Методологическое знание
«Методологическое знание по содержанию принципиально отличается от предметного знания. Содержание последнего отражает свойства и природу исследуемого явления, фиксирует законы его внутреннего строения и сущности, отвечая на вопросы: каков предмет и почему он является именно таким. Методологическое знание непосредственно относится к структуре деятельности, знания и средств его получения, осмысления и проверки, отвечая на вопросы: какова исследовательская деятельность, структура ее предмета и средств? Каковы исходные принципы, подходы и процедуры исследования, логические основы языка, выражающего полученные результаты? Почему деятельность исследователя является именно такой?» [46, с. 103].
Строение методологического знания
«Что касается структуры методологического знания, отражающей строение методологической деятельности и ее предметов, то здесь достаточно общепринятым стало выделение по крайней мере двух уровней: общеметодологического и специального, частнометодологического знания. Специфика частного методологического знания (в математике, физике, биологии, медицине) определяется особенностями познавательной деятельности в данной области: свойствами и структурой ее предмета, методов его исследования, конкретных условий познания и особым характером того отношения, в котором находится жизнедеятельность субъекта (человека, социальной группы, общества) к данному объекту в определенных исторических условиях» [46, с. 106].
Литература
1. Абильдин, Ж.М. Логика современного научно-теоретического познания// Вопросы философии. – 2013. — №5. – С. 3-11.
2. Амиров, Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика. [Текст] / Ю.Д. Амиров. — Москва: изд-во стандартов, 1996. – 392 с.
3. Берков, В. Ф. Структура и генезис научной проблемы [Текст] / В. Ф. Берков. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 238 с.
4. Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания: учеб. Пособие [Текст] / Н. В. Бряник. – М.: Академический проект; Ека-теринбург : Деловая книга, 2003. – 288 с.
5. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста [Текст]/В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – 522 с.
6. Вундт, В. Введение в философию [Текст]/В. Вундт. – М.: «ЧеРо»; «Добросвет», 2001. – 256 с.
7. Герасимов, И. Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке) [Текст] / И. Г. Герасимов. – М.: Мысль, 1985. – 215 с.
8. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб. пособие[Текст] / В. Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2000. – 608 с.
9. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие [Текст] / В. Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2003. – 416 с.
10. Готт, В. С. Категории современной науки: (становление и развитие) [Текст] / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. – М. : Мысль, 1984. – 268 с.
11. Карпович, В. Н. Проблема. Гипотеза. Закон. [Текст] / В. Н. Карпович. – Новосибирск, Наука Сиб. отд-ние, 1980. – 175 с.
12. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития /М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина// Вопросы философии. -2013. — №3. – С. 3-12.
13. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки[Текст] / П. В. Копнин. – М.: Мысль, 1974. – 568 с.
14. Кохановский, В. П. Основы философии науки: учеб. пособие [Текст] / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 608 с.
15. Кохановский, В. П. Философия для аспирантов: учеб. пособие[Текст] / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.- 448 с.
16. Кохановский, В. П. Философия и методология науки: учеб. для вузов. [Текст] / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.
17. Кохановский, В. П. Философия науки : учеб. пособие [Текст] / В. П. Кохановский, В. И. Пржиленский, Е. А. Сергодеева. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2005. – 496 с.
18. Кохановский, В. П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие для аспирантов[Текст] / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 352 с.
19. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект. — 2006. – 320с.
20. Лебедев, С. А. Философия науки: учеб. пособие для ма-гистрантов[Текст] / С. А. Лебедев. – М. : Изд-во ЮРАЙТ, 2012. – 288 с.
21. Лебедев, С.А. Методы научного познания [Текст]/С.А. Лебедев. – М.: Альфа-М; Инфра-М, 2014. – 272 с.
22. Лебедев, С.А. Переборка эпистемологического//Вопросы философии. – 2015. — №6. – С.53-65.
23. Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания// Вопросы философии. -2011. — №2. – С.104-114.
24. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки: учебное пособие[Текст] / В.К. Лукашевич. – Минск: Современная школа, 2006. – 320 с.
25. Майданов, А.С. Методология научного творчества. [Текст] /А.С. Майданов. – Москва: Издательство ЛКИ, 2008. – 512 с.
26. Малкей, М. Наука и социология знания [Текст]/М. Малкей. – М.: Прогресс, 1983. – 253 с.
27. Матурана, У. Древо познания [Текст]/У. Матурана, Ф. Варела. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.
28. Методологические принципы физики. История и совре-менность [Текст] / под ред. Б. М. Кедрова, Н. Ф. Овчинникова. – М.: Наука, 1975. – 512 с.
29. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпи-стемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие [Текст] / Л. А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. – 464 с.
30. Михелькевич, В.Н. Основы научно-технического творчества [Текст] / В.Н. Михелькевич, В.М. Радомский. // Москва: Феникс, 2004. -320 с.
