- Финансовый анализ предприятия
- Понятие финансового анализа предприятия
- Цели и задачи финансового анализа предприятия
- Источники данных для анализа
- Методики финансового анализа предприятия
- Вертикальный анализ
- Горизонтальный анализ
- Сравнительный (пространственный) анализ
- Трендовый анализ
- Факторный (интегральный) анализ
- Анализ коэффициентов (относительных показателей)
- БИТ.ФИНАНС/ПРОФ
- Этапы проведения финансового анализа предприятия
- 1. Описание цели анализа, его формата
- 2. Предварительный обзор состояния предприятия
- 3. Проверка имущественного и финансового состояния организации
- 4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 5. Анализ структуры баланса
- Вывод
- Ведение финансового учета в организации
- Когда компании нужен финансовый учет
- Как подготовиться к ведению финучета
- Как вести финансовый учет бизнеса
- Какие виды деятельности надо различать при финансовом учете
Финансовый анализ предприятия
Тщательный анализ финансового состояния предприятия — одна из составляющих коммерческого успеха. Анализ деятельности позволяет оценить текущую позицию компании, учесть риски и благоприятные факторы, составить адекватный прогноз на будущее.
Понятие финансового анализа предприятия
Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.
Цели и задачи финансового анализа предприятия
Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.
На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:
- внутренним анализом занимаются сотрудники компании, используя более широкую базу (не только данные открытой отчетности, но и специфическую внутреннюю отчетность, вплоть до того, каков процент брака и рекламаций по тому или иному виду продукции) и большую степень детализации (то есть изучается не только общий результат предприятия, но и локальные показатели отдельных подразделений); чаще всего данные внутреннего финансового анализа не предоставляются общественности и могут быть достаточно специфическими, в них отражаются не только результаты, но и механизмы, которые к ним привели;
- внешний анализ выполняется сторонними специалистами, представляющими интересы как бизнеса (партнеров, кредиторов, инвесторов), так и контролирующих органов (например, Федеральная налоговая служба), СМИ, научных организаций; целью проведения внешнего анализа являются: определение степени рисковости вложений капитала в предприятие, прогнозирование возможной доходности инвестиций, конкурентоспособности фирмы; отчеты максимально формализованы.
Иными словами, внешний анализ — констатация фактов. Внутренний — углубленная оценка причинно-следственных связей.
Также финансовый анализ предприятия может быть:
- полным, тематическим (зависит от объема);
- предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).
Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:
- полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
- выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
- обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
- проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
- прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.
Источники данных для анализа
В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.
- Бухгалтерский баланс (форма №1). В нем отражены активы и пассивы предприятия на начало и конец отчетного периода.
- Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом документе отражают как общие финансовые поступления (объем продаж), так и издержки, чистую прибыль и убыток.
- Отчет о движении капитала (форма №3). В структуру этого отчета включаются данные о величине и составляющих собственного капитала, а также динамика изменений (за счет вкладов, изъятий и прочих операций).
- Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). Документ отражает поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Не выплаченные или не полученные на момент составления отчета суммы в форме №4 не отражаются.
- Дополнительные финансовые документы. Они выбираются, исходя из конкретной ситуации.
Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:
- коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их целесообразно применять для принятия узких управленческих решений;
- инфляция — фактор, способный исказить результаты анализа;
- прибыль — недостаточно информативный показатель, чтобы только на его основе оценивать эффективность управленческих решений.
Есть программные продукты, которые позволяют получить нужные данные быстро и при минимальном влиянии человеческого фактора. Например, БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет — Комплексное решение на базе 1С:Предприятие 8 для организации управленческого учета предприятия любого масштаба!
Методики финансового анализа предприятия
Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.
Вертикальный анализ
В основе этого вида анализа — то, что итоговые показатели (на отчетную дату) принимаются равными 100%. Далее отдельные части (статьи) выражаются в виде процентов от целого. Иначе говоря, в процессе такого анализа выясняется удельный вес каждой составляющей в общем результате.
Второе название этого вида анализа — структурный. В рамках этой процедуры проводятся такие виды анализа:
- анализ активов (оборотные, внеоборотные, их элементарный состав и уровень ликвидности) — это помогает в последующей оптимизации состава активов;
- анализ капитала (удельный вес собственного и заемного капитала, их элементарный состав, срочность обязательств) — это позволяет выявить средневзвешенную стоимость капитала;
- анализ денежного потока по видам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной).
Горизонтальный анализ
Второе название этого подхода — временной (динамичный). В его процессе данные, имеющиеся на отчетную дату, сравниваются с аналогичными данными за прошедший период (например, сравнивается собственный капитал на начало и конец 2-3 предшествующих лет).
В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.
Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.
Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.
