Методология система принципов способов правил

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология и методы психолого-педагогических исследований.

Определение методологии. Основные уровни методологии. Методологические принципы отечественной психологии. Классификация методов исследования. Четыре группы методов по Б. Г. Ананьеву.

(Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу представляет совокупность приёмов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию.)

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Воплощается в организации и регуляции всех ви­дов человеческой деятельности.

Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом М. определяет принципы, которыми должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка, она позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила – те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.

Область М. включает в себя обширный комплекс конкретно-на­учных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, модели­рование, которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Различные уровни М. – философский, общенаучный, конкретно-научный – взаимосвязаны и должны рассматриваться системно. Совершенствование М. теснейшим образом связано с прогрессом различных форм деятельности.

Методология общенаучная – к ней относятся попытки раз­работать универсальные принципы, средства и формы научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, а с широким кругом наук, оставаясь все же, в от­личие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общего мировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принци­пы описания сложных систем. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осу­ществления теоретической и эмпирической деятельности, в част­ности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.

Методология конкретно-научная – разрабатывает те же проблемы, что и методология общенаучная, но и рамках конкрет­ных наук, исходя из особенностей объекта науки в отношении как теории, так и эмпирической деятельности. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, отлича­ющимися от других своими объяснительными принципами и спо­собами исследовательской и практической работы.

Методология философская – та основа, на которой базиру­ется деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Существует не как система жестких норм или указаний на необходимость определенных технических приемов – она лишь предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.

(Асмолов А.Г. выделяет следующие уровни методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования).

Методологические принципы:

(принцип – должен иметь глубокое и развёрнутое научное обоснование, носит обобщённый характер; требование – не столь глубоко обосновано, вытекает из принципа, использование диктуется особенностями ситуации)

Принцип объективности – выражается во всестороннем учёте порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Не исключает субъективности человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определённо ориентированным внутренним миром.

— требование доказательности (установление всех фактов и их правильное толкование, достоверность фактов – необходимое условие достоверности выводов; альтернативный характер научного поиска (все возможные варианты).

Принцип сущностного анализа – связан с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функциони­рования, условий и факторов их развития, возможностей целе­направленного их изменения. Этот принцип предполагает движе­ние исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

— требование необходимости учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом;

— требование выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установле­ния иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факто­ров в изучаемом явлении;

— требование раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количествен­ной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений, движения к более высоким стадиям развития с сохранением всего положитель­ного.

Генетический принцип —сущностью кото­рого является рассмотрение изучаемого факта или явления на ос­нове анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирова­ния другим (качественно иным). При орга­низации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяются (примером является отслеживание Л. С. Выготским особенностей эгоцентрической речи детей). Генетический метод проявляется также и в том, что выявляются тенденции во вновь зарож­дающихся особенностях психики детей (позволяет предвидеть возможности развития, целенаправленно организовывать образо­вательный процесс в школе; обучающий и формирующий виды эксперимента обусловлены этим принципом).

Читайте также:  Как сказать по английски сколько времени двумя способами

Принцип единства логи­ческого и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.

— требование преемствен­ности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип кон­цептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концеп­ции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из суще­ствующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскаль­зывает на позиции эклектики. Принцип концептуальности внут­ренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости. Принятые исходные положе­ния проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции).

Источник

Методология – система принципов и способах организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь).
Методология – система принципов и способах организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (философск. энциклопед словарь).

Описание слайда:

Методология —
особая форма рефлексии, самосознания науки (особый вид знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации (Юдин Э.Г.).

Описание слайда:

Функции методологии:
— катализации, стимулирования процесса познания;
— проблематизации и критического осмысления функционирующих в обществе идей;
— формирование творческой личности ученого;
— интеграция и синтез научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания;
— выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления;
— мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.определенный подход к явлениям действительности;
учение о принципах применения мировоззрения к процессу по­
знания и преобразования окружающей действительности.

Описание слайда:

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Выделяют три основных аспекта науки:
— наука как социальный институт (общество ученых. Совокупность научно-исследовательских институтов);
— наука как результат (научные знания);
— наука как процесс (научная деятельность).

Описание слайда:

Общие закономерности науки:
Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики.
Относительная самостоятельность развития науки (познание ряда феномена возможно только когда наука сформирует методы его исследования).
Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания.
Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.
Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной науки может исследоваться приемами и методами другой науки.
Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.

Описание слайда:

Черты научного знания:
— воспроизводимость (каждый научный результат может быть воспроизведен при определенных условиях);
— проверяемость (любое научное утверждение доступно в принципе объективной проверке);
— выводимость (в научном знании есть возможность принимать неочевидные следствия из принимаемых допущений);
— способность к предсказаниям и обобщением;
— проблемность (постоянно возникают новые проблемы);
— практическая полезность (актуальность);
— критичность 9научные положения периодически пересматриваются по мере накопления новых знаний;
— объективность.

