Методологические способы изучения истории

Методологические подходы к изучению истории.

I. ТЕМА 2

Теория и методология истории.

Обязательными составляющими современной исторической науки являются:

1. Функции исторического знания

2. Методы исторического познания

3. Методологические подходы к изучению истории

Функции исторического знания

1. Мировоззренческая – формирование научного взгляда на мир общества и законы его развития.

a. Изучение теоретического общения материала, установление фактов и событий прошлого

b. Выявление закономерностей исторического развития

3. Социальная память:

a. Формирование исторического сознания, критериям которого является представление о том, что прошлое влияет на настоящее.

b. Способ ориентации и идентификации человека и общества (Кто есть кто? Кто есть я ?)

c. Передача послед. поколениям социально значимой информации, под которой понимает исторический опыт.

d. Сохранение духовного наследия прошлого.

4. Прогностическая – предвидение на основе знания закономерностей развития пошлого.

Немецкий философ XVII-XVIII –Лейбниц утверждал, что настоящее рожденное прошлым рождает будущее.

5. Воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских качеств ценности личности и основ патриотизма.

Древне римский оратор Цицерон: История учительница жизни, так как данная функция позволяет влиять на поведение и действия людей.

6. Практически рекомендательная – выборка научно-обоснованного политического курса.

Методы исторического познания.

(Метод – конкретный способ изучения исторических процессов.)

1. Проблемно хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени.

2. Рекроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин…..

3. Типологический – систематизация явлений событий фактов.

a. Анализ целых общественно исторических систем (гос-во, народ, религия). Выявление внутренних механизмов, их функционирования и развития

b. Установление взаимосвязи и взаимодействия между объектами в их историческом развитии

a. Сопоставление исторических явлений и событий

b. Определение совокупностей явлений, установление между ними сходства и различия.

6. Синхронный – изучение различных исторических явлений, происходивших в одно и тоже время. (Современники: Иван III – Христофор Колумб; Иван IV – англ. Королева Елизавета I;Алексей Михайлович – франц. Король Людовик XIV и вощ/ц англ. Революции Кронгель; Петр I – швед. Король Карл XII и укр. Гетман Иван Мозела; Александр I – франц. Политик Талейбран; Александр II – 1-ый канцлер германской империи Отто фон Бисмарк)

7. Генетический – анализ происхождения исторических событий установления между ними причинно следственной связи.

8. Индуктивный – метод движения мысли от частного к общему (Наоборот дедуктивный).

Методологические подходы к изучению истории.

(Методология – наука о способах изучения истории)

1. Теологический – рассматривает исторический процесс как проявление в истории божественной воли или мирового разума.

2. Материалистический (Формационный/ Марксизкий) – его основоположники немецкие мыслители XIX века Маркс и Энгельс.

-Основан на идее прогресса в частности на учении о 5-ти общественно-экономических формаций (Первобытнообщинная, Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая) в их основе лежит способ производства материальных благ.

— За главным выступает тезис о единстве и одно направленности исторического процесса.

a. Его основатели: немецкий мыслитель XIX века Шпенглер, английский историк XX века Тойнби, русский мыслитель XIX Данилевский.

b. Основана на идее циклизма, согласно которой движение человека и общества происходит по кругу или спирали.

c. Ведущим тезисом является утверждение о специфике и многообразии культурно исторических комплексов – локальных цивилизаций.

4. Детерминистский – основан на выявлении всех причин и закономерностей всех явлений природы и общества. Два подхода:

a. Географический детерминизм, согласно которому ход истории определяет природа.

b. Демографический детерминизм отдает предпочтения при изучении истории народонаселения.

5. Субъективный – признает активную роль в истории выдающимся личностям.

6. Антропологический – приоритетным при изучении истории считают его субъекта человека, который рассматривает в качестве продукта своей эпохи.

7. Рационалистический исходит из того, что разум источник познания преобразования мира и исторического развития.

8. Эволюционистский воспринимают историю как восхождение общества на более высокий уровень развития.

Историография – специальная историческая дисциплина, в рамках которой рассматриваются идеи концепции ученых и закономерности развития.

