Методика опросник способов совладания адаптация методики wcq

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_lazarusa.docx 26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

( Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • Конфронтационный копинг — пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование — пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль — пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки — пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности — пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание — пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы — пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка — пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Источник

Психометрические характеристики методики WCQ – Опросник способов совладания

Лазарус и Фолкман были самыми активными исследователями совладающего поведения (копинга) в 80-е годы. Они предположили, что копинг имеет две важнейшие функции, а именно, регулирование отрицательных эмоций (эмоционально-фокусированный копинг) и изменение ситуации, вызывающей дистресс, к лучшему (проблемно-фокусированный копинг). Оба типа совладания используют когнитивные и поведенческие модальности (Folkman и Lasarus, 1985, с. 152). Ричард Лазарус и его ученица Сьюзан Фолкман оказались не только наиболее влиятельными теоретиками 80-х годов, но и авторами двух широко используемых методик: WCC (Ways of Coping Checklist), 1980 и WCQ (Ways of Coping Questionnaire), 1985. Методика WCQ или «Опросник способов совладания» создавалась на основе пересмотра первой методики в 1985-88 гг. Авторы сообщили о работе по повышению внутренней согласованности шкал путем увеличения выборки и совершенствования факторного анализа данных. В 1985 году на основе анализа 324 случаев коэффициент согласованности — альфа Кронбаха (Cronbach alpha) находился в диапазоне 0.56 – 0.85 (умеренные значения). Он повысился в 1986 году (750 случаев): α = 0.61(дистанцирование) – 0.79 (положительная переоценка). Изменились названия шкал и количество вопросов (с 66 до 50).

Данная методика считается первой стандартной методикой в сфере измерения копинга и диагностирует две базовые стратегии совладания – проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса, например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.

Поздний вариант 1988 года состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирически полученных шкал:

конфронтативный копинг (6 вопросов), который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации

— поиск социальной поддержки (6 вопросов) как усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других

— планирование решения проблемы (6 вопросов)

— самоконтроль (7 вопросов)

— дистанцирование (6 вопросов)

— позитивная переоценка, прежде всего, своих собственных возможностей (7 вопросов)

— принятие ответственности (4 вопроса)

избегание — уход как фантазирование, еда, алкоголь, курение, наркотики или лекарства (8 вопросов). Данные шкалы разделены на 3 группы по таким основным критериям: решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций: 1. Планомерное решение проблемы. 2. Поиск социальной поддержки. 3. Шесть эмоционально-фокусированных шкал.

Во многих последних исследованиях, использовавших эту методику, получены сходные стратегии (Dunkel-Schetter and Marshall, 1987; Pearlin and Schooler, 1978). В дальнейшем появилось мнение, что необходимо более тщательное рассмотрение каждой стратегии, чтобы понять их непростую динамику.

Методика WCQ относится к интериндивидуальным, многомерным, ориентированным на ситуацию опросникам. Поэтому ее характеризует своеобразие инструкции для испытуемых: их обычно просят припомнить недавнее (произошедшее за последнюю неделю/месяц) стрессовое событие или ситуацию из реальной жизни и как с ним (ней) справились. Отмечают, что повышающий надежность данных прием ре-тестирования применить к WCQ трудно, так как она измеряет ситуационно-специфическое поведение (аналогичное переменной реактивная тревожность). Трудность заключается в том, что количество извлеченных факторов изменяется от выборки к выборке и от стрессора к стрессору (Parker, Endler, 1992). Трудно ожидать повторяемых и стабильных результатов, замечают Schwarzer and Schwarzer (1996), так как люди перестраивают, приспосабливают свое поведение к требованиям каждой специфической ситуации. Однако это слабая сторона и других методик, отражающая неразрешенные противоречия между диспозиционным и ситуационным подходами к пониманию совладающего поведения.

Сравнивая данные, полученные при помощи трех методик (WCQ, COPE, CISS), установлено, что они обеспечивают конкуррентную (concurrent) или совпадающую валидность. Критики замечают, что психометрические данные WCQ под вопросом и поэтому ее нельзя использовать как основную в исследованиях, вводящих новые инструменты измерения копинга (Benson J., Hagtvet K., 1996).