Описание слайда:

Классификация научного знания:
по группам предметных областей знания (математические, естественнонаучные, гуманитарные и технические);
по способу отражения сущности знания (феноменалистские (описательные) и эссенциалистские (Объяснительные);
по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания (дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные. Содержащие предписания, прямые указания к деятельности);
по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные;
по отнесению к формам мышления (эмпирические и теоретические).

Описание слайда:

Формы организации научного знания ( по А.М.Новикову):
факт
положение
понятие
категория
принцип
закон
теория
метатеория
идея
доктрина
парадигма
проблема
гипотеза

Описание слайда:

Уровни методологии:
Философская методология
Уровень общенаучных принципов и форм исследования
Конкретно-научная методология
Уровень конкретных методов, методик и процедур исследования

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методология. Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМарфа Шиморина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Методология. Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение.» — Транскрипт:

2 Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение об основах построения любой деятельности, в т.ч и практической Методология- наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания Методология науки- это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности.

Читайте также:  Способ похудения с помощью рвоты

3 Методология В философской литературе нет единого общепринятого определения методологии 1. Совокупность приемов исследования 2. Учение о методах познания и преобразования мира 3. Учение о способах получения знаний о мире. Методология- философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству и практике Методология-система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа

4 Загвязинский Владимир Ильич выделяет в методологии две взаимосвязанные стороны Теоретическая сторона методологии Нормативная сторона методологии Определенный подход к явлениям действительности, установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска

5 Методология педагогики Методология педагогики- учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах создания концепций, и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания Методология педагогики- учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах создания концепций, и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания Методология педагогики отражает общие принципы, подходы и методы теории педагогики, направленные на развитие и обновление образования Методология педагогики отражает общие принципы, подходы и методы теории педагогики, направленные на развитие и обновление образования

6 Методология педагогики Положения методологии педагогики Учение о структуре и функциях педагогического знания Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл Учение о логике и методах педагогического исследования Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики

7 Функции методологии Регулятивная Методологическое знание Нормативная Предписания, прямые указания к деятельности

8 Виды методологии Дескриптивная методология ( описательная) Прескриптивная методология (нормативная, регулирующая деятельность) Учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания, ориентир в процессе исследования. Ретроспективное описание процессов научного познания Преобладают конструктивные задачи: разработка положительных рекомендаций, правил научной деятельности разработка положительных рекомендаций, правил научной деятельности

9 Уровни методологического знания ( Э.Г.Юдин) 1. Философский уровень 2. Общенаучный уровень 3. Конкретно-научный уровень 4. Технологический уровень

10 Философские основания педагогики Экзистенциализм Неотомизм Прагматизм Диалектический материализм Неопозитивизм Позитивизм

11 Экзистенциализм Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Основное понятие – -Экзистенция- существование, индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я» Основные представители: Н.А.Бердяев, (Россия), МХайдеггер (Германия), А.Камю (Франция), Э.Брейзах (США)

12 Неотомизм Ведущая роль религии в воспитании подрастающего человека Ведущая роль религии в воспитании подрастающего человека Учение средневекового религиозного философа Фомы Аквинского Ж.МаритенМ.Адлер М.Казотти

13 Позитивизм Наука лишь математика и естественные науки Наука лишь математика и естественные науки Обществознание относят к области мифологии Обществознание относят к области мифологии Абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими Абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими Верно то, что получено с помощью количественных методов Верно то, что получено с помощью количественных методов

14 Неопозитивизм Приоритет методам познания, а не содержанию Приоритет методам познания, а не содержанию Физики, химики, математики Представитель- Дж. Конант- ученый –атомщик и политический деятель США. Книга «Подготовка американских учителей»

15 Прагматизм Прагматизм — «опыт», «дело» Познание сводится к индивидуальному опыту ребенка Представители: Дж.Дьюи. А Маслоу, Э.Кэлли Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него

16 Диалектический материализм Личность-объект и субъект общественных отношений. Ее развитие зависят от внешних обстоятельств, среды и природной организации человека Ведущую роль в развитии играет воспитание. Личность проявляется и формируется в деятельности К.Маркс, Ф.Энгельс Законы диалектики: Переход количественных изменений в качественные, Переход количественных изменений в качественные, Единство и борьба противоположностей Единство и борьба противоположностей Отрицание отрицания Отрицание отрицания

17 Общенаучный уровень методологии педагогики Общенаучная методология представлена системным подходом. Общенаучная методология представлена системным подходом. Системный подход требует единства: теории-эксперимента –практики Системный подход требует единства: теории-эксперимента –практики В системном подходе отражается взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности В системном подходе отражается взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности

18 Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Личностный подход Культурологический подход Этнопедагогический подход Антропологический подход Деятельностный подход Полисубъектный подход

19 Педагогическое исследование -Это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого –либо педагогического явления или объекта, -Это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого –либо педагогического явления или объекта, -определение особенностей его протекания, -определение особенностей его протекания, выявление закономерностей выявление закономерностей поиск путей совершенствования педагогического процесса поиск путей совершенствования педагогического процесса

20 Методологические принципы Принцип- способ достижения социально значимых целей на основе учета объективных закономерностей. Принцип должен иметь глубокое развернутое научное обоснование и носить обобщенный характер, т.е. быть применим к исследованию всех ситуаций и вариантов педагогического явления. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