Эпоха Историк Его основной труд Совокупность воззрений на историю
Научное осмысление российской истории началось с XVIII века.
1-ая четверть XVIII века Петровская эпоха Татищев В.Н. создал 1-ый обобщающий труд по истории России История российская с самых древнейших времен История России есть результат деятельности царей, князей, императоров.
После петровская эпоха
А)30-40 годы XVIII Немец в Петербургской академии наук Шлёцер, Миллер, Байер Норманнская теория Древнерусское гос-во создано северными германцами: шведами, датчанами, норвежцами – (на руси именовались Варяги). Слово Русь – скандинавского происхождения.
Б)50-е годы XVIII Ломоносов М.В.- 1-ый критик норманнской теории Антинорманская теория Древне-русское гос-во создано восточными славянами (есть 3 группы народов славянского происхождения: а)Русские, украинцы, белорусы- восточные славяне, б)чехи, поляки, словаки- западные славяне, в) болгары, сербы, хорваты, словенцы и македонцы-южные славяне) Слово Русь – славянского происхождения от реки рось правого притока Днепра.
Эпоха АлександраI 1-ая четверть XIX Карамзин Н.М. История гос-ва российского 12 томов Историю России отождествлял с историей самодержавной властью.
Эпоха реформ Александра II 2-ая половина XIX Соловьев С.М. История России с древнейших времен 29 томов Один из видных представителей гос. Школы российской историографии основ которой был русский мыслитель середины XIX Чичерин Б.Н.
Пореформенная эпоха рубеж XIX-XX веков Ключевский В.О. Курс русской истории Впервые подробно проанализировал социально-экономическую историю страны.
Воин и революции 1-ая треть XX века Покровский М.Н. – 1-ый русский историк марксист Изучение истории и борьба классов. Классовая борьба движущая сила истории.
Советская эпоха XX век Греков Б.Д. Павленко Н.И. Рыбаков Б.А. Тихомиров М.Н. (Два посл идут вместе, как средневек исслед) · Киевская Русь · Исследователи императорского периода и истории России · Язычество древней Руси · Крупный исследователь средневековой истории и культуры России Марксистский подход
Современная эпоха Конец XX начало XXI века Гумилев Л.Н. От Руси к России Синтетический подход, т.е. история, есть результат взаимодействия человека общества и природы.
Особенностью современной исторической науки является методологический плюрализм.
Читайте также:  Способы определения величины предметов

Источниковедение.

— специальная историческая наука, занимающаяся анализом способов и методов изучения исторических источников как остатков прошлого.

Выделяют 6 типов исторических источников.

I) Письменные источники делятся на виды:

1) Летописи – по годовое изложение событий.

Первой официальной русской летописью считается повесть временных лет составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, в ней:

a) Содержатся наиболее полные сведения о восточно-славянских племенах

b) Излагается миграционная (балканская/Дунайская) теория происхождения восточных славян – они не были исконным населением восточно-европейской равнины, а переселились с берегов Дуная.

2) Законодательные акты, 1-ым из которых является русская правда.

3) Периодическая печать, как исторический источник возник в XVIII веке. В 1703 в Санкт-Петербурге вышла первая русская печатная газета ведомости.

4) Источники личного происхождения:

a) Жития – церковные сочинения о деятельности религиозных или светских лиц.

b) Мемуары – повествование о прошлом на основе личного опыта, к числу 1-ых русских мемуаров относится Житие Протопопа Аввакума XVII века.

II) Вещественные источники:

1) Первобытные, древние и средневековые вещественные источники изучает археология.

2) Печати – сфрагистика.

3) Гербы – геральдика.

4) Монеты – нумизматика.

III)Этнографические источники – дают знания о культурно бытовых особенностях разных народов.

IV) Лингвистические источники:

1) Следы древних языков в устной речи современных народов.

2) Языковые влияния и заимствования.

3) Географические названия, личные имена

V) Изобразительные источники.

1) Наскальная живопись первобытного человека.

2) Резьба по дереву, вышивка.

1) Кино фото фоно документы.

1-ые аудиовизуальные источники появились в XIX веке

2) Сайты интернета возникли в 80 годы XX века.

Источник

Методы изучения истории

История, как и любая другая наука, характеризуется своими методами исследования. Первый уровень охватывают общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знания (диалектический, системный и др.), второй уровень отражает непосредственно общеисторические методы исследования (ретроспективный, идеографический, типологический, сравнительный, сопоставительный и др.). Широко используются методы других гуманитарных и даже естественных наук (социологии, математики, статистики).

Диалектический метод способствует теоретическому отражению целостности объекта, выявлению основных тенденций его изменения, причин и механизмов, обеспечивающих его динамизм и развитие.

