Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Методы и особенности муниципального права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы муниципального права – это совокупность определенных приемов, способов и средств правового регулирования, посредством которого нормы муниципального права оказывают влияния на те общественные отношения, которые входят в предмет рассматриваемой отрасли.
Основные методы муниципального права
Метод, наряду с предметом выступает ключевой характеристикой любой отрасли права. Муниципальное право не является исключением в этом отношении, в связи с чем представляется необходимым детальное рассмотрение понятия и особенностей методов муниципального права. Прежде всего, говоря об определении методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что одной из наиболее распространенных и общепризнанных в юридической литературе дефиниций рассматриваемой категории выступает следующее определение:
При этом следует отметить то, что помимо отмеченного регулятивного воздействия, в общей теории права отмечается то, что значение метода юридической отрасли служит необходимым критерием для отграничения ее от других отраслей и определения отраслевой самостоятельности.
Переходя к рассмотрению конкретных видов методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что в рамках анализируемой юридической отрасли, как правило, используются стандартные методы правового регулирования, выработанные общей теорией права:
- Императивный метод, который в рамках муниципального права используется в процессе установления категорических предписаний, строго определенных правил поведения субъектов соответствующих правоотношений, и т.д. Реализуется на практике путем принятия и применения императивных юридических норм;
- Диспозитивный метод, суть которого предполагает возможность выбора форм поведения самими участниками муниципально-правовых отношений, в том числе из числа прямо установленных моделей поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Однако следует обратить внимание на то, что особенностью метода рассматриваемой отрасли выступает то, что рассмотренные выше стандартные способы правового регулирования используются в рамках муниципального права в особом сочетании публично-правового и частноправового методов. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению.
Способы воздействия государства на участников муниципал-правовых отношений
В процессе рассмотрения методов правового регулирования муниципального права необходимо также обратить внимание на характеристику тех способов, которые доступны государству в лице его органов и должностных лиц для осуществления юридически-значимого воздействия на участников муниципально-правовых отношений. В числе соответствующих способов традиционно выделяют:
- Дозволение – способ правового воздействия, выраженный в предоставлении участнику правового отношения возможности выбора конкретного варианта собственного поведения, в установленном законом пределе;
- Запрещение – прямое установление обязанности для участников общественных отношений в сфере муниципального права воздерживаться от определенных форм поведения, совершения действия, прямо запрещенных действующим законодательством, под угрозой применения мер юридической ответственности;
- Обязывание – воздействие на поведение участников муниципально-правовых отношений, путем установления юридической обязанности вести себя определенным образом, совершить конкретное действие и т.д.
Наряду с рассмотренными методами и способами правового воздействия на субъектов муниципального права, следует обратить внимание на применение в рамках рассматриваемой отрасли еще одного метода правового регулирования – метода рекомендаций.
Его выделение предопределено относительной самостоятельностью органов местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .
В этой связи, поскольку соответствующие органы местного самоуправления не входят в систему и структуру органов государственной власти, в определенных сферах, затрагивающих решение вопросов местного значения, государственными органами может быть оказано исключительно рекомендательное воздействие на местные органы.
Особенности муниципального права
Анализ научной и учебной литературы, посвященной изучению и анализу местного самоуправления и вопросов правового регулирования в соответствующей сфере, позволяет сделать вывод о выделении ряда особенностей, присущих местному самоуправлению, и оказывающих, в этой связи, влияние на отрасль муниципального права. В числе таких особенностей может быть названо:
- Демократизм местного самоуправления, связанный с тем, что в рамках действующего российского законодательства соответствующая категория рассматривается в качестве особой формы народовластия, призванного выражать и обеспечивать реализацию интересов жителей соответствующего муниципального образования. При этом в рамках муниципального права выделяются как непосредственные формы демократического управления (референдум, сход, и т.д.), так и представительные, выраженные в деятельности выборных органов местного самоуправления и должностных лиц;
- Самостоятельность и независимость местного самоуправления, позволяющие местному населению самостоятельно решать многие вопросы местного значения, в том числе принятие решений о формах осуществления соответствующего управления, структуре органов, и т.д.;
- Многообразие форм организации муниципального образования и органов местного самоуправления внутри них. Так, действующим федеральным и региональным законодательством предусматриваются самые разнообразные организационные формы реализации местного самоуправления, призванные учитываться местные традиции, особенности и т.д.;
- Финансово-экономическая обособленность местного самоуправления, обусловленная тем, что современным муниципальным правом устанавливается возможность обладания муниципальным образованием определенным имуществом на праве собственности, а также правом самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и установления местных налогов и сборов.
Источник