31. Никитич, Л. А. История и философия науки : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов[Текст] / Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.
32. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. [Текст] / Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с.
33. Основы научных исследований: учеб. для техн. вузов [Текст] / под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. – М. : Высшая школа, 1989. – 400 с.
34. Подкорытов, Г. А. О природе научного метода[Текст] / Г. А. Подкорытов. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. – 224 с.
35. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы [Текст] /Б. Рассел. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2000. – 464 с.
36. Розин, В. М. Философия и методология: традиция и со-временность // Вопр. философии. – 1996. – № 11. – с. 62.
37. Розов, М.А. Теория социальных эстафет и проблема анализа знания//Теория социальных эстафет: история – идеи – перспективы. – Новосибирск, 1997. – С.56.
38. Розова, С. С. Классификационная проблема в современной науке [Текст] / С. С. Розова. – Новосибирск: Наука, 1986. – 224 с.
39. Рузавин, Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие [Текст] / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.
40. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник [Текст] / Е.В. Ушаков. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 528 с.
41. Философия и методология науки. Часть I. [Текст] / Науч. ред. В. И. Купцов – М. : SvR- Аргус. 1994. – 304 с.
42. Философия: учебник [Текст] /под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008. – 828 с.
43. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Редкол.: С. С. Аверинцев и др. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1989. – 815 с.
44. Черникова, И. В. Философия и история науки: учеб. пособие [Текст] / В. И. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 352 с.
45. Черникова, И.В. Типология науки в контексте современной философии науки//Вопросы философии. – 2011. — №11. – С. 71-78.
46. Элентух, И. П. Целостность методологического анализа фундаментальных проблем конкретных наук [Текст] / И. П. Элентух. – Томск: Изд-во Томского Ун-та, 1989. – 192 с.
Источник
Общая характеристика методологического знания
Методология и методы педагогических исследований
ТЕМА. Общая характеристика методологического знания
1. Познание как вид человеческой деятельности. Научное познание: сущность и особенности.
2. Структура методологии педагогики. Значение методологического знания.
1. Познание как вид человеческой деятельности. Научное познание: сущность и особенности
Гносеология – наука о познании (от греч. gnosis – знание, logos – учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания.
Познание изучается не только философией . Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология , научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучают познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии.
Познани е – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка.
Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание . Оно представляет собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Знание существует в форме образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф. Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г. Гегеля, есть всего лишь «субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения». Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных.
Основы гносеологии были заложены в античной философии . Здесь познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека.
Так что же представляет собой познание? В чем его сущность?
Прежде всего, познание – это особый вид отражательной деятельности человека. Во все времена в истории философии под ним понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания. Познание – это творческий поиск знания.
Познание является духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек – средства труда – природа» по мере того, как человек с помощью этих орудий вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей, например, – природа магнетизма, сущность жизни и т.д. Он вскрывает и постигает тайны мира.
Познание есть высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно, путем постановки и решения познавательных проблем и задач. Информация с помощью абстрагирующей деятельности мозга обретает знаковую форму (2+2=4), что удобно для обработки, сохранения и последующего ее использования.
Познание – это социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают идеальные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания. Познание это не только поиск, но и дальнейшее движение знания.
Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание , а также познание мифологическое и религиозное .
Художественное — о тражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия , определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология . В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть ( аксиология ), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом .
Научное — э то вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания
Объективность знаний о природе, человеке и обществе
Непротиворечивость, доказательность, системность
Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
Высокий уровень обобщения полученных знаний
Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Принципы научного познания
Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
Уровни научного познания
Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)
Каждый уровень научного познания имеет свои методы изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них.
Эксперимент — изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях.
Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания.
Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретические методы научного познания
Анализ – процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности.
Синтез – процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого.
Индукция — переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему.
Дедукция — выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному.
Абстрагирование – отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства.
Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания.
Аналогия – изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо.
Идеализация — мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены.
Классификация – объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам.
Формализация – знаковая, символическая система отражения знаний.
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.
Формы научного познания
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
Проблема — (от греч. problema — задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
Гипотеза -(от греч. hypothesis — предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
Теория – (от греч. theoria — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
Концепция — (от лат.conceptio — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально приятых взглядов на определённую проблему.
Таким образом , научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
2. Структура методологии педагогики. Значение методологического знания
Анализ научных работ в области методологии педагогики показывает, что существуют различные позиции в понимании методологии вообще и методологии педагогики в частности. В.И. Загвязинский дает такое определение методологии педагогики: «это учение о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. Она включает:
1. Учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике.
2. Исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;
3. Учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова)». Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть полной. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:
определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);
направляет и предопределяет основной путь достижения конкретной научно-исследовательской цели (П.В. Копнин);
обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);
помогает введению новой информации в теорию педагогики (Ф.Ф. Королев);
обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий педагогической науки (В.Е. Гмурман);
создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).
Таким образом, методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено. Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики – дескриптивной , т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной – нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.
Учеными подчеркивается, что продуктами методологических исследований могут быть: разработка подходов , методов и средств научного исследования, которые относятся не к исследованию отдельных, частных систем и структур, а к любым подобным исследованиям; классификация этих подходов и методов по различным основаниям; описание особых условий процесса научного исследования; определение общих законов и методов, переходов от одного предмета изучения к другому; выработка средств анализа и организации системных исследований и др. [464, С.170-171]. Отсутствие хотя бы одной из перечисленных выше характеристик нарушает целостность теории и по существу лишает полученное знание теоретического статуса.
Современный этап в развитии методологии педагогики связан с разработкой как методов познания, так и «методов преобразования педагогической действительности, с раскрытием преобразовательной роли методологического знания». Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):
Высший, философский уровень : его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).
Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Все уровни методологии, образуя систему, соподчинены друг другу. При этом философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм, и др. Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явления и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Кроме того, большинству отечественных педагогов присуще материалистическое мировоззрение. Они признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.
В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы: единства социального и биологического; единства общего, особенного и единичного; единства теоретического и практического; единства логического и исторического; соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.
Например, принцип единства теоретического и практического применительно к педагогике формулируется как принцип единства педагогической теории, эксперимента и педагогической практики. Существуют определенные циклические связи между практикой и наукой. Педагогическая практика является и критерием истинности научных знаний, и источником новых проблем образования, которые требуют проведения исследований.
Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход . Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, что позволяет получать знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.
Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания.
К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований.
Возможно изменение актуальности методологических проблем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ зависит от педагогической практики, а также от ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методология педагогической науки представляет собой сложную систему различных компонентов, имеющую педагогический, общенаучный и философский уровни.
Значение влияния философии на формирование, развитие и становление педагогической науки и ее отдельных отраслей неоценимо. Об этом свидетельствует история развития методологического знания, которая указывает, что на ранних этапах исследовательской работы педагогической науки методологическое знание включало в себя теоретические определения, сформированные философской наукой. Сегодня влияние философских знаний испытывает большинство ученых-педагогов, которые выделяют общефилософский, общенаучный и частнонаучный уровни единства методологического знания. В целом за основу взята философская классификация этого типа знания, поскольку данные уровни малоценны для представителей других наук.
В случае если педагог использует данную классификацию, то полезным объёмом знания для него станет понимание, что область его интересов относится, в лучшем случае, к частнонаучному знанию без ʼʼрасшифровкиʼʼ структуры, содержания и функционального статуса этого знания. По этой причине необходим другой подход в данном вопросе, сочетающий уже имеющиеся подходы с новыми методологическими конструкциями.
Подходы к понятию методологии различными учеными:
1) методология — ϶ᴛᴏ наука о строении, внутренней организации, способах и методах теоретического процесса;
2) методология — ϶ᴛᴏ критерии оценки и процесс становления и использования способов изучения теоретической и практической деятельности;
3) методология — ϶ᴛᴏ совокупность наиболее общих принципов решения сложных практических задач о методах исследования;
4) методология — ϶ᴛᴏ взаимосвязь способов и методов формирования и организации теоретического и практического процесса;
5) методология — ϶ᴛᴏ принципы, структура, уровни, способы изучения педагогических инноваций;
6) методология — ϶ᴛᴏ ʼʼсистема принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системеʼʼ (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 365).
Известный методолог педагогики В. В. Краевский, обобщая достижения в этой области, указывает, что ʼʼметодология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследованийʼʼ (Краевский В.В. Методология научного исследования. Спб.: СПбГУП, 2001. С. 10).
В. И. Загвязинский считает, что педагогическая методология ʼʼвключает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в т.ч. о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поискаʼʼ (Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1984. С. 10).
Анализ литературы дает возможность сделать вывод о похожести мнений различных авторов по этой проблеме. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, определение сущности методологии педагогики можно представить так: это ʼʼучение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности в области теории и практикиʼʼ (Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985. С. 240). Такая позиция ученых позволяет сформулировать основные признаки методологического знания.
Специфический признак методологического знания можно определить как его принадлежность к разрешению специфического противоречия.
Действительно, методологическое знание любой науки — ϶ᴛᴏ итог выхода из противоречия между процессами изучения и преобразования соответствующей педагогической практики.
Теоретическое знание является итогом противоречивых взаимодействий между предметом познания и методом, дающим возможность изучать предмет.
Определяется результатом разрешения проблемы теоретико-методологического знания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проявляется в виде противопоставления предмета и метода.
Источник