Системный метод определяет необходимость целостного анализа исторических событий и явлений в совокупности единичного, особенного и общего, многообразие компонентов исторического процесса и его внутренних

Широкое распространение в исторической науке получил метод сравнения (компаративный метод) — сравнение исторических фактов, портретов исторических деятелей в процессе исторического познания. Он направлен на обнаружение аналогий или их отсутствие в историческом процессе. Плодотворные результаты компаративный метод дает при сопоставлении истории разных государств, жизни различных народов.

Тесно связан с методом сравнения типологический метод (классификационный метод) – основанный на классификации исторических явлений, событий, объектов; выявлении общего в единичном, поиске характерных признаков для определенных типов исторических событий. Классификация – это основа всех типов теоретических конструкций, включающих сложную процедуру установления причинно-следственных связей, которые связывают классифицируемые объекты. Данный метод дает возможность сопоставлять исторические явления по сходным параметрам.

Один из наиболее распространенных методов исторического познания – генетический (или ретроспективный). Это ретроспективное раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, последовательных изменений в исторической действительности в процессе развития на основе причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития. Основанный на анализе одного и того же объекта в различных фазах его развития, генетический метод служит для восстановления событий и процессов прошлого по их последствиям или ретроспективно, то есть от уже известного по прошествии исторического времени — к неизвестному.

Вот что по этому поводу писал английский историк Д. Эльтон: «Поскольку мы знаем, как двигались события, мы склонны предполагать, что они должны были двигаться обязательно только в этом направлении и считать известный нам результат как бы «правильным». Первая тенденция освобождает историка от его главной обязанности – что-либо объяснять: неизбежное не требует объяснения. Другая тенденция делает его нудным апологетом совершившегося и побуждает его видеть прошлое лишь в свете настоящего». Исследователь же должен стремиться к объективности, должен стремиться увидеть особенности изучаемой эпохи и исторически подходить к перспективам общественного развития.

Идиографический (индивидуализирующий) метод характеризуется описанием отдельных исторических событий и явлений, процессов. Это конкретное, максимально полное описание индивидуального исторического феномена, позволяющее воссоздавать лишь локальное целое, не предполагая сравнительно-исторического исследования. Идиографический метод нацелен на выявление особенностей исторических феноменов.

Изучение исторических источников предполагает применение метода сопоставления, взаимопроверки сведений имеющихся документов, разнообразных исторических источников, что исключает абсолютизацию единожды упоминаемого факта, а соответственно спекулятивность в историческом познании, и обеспечивает приближение к истине в ретроспективном отображении исторического события или процесса.

Изучая исторические документы, исследователь занимается наблюдением. Однако наблюдение носит косвенный характер, так как изучается, как правило, то, что уже не существует, что кануло в вечность: условия, в которых развивались события, люди, которые принимали в них участие и даже целые цивилизации. Наблюдение ведется за свидетельствами отдельных участников событий, которые не выбирали момент этих событий, свое место в них и часто видели далеко не самое важное в этих исторических явлениях. Только изучение разнообразных источников, историческое наблюдение через источники позволяет нарисовать более объективную картину, в полном объеме представить исторический факт и его своеобразные черты.

Читайте также:  Обучение ребенка эффективным способам общения

Историческая наука допускает умственный или мыслительный эксперимент, проводимый в воображении исследователя, когда делается попытка воспроизвести то или иное историческое событие.

Широкое распространение получил метод квантитативного (количественного, статистического) анализа явлений — анализа динамики общественных процессов на основе статистического материала. Раньше всего на квантитативный путь вступила экономическая история, поскольку она всегда имела дело с измеримыми величинами: объемом торговли, промышленного производства и т.п. Ею широко использовались статистические материалы, характеризующие экономические процессы и экономическую жизнь общества.

С помощью статистических методов производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные аспекты, состояния объекта изучения. Количественные методы в настоящее время широко применяются и при изучении социальных явлений прошлого. Однако, работая с количественными показателями, исследователи сталкиваются с двумя трудностями: для отдаленных эпох эти сведения слишком скудны и фрагментарны, а для новейшего периода — огромны по своим объемам.

Извлекая из источника сведения о различных фактах, исследователь сверяет их с тем, что знает о таких же или подобных фактах и явлениях. Знание, независимое от источников, польский историк Е. Топольский называет «внеисточниковым»: его дают как собственные наблюдения над окружающим, так и различные науки. На основании имеющихся знаний восполняются неизбежные пробелы в источнике. В этом случае значительную роль играет здравый смысл, то есть догадка, основанная на наблюдении, размышлении и личном опыте.

