Методы контроля знаний умений навыков способов деятельности

Методы контроля знаний умений навыков способов деятельности

Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.

• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различ­ных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.

• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раз­дела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.

• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

• Заключительная (итоговая) — это различные формы атте­стации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

— учет специфики учебного предмета;

— разнообразие форм и методов.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организа­ция — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нуж­но спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует проду­мать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их то­варища. У каждого учителя должна быть своя система провер­ки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладе­ния знаниями постоянно контролируются.

Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуаль­ный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графиче­ские — графики, схемы, таблицы; программированные — ма­шинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.

Устные методы контроля

Наиболее распространенным является ин­дивидуальный опрос, когда ученик вызы­вается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учени­ков. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основатель­но, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много време­ни, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результа­те нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка зна­ний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и за­даниями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обя­зательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению опреде­лить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценоч­ное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фрон­тальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сиг­нальные карточки, которые ученики показывают в ответ на воп­рос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос — это способ устранить многие недос­татки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вы­зываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвеча­ют письменно. Задания должны быть рассчитаны на один вре­менной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и на­правляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается зада­ние продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти уча­щихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил до­машнее задание.

Письменные методы контроля

Письменные методы контроля разнооб­разны и определяются спецификой учеб­ного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать не­большую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашне­го задания, данного по вариантам или по карточкам, или зада­ние, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопро­сов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Читайте также:  Виды движения способы построения

Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть по­сильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность кото­рых проверяется таким способом. Полученная обратная ин­формация используется учителем в целях коррекции как сво­ей педагогической деятельности, так и познавательной дея­тельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Обучающее значение этого метода заключается в углубле­нии и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.

Графические методы

Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки.

Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.

Такие карточки могут быть следующих типов:

1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учи­тель получает полную картину ответов учеников. При хоро­шей организации такая проверка занимает 5—7 мин.

2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, да­ты и названия войн).

3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных сло­вах или предложениях. Надо заполнить пропуски.

4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из пере­численного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со сло­весными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложе­нии не должно быть заданий, требующих долгого раздумыва­ния или допускающих вариативные ответы.

Варианты проверочных заданий, которые можно разрабо­тать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и мето­дике их использования.

Формы контроля:

Коллоквиум — промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения мате­риала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие воз­никших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глу­бины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материа­ла и выработки необходимых умений и навыков.

Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.

Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до это­го проводились «испытания»).

Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие препода­вателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным воп­росам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвое­ния учащимися изученного материала, в организации интен­сивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.

Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо прак­тических заданий, работ; сбор дополнительной учебной ин­формации по заданной теме, выращивание растений на учеб­но-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, на­писание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем ка­чественном уровне.

Читайте также:  Запрещенный способ лова рыбы

Экзамен организуется в виде индивидуальных монологиче­ских ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, бесе­ду по реферату или конспекту, по прочитанной дополнитель­ной литературе.

На всех формах контроля должна быть спокойная, добро­желательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.

Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать зна­ния, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развиваю­щий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Вос­питательная роль зачетно-экзаменационной системы диагно­стики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в про­буждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты использу­ются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.

Источник

Формы и методы контроля знаний, умений, навыков

Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качества подготовки специалиста. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценить получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы контроля знаний, умений, навыков»

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области « Вольский строительный лицей»

Методический доклад на тему:

«Формы и методы контроля знаний, умений, навыков»

Подготовил: мастер п/о Пак В.Г.

Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качества подготовки специалиста. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценить получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения обучающимися нового материала.

Учебные планы и программы учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений обучающихся:

Обязательные контрольные работы.

Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией заключённой в них. Всё это требует тщательного, обоснованного отбора задания.

Задания всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требования учебных программ. Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания обучающихся. В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ:

Теоретические, позволяющие проверить усвоение обучающимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений.

Практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные задания для решения конкретных задач;

Комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Зачёт как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики обучающие получают зачёт с деффиринцированной оценкой.

Зачёт служит так же одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами. Основное направление квалифицированных работ заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленным учебным планом специальности.

Проводятся квалификационные работы после завершения производственной практики для получения рабочей профессии.

Письменная работа, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формы контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.

Промежуточные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля.

В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности обучающихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Письменная, квалификационная работа – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.

Различают следующие виды контроля:

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения:

Текущий контроль проводят в процессе усвоение нового учебного материала; с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин.

Читайте также:  100 способов изменить жизнь часть 2 pdf

Входящий контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководству учебным процессом. Он позволяет определить наличный ( исходный) уровень знаний и умений обучающихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предворительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно – тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить большое внимание на занятиях в коррекционных группах, намечает пути устранения выявленных проблем в занятиях обучающихся.

Текущий контроль является из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельности и её корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоение учебного материала и на основе этого оперативно вносит изменения в учебный процесс. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть основным структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала.

Периодический ( рубежный) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно – учебные и учётно – обобщающие уроки , зачёты по лабораторным работам. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения обучающимися системой знания, умение и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль осуществляется на экзаменах, квалификационных письменных работах.

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладения обучающимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

В профессиональных училищах основными методами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: устный опрос, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как обучающиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений обучающихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и их недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все оспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствуют повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Устный опрос – наиболее распрастранённый метод контроля знаний обучающихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных способностей усвоения обучающимися учебного материала. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного материала, являясь средством для закрепления знаний и умений. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение обучающихся домашнее задание, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как позволяет проверить подготовность обучающихся к их выполнению. Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связанные ответы обучающихся на вопрос, относящиеся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления обучающихся.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять обучающихся. Поэтому в целях рационального использования учебного времени преподаватели проводят комбинированный, уплотнённый опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросам по карточкам, самостоятельной работой. Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Однородность работ, выполняемых обучающимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковое требования, повышает объективность оценки результатов обучения.

Самостоятельную работу можно проверить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельной работы, как правило, не велики по объёму, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объёму и времени её выполнения.

Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом.

Своеобразие их в том , что они позволяют учесть индивидуальные способности каждого обучающегося.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания обучающихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата обучающийся мобилизирует и актуализирует имеющие знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, чётко выясняет свою жизненную позицию.

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения обучающихся в конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность обучающихся следующие: правильность применения приёмов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований конкретному виду работ. За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения.

Источник

Оцените статью
Разные способы