Упражнение как практический метод обучения
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Источник
Педагогика
—>Основы педагогического мастерства —>
—>Наглядные пособия педагога —>
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
—>Детская психология —>
—>Магазин детских колготок —>
Показ как учебный прием часто используется во время организации и проведения занятий практическим методом, что имеет большое значение для всесторонней подготовки учащихся. Глубокое усвоение учащимися теоретического материала существенно зависит от практического его закрепления, потому что практика является критерием и показателем эффективности всего учебного процесса. Практические методы обучения обеспечивают формирование практических навыков и умений, закалка психики учащихся и ее развитие. К практическим методам относятся различные практические занятия (упражнения, лабораторные работы, практические работы, инструктажи). Они занимают важное место на всех уровнях образования.
Эффективность практических занятий обеспечивается качественной и всесторонней подготовкой, которая включает личную подготовку педагога, выбор места занятия, составление плана (плана-конспекта) проведения занятия, подготовку учащихся, подготовку материально-технического обеспечения.
Упражнения – это планомерно организованное, сознательно осмысленное многократное повторение определенных действий и приемов, которые усложняются с целью формирования, закрепления и совершенствования практических навыков и умений учащихся.
Используют такие виды упражнений:
подготовительные (предназначены для подготовки учащихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике);
вступительные (способствуют усвоению нового материала на основе различения родственных понятий и действий);
пробные (первое применение только что усвоенных знаний);
тренировочные (способствуют приобретению навыков учащимися в стандартных условиях);
творческие (способствуют формированию навыков применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях);
контрольные (преимущественно учебные).
Методика выполнения упражнений из разных учебных предметов, безусловно, отличается. Однако можно определить общие условия, которые способствуют успешному их применению:
– качественная подготовленность педагога, его умения учитывать индивидуально-психические особенности учащихся;
– понимание учащимися цели упражнения, содержания и последовательности ее выполнения;
– поддержания у учащихся постоянного интереса к упражнению, сознательного отношения к многократным повторениям однообразных действий;
– соблюдение доступного ритма, методически правильного чередования действий, требующих от учащихся усиленного умственного и физического напряжения;
– последовательность и систематичность в выполнении упражнений, постепенное повышение самостоятельности учеников во время их отработки;
– постепенное усложнение и изменение условий выполнения упражнений;
– систематический контроль за ходом упражнений и соответствующая постоянная помощь учащимся в преодолении трудностей и ошибок;
– формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки выполненных действий и тому подобное.
Следовательно, методически правильно применены упражнения несут не только дидактические функции, но и воспитательные. Они закаляют волю учеников, развивают у них настойчивость, наблюдательность, инициативность, самостоятельность, способствуют более глубокому освоению теоретического материала.
Источник
Метод упражнения и условия его эффективности в воспитательном процессе
Воспитательный процесс реализуется во всех видах деятельности, поэтому предполагает применение разнообразных методов, средств и форм воспитательного воздействия, которые могут быть эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер, важнейшими из которых являются методы воспитания. Методика воспитания является значимым инструментом в решении практических задач воспитания. Именно посредством методических средств реализуются цели, задачи и собственно содержание воспитания. Сложность воспитательной работы является основанием для применения многообразия методов педагогического воздействия. В общем понимании, метод означает способ достижения определенной цели или решения конкретной задачи, а также совокупность приемов или операций какого-либо действия. «Как способ педагогического воздействия метод воспитания – это совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий» [1, с. 49]. Методы воспитания характеризуются сочетанием средств и приемов, которые взаимосвязаны и в практическом применении реализуются в единстве.
Любой метод воспитания подкрепляется системой приемов. Прием воспитания – это соответствующий конкретной ситуации способ использования средства (показ именно положительных примеров, словесное или документальное иллюстрирование фактов, демонстрация перспектив, сравнение и сопоставление результатов и др.). В различных ситуациях приемы могут быть реализованы в подкрепление разных методов либо приобретать самостоятельное значение. Например, дисциплинарное взыскание является приемом метода принуждения, но при определенных обстоятельствах грамотного применения взыскание реализуется как убеждение, являясь частью осознания негативного опыта поступка. Так, метод убеждения требует использования приемов объяснения, изложения, разъяснения, поучения, наставления, примера, возможно, юмора или иронии. Метод упражнения действенен вкупе с приемами показывания, инструктажа, требования, объяснения, личного примера. Метод поощрения связан с одобрением, похвалой, доверием, показом перспективности. Метод принуждения часто используют вместе с предупреждением, осуждением, порицанием, порой наказанием. Некоторые приемы могут быть реализованы как часть различных методов. Комплексность при применении методов и приемов характеризуется накопленным опытом воспитательной работы педагогом в том случае, когда он реализует методические аспекты в определенной системе, придав им педагогическую упорядоченность, целеустремленность в соответствии с воспитательным смыслом. Поэтому методы воспитания необходимо использовать в системе, так как ни один метод не является универсальным средством – исключительно взятые в единстве методы воспитания образуют положительный опыт педагогической практики в отношении человека со всем многообразием его личности. Более того, любая система методов воспитания не является готовым шаблоном для осуществления педагогической деятельности. Методы требуют постоянного обновления, насыщенного требованиями современности.
