Методика определения способа познания ведущего канала восприятия у младших школьников

Методика «Аудиал, визуал, кинестетик»
тест по психологии по теме

Методика служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического

Скачать:

Вложение Размер
test_audial_vizual_kinestetik.docx 29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

— Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
— Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
— Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
— Дискрет (дигитальное восприятие) — по тому, что подсказывает логика.

(Кто такие дискреты — смотрите далее).

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «-«, если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия : 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия : 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия : 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения , например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал ( он же дискрет ) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: «где тут логика?», ‘надо проанализировать ситуацию’, ‘итак, методом исключения мы выясняем…» Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

Источник

Методика определения способа познания у дошкольников и младших школьников (для детей 5-8 лет)

Данная методика поможет повысить эффективность работы педагога (с учетом способа познания каждого обучающегося).

Просмотр содержимого документа
«Методика определения способа познания у дошкольников и младших школьников (для детей 5-8 лет)»

Методика определения способа познания

(ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников (для детей 5-8 лет)
Данная методика будет полезна, в первую очередь, для наблюдения за детьми 5-8 лет.

Инструкция: читая материал опросника, отмечайте черты, присущие ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка.
Тестовый материал:
1. ОБЩЕНИЕ. Если ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал:
— Он говорит, используя самые простые обороты речи
— Он неправильно произносит некоторые слова и звуки
— Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал:
— Он использует те же обороты речи, что и взрослые
— Он использует грамматически правильные предложения
— Он рассказывает тщательным образом продуманные истории
Кинестетик:
— Его речь тяжело понять
— Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями
— Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них
2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Во время игры ребенок…
Визуал:
— Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм
— Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором
— Узнает о новых вещах, наблюдая
Аудиал:
— Любит слушать аудиозаписи
— Любит книги и игру фантазии
— Учится новому, читая инструкции
Кинестетик:
— Любит играть на свежем воздухе
— Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке
— Почти каждой игрушке находит полноценное применение
3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал:
— Он пишет старательно
— Его художественные изделия очень аккуратны и красивы
— Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает
Аудиал:
— Он пишет достаточно неплохо
— Во время работы он разговаривает сам с собой
— Его художественные изделия достаточно привлекательны
Кинестетик:
— Ему очень тяжело писать
— Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми –
— Его художественные работы неопрятны
4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок начинает двигаться…
Визуал:
— Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе
— Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается
— Любит игры с четко установленными правилами
Аудиал:
— Он больше разговаривает, чем играет
— Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения
— Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой
Кинестетик:
-Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр
— Имеет хорошую координацию
— Не ходит спокойно, а носится
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал:
— Даже в толпе остается одиноким
— Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие
— Долго привыкает к новым людям
Аудиал:
— Буквально расцветает в кругу друзей
— Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает
— Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно
Кинестетик:
— Коллективистский, но не очень разговорчивый
— Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям
— Любит пошалить
6. ЭМОЦИИ. Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал:
— Вообще не очень эмоционален
— Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других
Аудиал:
— Свободно рассказывает о своих ощущениях
— Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений
Кинестетик:
— Эмоционально зависим и легко обижается
— Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь
7. ПАМЯТЬ. Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал:
— Может воспроизводить буквы и цифры по памяти
— Помнит о том, что ему показывали
Аудиал:
— Лучше всего учится, заучивая наизусть

— Знает звуки, соответствующие буквам алфавита
Кинестетик:
— Плохо запоминает
— Легко отвлекается
8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок находится в групповой комнате, он…
Визуал:
— Следит за опрятностью своей одежды
— Следит за чистотой своего рабочего места
— В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел
— Медленно привыкает к новой ситуации
Аудиал:
— Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен
— Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место
— Он внимательный и послушный
— Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении
Кинестетик:
— Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен
— Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут
— Проявляет большую активность во время игр
— Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Источник

Читайте также:  Как завершить резинку эластичным способом
Оцените статью
Разные способы