Все перечисленные и охарактеризованные методы исторического исследования или методы исторического познания одновременно являются и методами изучения истории в рамках широко распространенного проблемно-хронологический метода – изучения исторических процессов во взаимосвязи фактов, событий и явлений в хронологической последовательности.

Методология истории

Чтобы разобраться в актуальных проблемах исторической науки важно понять не только особенности исторического знания, специфику исторического исследования, но и познакомиться с различными методологическими подходами. Это необходимое условие для оптимизации не только исторической, но и в целом гуманитарной подготовки в вузе.

«Методологический подход» — способ исторического исследования, основанный на определенной теории, объясняющей исторический процесс.

Под термином «методология» следует понимать теорию, объясняющую исторический процесс и определяющую методы исторического исследования.

Долгие годы в нашей стране была известна лишь марксистско-ленинская методология истории. В настоящее время отечественной исторической науке свойственен методологический плюрализм, когда в историческом исследовании находят свое применение различные методологии.

Теологический подход

Теологический подход возник одним из первых. Он уходит своими корнями в религиозные представления, определившие основы понимания развития человечества. К примеру, в основе христианского понимания развития общества лежит библейская модель истории. Теологический подход, таким образом, опирается на теории, объясняющие исторический процесс как отражение Божественного плана существования человечества. Согласно теологическому подходу источником развития человеческого общества является Божественная воля и вера людей в эту волю. Приверженцами этой теории являлись Августин, Джеффри, Оттон. В XIX в. ход истории определял божественным провидением Л. Ранке. К российским авторам христианской концепции исторического развития относятся Г. Флоровский, Н. Канторов.

Субъективизм – это идеалистическое понимание исторического процесса, согласно которому история развития общества определяется не объективными законами, а субъективными факторами. Субъективизм, как методологический подход, отрицает исторические закономерности и определяет личность творцом истории, объясняет развитие общества волей отдельных выдающихся личностей, результатом их деятельности. К сторонникам субъективного метода в исторической социологии можно отнести К. Беккера.

Географический детерминизм – преувеличение значения географического фактора в развитии конкретных обществ. Арабский историк Ибн Хальдун (1332-1406 гг.), автор «Книги назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на земле», развил идею решающего значения географической среды для развития общества, зависимости обычаев и учреждений каждого народа от способов добывания ими средств к существованию.

Таким образом, согласно теории географического детерминизма, в основу исторического процесса положены природные условия, определяющие развитие человеческого общества. Многообразие исторического процесса также объясняется особенностями географического положения, ландшафта, климата. К сторонникам этого направления можно отнести Ш.Л. Монтескье, подробно изложившего идею влияния климата и других естественно географических факторов на общество, формы его правления и духовной жизни.

Россию как целый историко-географический континент с особой судьбой рассматривали представители евразийской школы Г.В. Вернадский и Н.С. Трубецкой, В.Н. Ильин, Г.В. Флоровский. Н.И. Ульянов, С.М. Соловьев в истории развития общества придавали важное значение природе, географической среде. Н.И. Ульянов считал, что «если существуют законы истории, то один из них надо усматривать в географических очертаниях Государства Российского». С.М. Соловьев писал: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Рационализм – теория познания, определяющая разум единственным источником истинного знания и критерием достоверного знания. Декарт –родоначальник рационализма нового времени доказывал возможность постижения истины разумом. Рационализм ХVII-XVIII вв. отрицал возможность научного познания истории, рассматривая ее как царство случайности. Как методологический подход рационализм соотносил исторический путь каждого народа со степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений в области разума. Деятели Просвещения наиболее отчетливо проявляли безграничную веру в торжество прогресса на основе силы разума.

Читайте также:  Маска для волос lador ld programs 01 способ применения

Рационалистическая интерпретация истории (всемирно-историческая интерпретация) в XIX веке представлена учениями К. Маркса и Г. Гегеля. По их мнению, история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. В философии Г. Гегеля исторический процесс представлен тремя ступенями: восточная (азиатская), греко-римская (античная), германская (европейская). В подготовительных рукописях к «Капиталу» К. Маркс выделял докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общество. Она является описанием европейской цивилизации. Европоцентризм (признание европейских шедевров хозяйства, зодчества, военного дела, науки эталоном цивилизованности и европейских критериев прогресса – универсальными) обусловил кризис рационалистической интерпретации истории в ХХ веке.