Сравнительный (пространственный) анализ
Главное в этом подходе — сопоставление между собой отдельных групп показателей. При этом по группам разбивается финансовая отчетность филиалов, подразделений компании. В качестве базы для сравнения могут выступать данные по таким же группам показателей у конкурентов или в целом по отрасли:
- сравнение с конкурентами помогает понять, какие меры помогут занять выгодную позицию по отношению к конкретным компаниям;;
- сравнение со средними показателями по отрасли показывает резервы, задействовав которые можно улучшить свои показатели;
- сравнение сопоставимых данных между подразделениями компании дает пространство для маневра внутри компании и перераспределения ответственности и ресурсов между отделами;
- сравнение текущих показателей с плановыми позволяет вовремя отследить отставание или опережение компанией и принять меры для исправления ситуации и извлечения из нее пользы.
Трендовый анализ
Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.
Факторный (интегральный) анализ
Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:
- законодательные изменения;
- колебание уровня цен (как на продукцию, так и на ресурсы для ее производства);
- социально-экономические изменения в регионах, где работает компания, ее подрядчики и клиенты.
При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.
Анализ коэффициентов (относительных показателей)
Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.
Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.
БИТ.ФИНАНС/ПРОФ
С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки
- Бюджетирование;
- Казначейство;
- Формирование БДДС и план-фактный анализ;
- Платёжный календарь.
Этапы проведения финансового анализа предприятия
1. Описание цели анализа, его формата
На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.
Уже на этом этапе необходимо понимать:
- кто будет использовать данные финансового анализа, в какой форме должны быть поданы результаты, какова часть конфиденциальной информации;
- промежуток времени, за который понадобятся данные;
- перечень документов, из которых черпают нужную информацию.
2. Предварительный обзор состояния предприятия
Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:
- условия работы компании;
- результаты, которых добилось предприятие;
- имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
- перспективы.
3. Проверка имущественного и финансового состояния организации
На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.
Обычно рассчитываются такие показатели.
Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале — досрочно. В пессимистичном варианте — с нарушением сроков.
- Показатели структуры капитала
На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.
При этом постоянный рост заемного капитала — неблагоприятный фактор. Если в динамике и в сравнении с коэффициентом маневренности собственного капитала заемные средства периодически уменьшаются, это может быть свидетельством особенностей компании (например, сезонности). Также при оценке структуры капитала важно учитывать репутацию компании, источники привлечения средств.
4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.
- Эффективность использования ресурсов предприятия
Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.
Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.
- Соответствие плановым показателям
Они задаются внутри компании (реже — вышестоящими организациями). Есть случаи, когда отклонение от плана не говорит о неполадках в работе. Если есть данные о том, что ресурсы перераспределены для достижения высоких результатов в других направлениях, то отставание от плана в определенном сегменте может быть оправданным и нормальным.
Этот показатель — комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.
5. Анализ структуры баланса
На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:
Результат, который меньше 1 — опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.
Результат, который больше 1 — свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.
Оба показателя — вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).
Вывод
Финансовый анализ деятельности предприятия — эффективный инструмент для анализа ограничений. Понимание ограничений, поможет составить план действий по увеличению эффективности вашего бизнеса.Также анализ деятельности организации поможет выявить наиболее уязвимые сегменты деятельности, планомерная работа с которыми приведет к положительной динамике деятельности.
БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.
Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.
Источник
Ведение финансового учета в организации
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Когда компании нужен финансовый учет
Предприниматели на старте бизнеса редко ведут финансовый учет: считают, что маленькому делу такой учет не нужен. Но в маленькой компании на счету каждый рубль, ресурс ограничен, и правильный учет только поможет проследить за деньгами и правильно вложить их, чтобы получить реальную прибыль.
Создайте систему финучета на старте — и она будет расти вместе с бизнесом, уточняясь и обрастая новыми подробностями и отчетами. Когда в компании откроются новые направления и появятся десятки сотрудников, вы сможете измерить все. Навык и привычка следить за финансами — тоже крайне важны для успешной работы, так что лучше ставить их при самом начале работы.
Как подготовиться к ведению финучета
Финансовый учет очень сильно зависит от отрасли вашей компании, ее масштабов и структуры. В каждом бизнесе свой состав выручки и расходов, и ваш финансовый учет должен отвечать на вопрос, как сократить расходы и увеличить прибыль. Для этого вам придется разложить по полочкам структуру выручки и расходов, чтобы понять, от чего зависит прибыль компании. Ответьте на такие вопросы:
- Какие товары или услуги вы продаете и каким клиентам?
- По каким ценам, почему и можно ли их повысить?
- Можно ли продавать больше и что для этого нужно сделать?
- Какие ресурсы расходует бизнес?
- Где вы тратите слишком много, но можете сэкономить?
- Какие расходы не поддаются управлению?
Как вести финансовый учет бизнеса
Чтобы измерять состояние бизнеса, предприниматели ведут финансовые отчеты. Вот три базовых управленческих отчета для любого бизнеса:
- баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении денежных средств.
