампы, подошел к лампе…), так и остается «лампой». Но если мы добавим суффикс -очк- , получится «лампочка», то смысловое значение его будет уже иным, то есть это будет уже не словоизменение, а словообразование .
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.
Причину некоторые исследователи склонны искать в совершенствующемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.
Эти изменения, изученные психологами-исследователями: Выготским, Любинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут.
На первый взгляд это незначительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период.
Самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество.
Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке (мама – мамонька, мамушечка, цветушечка, хорошуленька…. или дом – человечник, людильник).
Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы – суффиксальные, способ сложения корней, а также часто используются в речи детей.
Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как, во-первых, оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка.
Основные способы словообразования однотипны, а это значит, что любой усвоенный ребенком способ свободно переносится и на другие слова, благодаря чему он может в дальнейшем уже самостоятельно образовывать все новые и новые слова. Например, синий – ласково «синенький», слегка синий «синеватый».
Глагол от прилагательных: розовый – розовеют, белый – белеют.
При помощи приставок образование глаголов: выхожу – прихожу — перехожу.
При помощи приставок образуют причастия: выходящий – приходящий – переходящий.
Деепричастия: выходя – приходя – переходя.
Если ребенок усвоил способы образования новых слов, относящихся практически ко всем частям речи, от какого-то одного глагола, то это автоматически переносится на все другие глаголы.
Иными словами, овладев основными способами словообразования, ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас.
Во-вторых , способствует более точному и более глубокому пониманию ребенком смыслового значения слов. Кроме того, работа над словообразованием дает первоначальные навыки подбора родственных слов и подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.
Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:
- Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка). Д/игра «Большие и маленькие».
- Образование глаголов при помощи приставок (ушел – пришел). Д/игра «Скажи наоборот».
- Образование относительных прилагательных (сок березы — березовый сок). Д/игра «Что из чего сделано», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье», «Скажи какой дом?».
- Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы – лисий хвост). Д/игра «Чей дом?», «Какой лист?».
Нужно упражнять детей, образовывать сложнее существительные на
-ищ- . Например, лапка, а большая … лапище
В работе над словообразованием используйте следующие приёмы :
- Дидактические игры и упражнения.
Д/игры: «Подбери пару», «Дюймовочка и Гулливер»…
Игры с игрушками (образовывают детёнышей животных).
- Демонстрация картин, альбомов, фотографий (парные картинки – уменьшительный суффикс) иллюстрации к сказкам и другим книгам (например, «Заяц – хваста».)
- Художественная литература (потешки, стихи, сказки – способствуют правильному усвоению суффиксов. «Заяц – хваста» — зуб-ищ-е, лап-ищ-и)
- Наблюдение за окружающей жизнью (накопить опыт употребления сходных по значению суффиксов можно в свободном общении с людьми, в играх с игрушками, а также при рассматривании и названии картинок).
- Обогащать словарь ребёнка через музыку, театр.
- Использовать технические средства.
- Применять совместное «чтение» текстов, содержащие пиктограммы (помогают вводить в речь ребёнка слова, содержащие суффиксы; помогает воспитывать активное внимание ребёнка, побуждает к чтению).
5 лет – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи.
Активными словотворцами они становятся лишь на шестом году жизни.
Процесс развития словообразования у детей начинается в младшем дошкольном возрасте (яблоко – яблоки, много – рук, ложек…) и заканчивается уже в младшем школьном возрасте.
В старшей группе знакомим с разными способами образования слов (сахар – сахарница, соль – солонка…). Упражняем в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – перебежал).
В подготовительной к школе группе совершенствуем умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Работу по словообразованию нужно строить по плану:
1. Формирование интереса (игровая ситуация: волшебная книга, медаль…).
- Разработка приёмов.
- Подготовка необходимых материалов и атрибутов.
- Работа с родителями (для закрепления).
Тогда правильно спланированная работа приведёт к результатам, что:
— увеличится активный словарь детей;
— повысится интерес к словотворчеству;
— речь детей станет грамотной;
— дети научатся отличать выдуманные слова от русской речи.
Дети допускают в речи ошибки. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста»
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части.
Семинар — практикум «Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста»
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог.
Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен.
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста»
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском сад.
Семинар-практикум по теме: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Цель семинара-практикума: Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Семинар- практикум «Оригами, как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум » Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум » Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Цель: • Повышение профессиональной компетентн.
Источник