Эволюционизм сформировался в начале XIX в. как антропологическая интерпретация идеи развития и прогресса, не рассматривающая человеческое общество как общество производителей. К классикам эволюционизма относят Г. Спенсера, Л. Моргана, Э. Тейлора, Ф. Фрезера. Из российских ученых к сторонникам эволюционизма причисляют Н.И. Кареева. Эволюционизм представляет исторический процесс как однолинейное единообразное развитие культуры от простых форм к сложным, исходя из того, что у всех стран и народов существует единая цель развития и универсальные критерии прогресса. Суть эволюционистской теории предельно проста: с немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся вверх по пути к процветанию. Культурные различия между народами объясняются их принадлежностью к различным ступеням исторического прогресса.

Позитивизм как теория, возник в XIX веке. Основоположником позитивизма стал французский философ и социолог О. Конт, разделивший историю человечества на три стадии, из них – теологическая и метафизическая – пройдены, высшая стадия – научная, или позитивная, характеризуется расцветом положительных, позитивных знаний. Позитивизм уделяет особое внимание влиянию социальных факторов на человеческую деятельность, провозглашает всесилие науки и признает независимую от произвола личности эволюцию человеческого общества от низших к высшим ступеням. Сторонники позитивизма игнорировали социально-политическую эволюцию общества, объясняя появление классов и другие социально-экономические процессы функциональным разделением труда.

Формационный подход

В основе формационного подхода лежит марксистская методология, автором которой является Карл Маркс.

Понимание развития исторического процесса в рамках марксистской методологии являетсяматериалистическим пониманием истории, так как основой жизни общества определяется материальное производство, развитиепроизводительных сил. К производительным силамотносится человекс его трудовыми умениями и навыками исредствапроизводства, которые, в свою очередь делятся напредмет труда и средства труда.

Под предметом труда понимается все то, на что может быть направлена человеческая деятельность. Средства труда объединяют в себеорудия труда, при помощи которых человек осуществляет трудовую деятельность, а также то, что на современном языке можно было бы назвать производственной инфраструктурой (то есть систему коммуникаций, складских помещений). Отношения людей в процессе производства материальных благ, а также их распределения и обмена называютсяпроизводственными отношениями. Диалектическое единство производительных сил и производственных отношений называетсяспособом производства.

Анализ динамики взаимоотношений производительных сил и производственных отношений подвели Маркса к формулировке закона, по которому происходит развитие истории человечества. Этот основной исторический закон, открытый К. Марксом,получил название закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Несоответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил приводит к смене типа собственности на средства производства, изменению производственных отношений, развитию производительных сил и, таких образом, к изменению характера способа производства.

Но меняется не только способ производства, но и все остальные составляющие человеческого общества. Новый тип собственности приводит к формированию нового господствующего слоя (класса) и социально низших слоев, другими словами, изменится социально-классовая структура общества. Новая система производственных отношений будет новымэкономическим базисом. Новый базис приведет к обновлению того, что в марксизме называетсянадстройкой. К надстройке относится как система так называемых учреждений, среди них, например, государство, так и система идей, к которой могут относиться идеология, мораль и многое другое.

Итак, действие закона соответствия приводит к тому, что вместе с ломкой старых производственных отношений меняется весьтип общества. Тип общества, включающий перечисленные выше черты, называется в марксизмеобщественно-экономической формацией (ОЭФ). Процесс смены общественно-экономических формаций в марксизме называется социальной революцией.

История человеческого общества, согласно теории К. Маркса, является сменой общественно-экономических формаций. В Предисловии к «Критике политической экономии» им были выделены азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации. На этом основании марксистский подход к истории называютформационным подходом. Согласно окончательно оформленному в ХХ веке формационному подходу в истории человечества выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Теория формаций сформулирована как обобщение исторического пути развития Европы. В рамках этой методологии человеческая история унифицируется, представляется, что все страны движутся в одном направлении: от первобытного к коммунистическому обществу. Ход истории детерминирован (предопределен) социально-экономическими отношениями, а человек в условиях классового подхода к истории рассматривается лишь как составляющая класса и производительных сил. Основное внимание уделяется классовой борьбе как движущей силе истории, когда абсолютизируется революционное развитие и преуменьшается значение эволюционного развития.

Источник

Оцените статью
Разные способы