Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
- провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
- выполнить аналогичное задание;
- использовать индивидуальные карточки;
- провести выборочную проверку письменного задания;
- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
- Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них — учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, — это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник
Методика обучения способам проверки
Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.
• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.
• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раздела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.
• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.
• Заключительная (итоговая) — это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.
Требования к данной группе методов:
— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);
— учет специфики учебного предмета;
— разнообразие форм и методов.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система проверки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями постоянно контролируются.
Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — машинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.
Устные методы контроля
Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результате нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.
Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка знаний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обязательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению определить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценочное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.
Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
Уплотненный опрос — это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на один временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.
Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил домашнее задание.
Письменные методы контроля
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задание, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.
Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.
Графические методы
Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки.
Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.
Такие карточки могут быть следующих типов:
1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5—7 мин.
2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, даты и названия войн).
3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных словах или предложениях. Надо заполнить пропуски.
4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из перечисленного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со словесными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.
Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Формы контроля:
• Коллоквиум — промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глубины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
• Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.
• Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»).
Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие преподавателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.
Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ; сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, написание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне.
Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.
На всех формах контроля должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.
Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательная роль зачетно-экзаменационной системы диагностики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.
Источник