21 Принципы педагогического исследования В. И. Загвязинский Объективность ДостоверностьДоказательность АльтернативностьНаучность Учет естественного изменения исследуемых элементов Выделение основных факторов Единство логического и исторического Концептуальное единство Системный подход Соотнесение сущного и должного Единство исследовательской и практической учебно- воспитательной работы

Читайте также:  Способ оценки функционального состояния сердечно сосудистой системы

22 Объктивность Требует: Требует: Всестороннего учета факторов и условий проявления явления Всестороннего учета факторов и условий проявления явления Анализа процесса развития явления с рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений Анализа процесса развития явления с рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений Адекватность исследовательских подходов и средств получения истинного знания об объекте Адекватность исследовательских подходов и средств получения истинного знания об объекте Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в выборе м оценке факторов Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в выборе м оценке факторов

23 Достоверность Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование, анализ всех полученных материалов. Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование, анализ всех полученных материалов. На достоверности фактов основывается достоверность выводов На достоверности фактов основывается достоверность выводов

24 Доказательность Исходные посылки определяются и формулируются на основе анализа исследований предшественников, научных школ и направлений Достоверность обеспечивает доказательность Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, выводов. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, выводов. Прогноз количества предполагаемого фактического материала, способного предъявить статистически верные результаты Прогноз количества предполагаемого фактического материала, способного предъявить статистически верные результаты

25 Альтернативность Альтернативный характер научного поиска Выделение и оценка всех возможных, разных вариантов решения исследуемого вопроса Выделение и оценка всех возможных, разных вариантов решения исследуемого вопроса Анализ совпадающих, близких точек зрения, но и противоположных, несовпадающих Анализ совпадающих, близких точек зрения, но и противоположных, несовпадающих Выделение условий, направлений, перспектив работы Выделение условий, направлений, перспектив работы Выдвижение альтернативных гипотез Выдвижение альтернативных гипотез

26 Научность Предполагает конкретно- историческое исследование педагогических явлений. Одинаковые по форме явления наполняются конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного, единичного в педагогическом явлении., раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно- исторического подхода. Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного, единичного в педагогическом явлении., раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно- исторического подхода.

27 Учет естественного изменения исследуемых элементов На изучаемое явление одновременно воздействуют: На изучаемое явление одновременно воздействуют: 1. Специально созданные в исследовании условия и факторы; 2. Непрерывное естественное развитие как объективно существующий процесс развитие как объективно существующий процесс Соотнесение и анализ природы полученных эффектов от естественного и специального (экспериментального) воздействия. Соотнесение и анализ природы полученных эффектов от естественного и специального (экспериментального) воздействия.

28 Выделение основных факторов Из многообразия различных факторов, влияющих на педагогический процесс и изучаемый объект важно выделение основных и определение производных факторов Из многообразия различных факторов, влияющих на педагогический процесс и изучаемый объект важно выделение основных и определение производных факторов Установление субординации. Установление субординации. Раскрытие диалектики процесса Раскрытие диалектики процесса Понимание противоречивости изучаемого явления Понимание противоречивости изучаемого явления

29 Единство логического и исторического В каждом исследовании сочетать изучение истории объекта ( его генезис) и его теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, перспектив развития) В каждом исследовании сочетать изучение истории объекта ( его генезис) и его теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, перспектив развития) Что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет Что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет Единство исторического и логического позволяет оценить и доказать новизну и актуальность исследования. Единство исторического и логического позволяет оценить и доказать новизну и актуальность исследования.

30 Концептуальное единство Исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию-систему взглядов. Исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию-систему взглядов. Она строится на единстве определенного (принятого как верное) и неопределенного (изменчивого, которое проверяется) Она строится на единстве определенного (принятого как верное) и неопределенного (изменчивого, которое проверяется) Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска.

31 Системный подход Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей и отношений. Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей и отношений. В процессе системного анализа выясняется не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. В процессе системного анализа выясняется не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. Изучение педагогического процесса как целого. Изучение педагогического процесса как целого.

32 Соотнесение сущего и должного Соотнесение двух планов -должного и сущего (существующего) Соотнесение двух планов -должного и сущего (существующего) Любое педагогическое явление может быть верно понято и оценено в сопоставлении с нормой (должное). Любое педагогическое явление может быть верно понято и оценено в сопоставлении с нормой (должное). Педагогические инновации, перспективы оцениваются в сопоставлении с существующим состоянием современной теории и практики(сущее) Педагогические инновации, перспективы оцениваются в сопоставлении с существующим состоянием современной теории и практики(сущее)

33 Единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы Нацеливание на позитивные результаты, прогнозирование хода и результатов работы Недопустимо планировать негативные результаты. Риск должен быть минимальным. Опытно- экспериментальная работа должна способствовать улучшению содержания, методов, форм организации работы с детьми. Опытно- экспериментальная работа должна способствовать улучшению содержания, методов, форм организации работы с детьми.

Источник

Оцените статью
Разные способы