Баланс — это “фотография бизнеса” на конкретный момент, он показывает состояние дел компании на любую даты: активы (чем владеет бизнес) и пассивы (долги бизнеса). Этот отчет считается главным для собственника, он позволяет понять, беднеет компания или богатеет, в чем “заморожены” деньги.
Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах) показывает состояние за период времени — неделю, месяц, квартал, год. Из него вы узнаете, какие товары или услуги вы продали, какую получили прибыль и сколько израсходовали. Если траты превысили выручку, в отчете будет не прибыль, а убыток. Но в этом отчете вы не увидите, можно ли эту прибыль изъять из бизнеса, для этого надо заглянуть в баланс.
Отчет о движении денежных средств тоже показывает состояние за период — например, за месяц: какая сумма была на ваших счетах на начало месяца, сколько денег пришло и откуда, какие вы сделали выплаты и куда, сколько осталось на счетах в конце месяца.
В сети вы найдете Excel-таблицы с настроенными формулами для этих отчетов. Их можно использовать в неизменном виде, но лучше настроить каждый из них под специфику своего бизнеса. Для этого придется вникнуть в структуру каждого отчета.
К трем базовым отчетам предлагают дополнительные:
- анализ эффективности, который показывает рентабельность направлений и эффективность вложений ресурсов бизнеса;
- платежный календарь, в котором вы планируете поступления денег и платежи, это лечит от кассовых разрывов и помогает принимать обоснованные решения о незапланированных расходах;
- зарплатная ведомость для учета выплат работникам, особенно если у них сложная мотивация;
- финансовая модель для вашего бизнеса, в которой вы планируете выручку и чистую прибыль и ключевые показатели, а затем сверяетесь с реальным ходом дел.
Какие виды деятельности надо различать при финансовом учете
Деятельность любой компании можно разложить на три направления: операционная, инвестиционная, финансовая. Эти направления важно разделять, чтобы правильно трактовать управленческие отчеты.
Операционная — это основная деятельность компании, которая приносит ей доход. Она может состоять из нескольких направлений или проектов или одного: вы обучаете детей иностранным языкам или доставляете продукты питания, предоставляете в аренду инструменты и так далее. Для этого вы приобретаете материалы, арендуете помещения, оплачиваете коммунальные услуги и клининг, нанимаете персонал, платите налоги и отчисления в фонды.
Вы ждете, что именно операционная деятельность будет приносить все больше прибыли. Для этого руководитель организует процессы так, чтобы каждая операция требовала все меньше расходов и потерь времени, меньше ошибок и потерь (при доставке заказа, производстве единицы продукции). Также он наращивает объемы деятельности: число клиентов, выпуск товаров, прибыль.
В операционной деятельности главные показатели — это рентабельность, отношение расходов к выручке, оборачиваемость активов и отдача на активы (например, выручка с метра торгового зала).
Инвестиционная деятельность ведется, когда компания вкладывает деньги в новый проект или в расширение, развитие деятельности, чтобы получить прибыль в будущем. Для этого обычно из основной (операционной) деятельности изымаются деньги, либо привлекаются заемные средства.
Например, компания покупает новые инструменты и оборудование, строит цех или склад. В такой ситуации другие подразделения работают при строгом урезанном бюджете, но в будущем бизнес рассчитывает на дополнительную прибыль, которой бы не было без нового оборудования или построек. Другие виды инвестиций — открытие новых филиалов, создание новых направлений в бизнесе, подготовка новых видов товаров или услуг. Даже покупка оборудования или программ, которые помогут снизить затраты и сэкономить в будущем, — тоже инвестиции.
В инвестиционной деятельности важно прописывать в документах все расходы с самых первых этапов, чтобы потом правдоподобно оценивать прибыль. Важно различать в управленческих отчетах инвестиционную деятельность и операционную, чтобы видеть ситуацию ясно, иначе прибыль от основной деятельности и расходы на инвестиции сложатся и не покажут нам ничего существенного.
Финансовая деятельность — это кредиты, займы и любое привлечение денег не от операционной деятельности, и у такого финансирования есть своя цена в виде процентов. И хотя кредитные деньги поступают на те же счета, куда приходят платежи от клиентов, вы не должны путать эти поступления. Во всех финансовых отчетах важно отделять финансовую деятельность от инвестиционной и операционной.
В финансовой деятельности стоит следить за тем, чтобы процентная ставка была как можно ниже была посильна для бизнеса, а объемы заемных средств оставались умеренными.
Собственник бизнеса, который предоставил компании на старте капитал, тоже финансирует бизнес. Выплата дивидендов собственникам, как и выплата процентов по займам и кредитам, тоже относится к финансовой деятельности.
Стройте управленческие отчеты и проводите финансовый анализ деятельности в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В Бухгалтерии легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность и платить налоги, а еще получать отчеты для руководителя. Первые две недели работы в системе бесплатны: изучите отчеты и принимайте взвешенные решения.
Источник