Другим несовершенством данного инструмента считается то, что она слабо учитывает теоретически пересекающиеся взаимоотношения между шкалами. Так, например, шкала Поиск социальной поддержки может служить разным целям – и решению проблемы, получению информации, и успокоению, отвлечению. В дискуссии по этому поводу есть радикальное мнение, что социальная поддержка вообще не должна считаться отдельной стратегией, но копинг-ресурсом, приемлемым для ряда различных копинг-стратегий. Согласно другому мнению, все копинг-стратегии можно разделить на социальные и несоциальные действия (Klauer, Fillipp, Ferring, 1989).

Авторы опросника пытались вдохновить исследователей для адаптации их инструмента к изучению конкретных и специфических контекстов. Это сделали в изучении копинг-стратегий больных раком Dunkel-Schetter et al.(1992), и Snider (1993), обнаружив 5 факторов в структуре своих результатов: поиск и использование социальной поддержки (11 вопросов), когнитивный уход-избегание (9 вопросов), дистанцирование (12 вопросов), фокус на позитиве (8 вопросов), поведенческий уход-избегание (9 вопросов).

Хотя у этой методики накоплено немного эмпирической поддержки в исследованиях и существует проблема относительно слабой надежности у шкал, она достаточно популярна у психологов-практиков. В России мы встретили одно опубликованное упоминание о попытке адаптировать данную методику для конкретного исследования И.А. Джидарьян (1995). Приведем некоторые важные и для нашего исследования результаты соотнесения данных двух методик их авторами (табл. 1). Как видим, прямые взаимные связи и у мужчин и у жещин выше среднего уровня имеют проблемно-ориентированный стиль совладания и стратегия решения проблемы. Из эмоциональных шкал высокую связь обнаруживает только стратегия фантазирование с эмоционально-ориентированным копингом; самообвинение связано с ним на уровне выше среднего. Копинг, ориентированный на избегание, на среднем уровне связан со стратегией разрядка, которую чаще всего относят к эмоционально-фокусированным.

Таблица 1. Значимые корреляции между шкалами CISS (КПСС) и WCQ (ОСС) у студентов — выпускников университета (1990) n = 130 (Endler, Parker [14, p. 850])

WCQ (Folkman, S., Lazarus, R., 1985) CISS (Endler, Parker, 1990)
ПОК ЭОК КОИ
Муж (n=33) Жен (n=97) Муж (n=33) Жен (n=97) Муж (n=33) Жен (n=97)
1. Решение проблемы 0.65*** 0.68*** 0.27 -0.03
2. Поиск социальной поддержки 0.25** 0.28** 0.30* 0.41**
3. Фантазирование 0.73*** 0.77*** 0.20*
4. Дистанцирование 0.32* 0.46** 0.05 0.31***
5. Фокусирование на позитиве 0.37* 0.42*** 0,26**
6. Самообвинение 0.63*** 0.57***
7. Разрядка 0.40** 0.27** 0.49*** 0.48***
8. Уход — избегание 0.45** 0.20* -0.19*

Примечание: * уровень значимости – р≤0,05, ** – р≤0,01, *** – р≤0,001. ПОК – проблемно-ориентированный копинг; ЭОК – эмоционально-ориентированный копинг; КОИ – копинг, ориентированный на избегание.

В 2003-2004 годах мы начали адаптацию методики WCQ длярусскоязычной выборки. С использованием данной методики нами было проведено семь эмпирических исследований, в том числе, четыре защищенных кандидатских диссертации (Куфтяк, 2004; Подобина, 2004, Голубева, 2005; Замышляева, 2006).

Выборка для адаптации состоит из 600 испытуемых: 234 респондента мужского пола; 366 – женского пола. Средний возраст испытуемых – 25,93 лет. Среди них мы выделяем испытуемых до 20-ти лет (n = 219 человек): 54 человека мужского пола; 165 человек – женского пола. Средний возраст респондентов – 16,58 лет. Другая часть выборки состоит из взрослых респондентов старше 20 лет (n = 381).Из них 180 человек мужского пола; 201 – женщина. Средний возраст респондентов – 35,28 лет. Особую часть выборки представляют беременные женщины – 50 человек (Подобина, 2003, 2004).

Психометрическая проверка Опросника способов совладания производилась при помощи пакета Statistica 6.0 М.С. Замышляевой. Подсчет согласованности шкал или внутренняя консистентность шкал (коэффициент альфа Кронбаха: все ли утверждения измеряют одно и то же явление?) для выборки взрослых испытуемых дал следующие результаты:

1 шкала. Конфронтативный копинг (означает агрессивные усилия субъекта по изменению ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску): α=0.39 (SD=2.63).

2 шкала. Дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость): α=0.57 (SD=3.00).