Педагогическая мысль и практика предлагает множество классификаций методов воспитания, выстраивая их в систему по определенному признаку. Классифицирование методов воспитания способствует выделению специфики в методах и, тем самым, помогает выбрать наиболее востребованный вариант реализации методов на практике в целях эффективности воспитательного воздействия. Для учета значимости классификации методов воспитания в практике необходимо выделить в воспитательном процессе востребованную функцию (формирующе-развивающую, мобилизующую, профилактическую или побуждения к самовоспитанию), затем подобрать группу наиболее характерных для этой функции методов воспитания. Такой подход использования значимости классифицирования методов воспитания позволяет оперативно реагировать на изменения в практике воспитания.
Можно разделить методы воспитания на группы прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию и соответствующие действия, которые предпринимает личность для самовоспитания. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации или такую организацию деятельности для человека, при которых формируется установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе общественных отношений.
Иной классификацией является выделение целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. Так, различаются три группы методов воспитания:
методы формирования сознания (убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример, критика действий и поступков);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, принуждение) [см.: 2, с. 432].
В практике методы воспитания применяются в постоянно изменяющихся условиях конкретики педагогических ситуаций, которые порождаются общественными потребностями и, тем самым, объективными требованиями к осуществлению воспитательного процесса. Методы воспитания должны учитывать практические реалии общественных отношений, отражать специфичность жизнедеятельности человека для всесторонней подготовки личности к жизни, выработке профессиональных, нравственных, психологических и других качеств. Значимым для выбора необходимых методов воспитания является оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач воспитания, позиция воспитателя по отношению к воспитаннику и ряд других объективных и субъективных факторов.
Оптимизирующим сопровождением применения методики воспитания является стремление воздействовать на определенную сферу личности. Так, метод убеждения оказывает влияние на сознательность личности. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения. Метод примера оказывает воздействие на поведение сотрудников. Метод поощрения воспитывает положительное отношение к деятельности. Метод принуждения отражает оценку действий и поступков. Действенность этих методов зависит от условий реализации метода.
«В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности» [2, с. 435]. Педагогическое воздействие, привлекающее к реализации активной роли человека в системе общественных отношений, связано с методом, формирующим привычное поведение. Метод упражнения – это способ педагогического воздействия, с помощью которого вырабатываются разнообразные полезные привычки поведения, развиваются и совершенствуются волевые качества, формируется психологическая устойчивость, накапливается опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развиваются нравственные чувства, что обеспечивает связь между знаниями, убежденностью и конкретным поведением человека.
На практике ясно, что поведение человека определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Поэтому важное значение в воспитании приобретают не только разъяснения и показ на примере, как надо действовать, но и умения и навыки правильного поступка. Метод упражнения характеризует такую систему организации повседневной жизни и воспитательного процесса, профессиональной деятельности, которая позволяет аккумулировать опыт верного поведения, самостоятельности, развивать волю, что формирует положительные привычки, обеспечивая единство между словом и делом.
Использование метода упражнения в воспитании результативно обеспечивает:
– воспитание целеустремленности в личности;
– выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей;
– выработку высоконравственного поведения;
– совершенствование и развитие волевых качеств личности;
– развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи и других психологических свойств личности;
– развитие интеллектуальных и физических качеств.
Так, качества личности формируются и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание непосредственных обязанностей человека. Чтобы выработать качества самообладания, волевые особенности, решительность, смелость, инициативность, в воспитательном процессе необходимо создавать такие условия, такие ситуации, действуя в которых человек вынужден проявлять востребованные качества. Все это обеспечивается упражнениями как цепочкой трудностей, которые надо преодолевать.
Условиями для реализации этого метода воспитания являются:
– понимание социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки;
– наличие системы в упражнениях, что обеспечивается планированием, первоочередностью тех или иных действий, последовательностью и регулярностью упражнений, объемом нагрузки;
– всесторонний учет возрастных и индивидуальных особенностей человека и требование выполнения напряженных, но возможных к преодолению в трудностях действий.
Итак, метод воспитания – упражнение – эффективен в выработке жизненно важных и социально необходимых навыков организации деятельности человека.
1. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учеб. пособие / Е. В. Пенионжек. – Москва: Юстиция, 2016. – 228 с.
2. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2013. – 696 с.
Источник