Сущность и содержание термина методология
Становление и развитие методологии науки.
Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Шеллинг и Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания.
В работах Конта, Спенсера, Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.
Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Буля, Фреге, Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.
Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики Ньютона. Открытия Фарадея, Максвелла, Эйнштейна, Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса.
Все это привело к бурному прогрессу науки в ХХ веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономическую жизнь общества.
Сущность и содержание термина методология.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.Она изучает структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Как правило, методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами — они имеют значительное философское содержание, поскольку их способ постановки, а зачастую и решение зависят от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности. К числу основных проблем методологии обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.
Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Методология:
учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;
исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;
выявляет законы функционирования и изменения знания;
изучает объяснительные схемы науки и т.п.
С позиций различных определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы к сущности и содержанию Методологии.
Во-первых, методология вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности. Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов.
Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией.
В-третьих, в гуманитарных, в общественных науках сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.
В-четвертых, некоторые авторы разделили методологию на два типа: дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности. Но такое разделение ведет к раздвоению, неоднозначности предмета методологии. Очевидно, в данном случае следовало бы говорить о двух разных функциях – описательной и нормативной – методологии.
Главная цель методологии – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания.
Источник
Понятие и сущность методологии
Понятие «методология» в литературе употребляется в двух основных значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности;
2) учение о научном методе познания.
Определения методологии, которые можно встретить в литературе, приведены в (табл. 1).
Таблица 1 — Энциклопедические и авторские определения методологии
Долгое время методология рассматривалась как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). Такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов [7].
Классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне»; мотив либо «навязывался» человеку извне, либо он его формулировал самостоятельно. И для свободного проявления творчества, для большей части людей, оставался только один способ: синоним – метод. Отсюда сформировалось бытовавшее узкое понимание методологии.
Кроме того в гуманитарных и общественных науках в силу ранее недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, усталенні узагальнення. Подобные подходы к определению методологии довольно типичны.
Такая неопределенность и многозначность предмета методологии имела свои причины. Методология как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала развиваться лишь в 60-е – 70-е годы прошлого века, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов. Преодолевая идеологическое давление, эти ученые поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре базовых уровня (рис. 1.).
Подобное разделение привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном уровне – порознь.Рис. 1 — Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе
Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило – в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний. А ученым – представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. – нужна методология, как наука об организации деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время.
Третий уровень отведен методологам конкретных наук – физики, биологии, психологии и т.д. Но они не являются ни философами, ни собственно учеными, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях.
Четвертый уровень занимают «простые» ученые, которые занимаются конкретными методиками и техниками исследований и зачастую находятся в значительном или в полном отрыве от верхних уровней такого строения методологии.
Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.
Современные авторы разделили методологию науки на два типа (рис.2).
Рис. 2 — Два типа, выделенных в методологи науки
В последние десятилетия благодаря работам и просветительской деятельности Г.П. Щедровицкого [34, 43 и др.], стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», а свое научное направление «системомыслительной деятельности» методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность. Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности – в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. [2, 5, 6, 8, 10, 37, 38 и др.]. Программисты термин «методология» понимают в совершено новом «звучании», как тип стратегии, то есть выбор общего метода для создания компьютерных программ [1, 40]. Так, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности.
Методология практической деятельности – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии как организация деятельности.
Содержание понятия «организация» также неоднозначно [42].
Организация это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Человеческая деятельность (целенаправленная активность человека) может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную [12]. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная деятельность, направлена на получение объективно нового [4] или субъективно нового результата.
Не всякая деятельность нуждается в организации. Необходимость организации возникает в случае продуктивной деятельности, и тогда возникает необходимость применения методологии. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой.
Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.
Схема структуры методологии содержит следующие важнейшие компоненты (рис. 3).
Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактовки понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.
схема структуры методологии
Рис. 3 — Общая схема структуры методологии
Таким образом, методология научного исследования это учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, определенных приемов, способов и правил, при помощи которых решаются познавательные задачи (осуществляется научное исследование).
Каждая наука имеет свою методологию. В таблице 2 приведены основные виды методологии.
Таблица 2 — Основные виды методологии
специальная методология | Имеются специфические особенности данного вида методологии |
Всеобщая методология | Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания |
Частная методология | Применяется для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений |
Методология научных исследований конкретной науки | В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других наук |
- Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
- Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. – М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979.
- Декарт Р. Рассуждение о методе. Начала философии. – М.: Вежа, 1998.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Политиздат, 1974.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. — М.: Логос, 2000.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. – М.: Экономика, 1975.
- Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.
- Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.
- Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград: Перемена, 2001.
- Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
- Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. – Минск: Технопринт, 1999.
- Методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978.
- Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. ред.-сост. Крылов Г.Г., Хромченко М.С. – М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 2005.
- Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс. д-ра культурологии. – Тольятти, 1998.
- Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект / Методология практической образовательной деятельности. – М.: Эгвес, 2004.
- Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.
- Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
- Философия//под. ред. Кохановского В.П. Ростов — н/Д.:Феникс,2000
- Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. – М.: Изд-во политической литературы, 1972.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино, 1987.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Москва, 1978.
Источник