3 шкала. Самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий):α=0.52 (SD=3.18)

4 шкала. Поиск социальной поддержки (усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей): α=0.56 (SD=3.20).

5 шкала. Принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения): α=0.47 (SD=2.15).

6 шкала. Бегство – избегание (мысленное стремление и усилия, направленные на бегство, избегание или уход от проблемы, а не дистанцирование от нее): α=0.52 (SD=3.50).

7 шкала. Планирование решения проблемы (произвольные, специальные предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы): α=0.62 (SD=2.91).

8 шкала. Положительная переоценка (усилия по созданию положительного смысла ситуации, концентрация на росте собственной личности, включая религиозный опыт): α=0.59 (SD=3.36).

Известно, что минимально приемлемый уровень альфа в опросниках, измеряющих совладающее поведение как диспозицию или связанный с устойчивыми личностными качествами стиль, вроде CISS ─ КПСС, обычно равен примерно a=0.65 (Zeidner, Endler, 1996, chapter 5). Для опросников интериндивидуальных допускаются более низкие значения альфа (около α=0.55). Наши результаты показывают не очень высокую согласованность шкал (особенно, шкалы Конфронтативный копинг) и заставляют нас продолжать усилия по улучшению психометрических качеств данного инструментария. Нами также получены эмпирические нормы для обеих выборок испытуемых. Приведем в данной главе нормы для взрослых людей старше и младше 20 лет.

Таблица 2. Нормы опросника ОСС (WCQ — Ways of Coping Questionnaire) по сумме баллов для смешанной выборки старше 20 лет (а) (n=381 чел.) и младше 20 лет (б) (n=219 чел.)

Шкалы ОСС или Копинг-стратегии n среднее Минимал. значение Максимал. значение Нижний квартиль Верхний квартиль SD
а б а б а б а б а б а б а б
Конфронтативный копинг 8.98 9.54 2.68 2.81
Дистанцирование 8.78 9.53 3.01 2.80
Самоконтроль 13.73 12.68 3.11 3.07
Поиск социальной поддержки 10.63 10.09 3.31 3.48
Принятие ответственности 7.41 7.01 2.18 2.28
Бегство-избегание 10.53 11.16 3.52 3.91
Планирование решения проблемы 12.73 11.40 2.97 3.09
Положительная переоценка 12.01 12.00 3.48 3.25

Полученные в баллах значения мы можем интерпретировать следующим образом (Табл.3).

Таблица 3. Тестовые нормы опросника ОСС – WCQ

Копинг-стратегии Низкие значения Средние значения Высокие значения
а б а б а б
Конфронтативный копинг от 1 до 6 от 0 до 7 от 7 до 11 от 8 до 11 от 12 до 17 от 12 до 16
Дистанцирование от 1 до 6 от 1 до 7 от 7 до 11 от 8 до 11 от 12 до 17 от 12 до 16
Самоконтроль от 4 до 11 от 1 до 10 от 12 до 16 от 11 до 15 от 17 до 21 от 16 до 19
Поиск социальной поддержки от 0 до 7 от 0 до 7 от 8 до 13 от 8 до 13 от 14 до 18 от 14 до 17
Принятие ответственности от 0 до 5 от 0 до 5 от 6 до 9 от 6 до 9 от 10 до 12 от 10 до 12
Бегство-избегание от 3 до 7 от 1 до 7 от 8 до 13 от 8 до 14 от 14 до 23 от 15 до 22
Планирование решения проблемы от 2 до 10 от 3 до 9 от 11 до 15 от 10 до 13 от 16 до 18 от 14 до 18
Положительная переоценка от 3 до 9 от 1 до 9 от 9 до 15 от 10 до 14 от 16 до 21 от 15 до 19

Мы применили опросник для исследования половых и возрастных различий между категориями испытуемых. Получены значимые различия по данным переменным, как у молодых, так и старших испытуемых. Ниже приведем некоторые результаты, показывающие преобладание двух видов стратегий у женщин.

Таблица 4. Различия по сумме баллов между взрослыми мужчинами и женщинами в выборе стилей совладающего поведения (WCQ — ОСС) по U — критерию Манна- Уитни (n= 381: муж. n = 180; жен. n =201)

Копинг-стратегии Сумма рангов муж Сумма рангов жен U Z p Z p
Конфронтативный копинг 36091.50 36679.50 16378.50 1.59478 0.110 1.606 0.108
Дистанцирование 33795.00 38976.00 17505.00 -0.54511 0.585 -0.548 0.583
Самоконтроль 35162.00 37609.00 17308.00 0.72867 0.466 0.731 0.464
Поиск социальной поддержки*** 29511.50 43259.50 13221.50 -4.53649 0.000 -4.554 0.000
Принятие Ответственности 33015.50 39755.50 16725.50 -1.27145 0.203 -1.287 0.198
Избегание 35786.00 36985.00 16684.00 1.31012 0.190 1.315 0.188
Планирование решения проблемы 34346.00 38425.00 18056.00 -0.03168 0.974 -0.035 0.974
Положительная преоценка*** 30081.00 42690.00 13791.00 -4.00583 0.000 -4.020 0.000

Примечание: уровень значимости *– р≤0.05, ** – р≤0.01, *** – р≤0.001.

Нами проведено эмпирическое исследование, в ходе которого решалась следующая проблема:каковы особенности совладающего поведения родителей в семьях, регулярно (практически ежедневно) применяющих физические наказания детей (Куфтяк, 2004).

В качестве экспериментальной группы, принявшей участие в нашем исследовании, были выбраны 38 семей (мать, отца и ребенок – младший школьник), в которых родители регулярно применяли физические наказания по отношению к собственному ребенку. Критериями отбора подобных семей были: обращение за психологической помощью к специалисту по поводу школьных проблем ребенка; наличие других психологических проблем и несовладание с ними ребенка и семьи в целом; признаки дисфункциональности семьи, которые устаналивались при помощи включенного наблюдения и интервью. Критериями отбора 42 условно благополучных семей с детьми послужили положительная экспертная оценка и характеристика семьи, данная специалистами школы, в которой обучается ребенок; данные, полученные из анонимного мини-сочинения ребенка, свидетельствующие об отсутствии физических наказаний в семье.

Оказалось, что собственные проблемы, конфликты и постоянное напряжение, связанное с ребенком, заставляют родителей использовать различные стратегии совладающего поведения. Характер выявленных различий представлен в таблицах 5 и 6.

Табл. 5. Различия в выборе копинг-стратегий (по ОСС) у матерей из семей с разным типом отношений по Колмогорову – Смирнову

Название стратегии Матери экспериментальной группы (n=38) Матери контрольной группы (n=42)
Среднее SD Среднее SD
Конфронтативный копинг*** 12,0 2,01 7,5 1,96
Дистанцирование*** 11,5 2,90 8,1 2,33
Самоконтроль*** 9,2 2,12 14,8 2,31
Поиск социальной поддержки 12,0 3,0 11,0 2,82
Принятие ответственности*** 4,9 1,35 8,4 1,60
Бегство-избегание*** 15,0 3,6 9,0 2,22
Планирование решения проблемы*** 8,5 2,46 14,0 2,50
Положительная переоценка*** 10,3 3,55 15,5 3,19

Примечание: * – р≤0,05, ** – р≤0,01, *** – р≤0,001

Мы обнаружили, что наказывающие родители и отцы значительно чаще, чем условно благополучные родители, выбирают конфронтативный копинг. Именно этот способ совладания, позволяет им через открытую враждебность к окружающим, в частности, к собственным детям, снимать внутреннее напряжение и дискомфорт. Таким образом, поведение обоих родителей отличается враждебностью – одним из проявлений агрессии, что обусловливает использование физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки.

Табл. 6. Различия в выборе копинг-стратегий (по ОСС) у отцов из семей с разным типом отношений по Колмогорову – Смирнову

Название стратегии Отцы экспериментальной группы (n=38) Отцы контрольной группы (n=33)
Среднее SD Среднее SD
Конфронтативный копинг*** 12,1 2,45 8,2 2,71
Дистанцирование** 11,0 2,58 8,8 2,43
Самоконтроль*** 9,7 2,17 14,2 2,75
Поиск социальной поддержки 9,4 2,43 11,0 3,15
Принятие ответственности*** 5,2 1,78 7,5 1,86
Бегство-избегание*** 13,3 3,02 8,8 2,74
Планирование решения проблемы*** 10,9 2,65 13,7 2,26
Положительная переоценка 9,6 3,17 11,3 3,45

Примечание: * – р≤0,05, ** – р≤0,01, *** – р≤0,001

Оба родителя из деструктивной семьи при возникновении затруднений не прочь использовать стратегии дистанцирование (p

Источник

Читайте также:  Способ изучения испанского языка
Оцените статью
Разные способы