Методика группировка картинок по способу действия

Методика «Группировка картинок по количественному признаку»

Цель:выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Возраст: с 3.5 лет.

Стимульный материал:парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 — я пара (на одной — много огурцов, на другой — один огурец); 2 — я пара (на одной много яблок, на другой — одно) и т. д.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие — в другой.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить это принцип в речевом плане.

1 балл — не принимает и не понимает задание.

2 балла — принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую.

3 балла — принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки — признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может.

Методика «4-й лишний» (мышление)

Цель: исследование процессов образно — логического мышления, умственные операции анализа и обобщения.

Возраст: с 4 лет.

Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 — из одной серии классификации, 1 — из другой).

Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Инструкция обработки:10 баллов (очень высокий уровень развития) — ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 9 баллов (высокий уровень развития) — ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.

6 7 баллов (норма) — ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.

4 — 5 баллов (средний уровень развития) — ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.

2 — 3 балла (низкий) — решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.

0 — 1 балл (очень низкий) — ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Методика «Последовательность картинки»

Цели: выявление уровня развития логического мышления, спо­собности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Возраст:3.5 лет

Инструкция: Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по поряд­ку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Критерии оценки

• Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет
последовательность картинок и составляет связный рассказ —
2 балла.

• Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет
ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отры­вочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.

• Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок,
или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей
картинок — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, правильно ли определена последо­вательность картинок, фиксируются интересные речевые выска­зывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцени­ваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи

Методика «Толкование пословиц»

Цель:исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.

Возраст: от 10 лет

Материалы: набор пословиц и метафор.

Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 15-17 13-15 10-12 7-8 5-6

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное™ ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.

Читайте также:  Способы как вылечить алкоголизм

Варианты предъявляемых пословиц.

1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят — щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь — дальше будешь. 15. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь — один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога — пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой — враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться — лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес — больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Методика «Нелепицы»
Цель:оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, которые существуют между объектами этого мира. Определить умение ребенка рассуждать логически и правильно выражать свою мысль.

Возраст: от 3 лет
Оборудование: картинки с изображением нелепых ситуаций.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не таким, не на месте или не правильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не правильно. Скажи, как на самом деле должно быть».
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием реагируют на такие картинки эмоционально, воспринимают их со смехом и удивлением. Выражено желание рассмотреть картину полностью, найти и объяснить все нелепости на картине.
Дети с задержкой психического развития эмоциональные реакции выражают не достаточно, хотя инструкцию понимают и проявляют интерес к работе. Речевое объяснение нелепостей бедное.
Дети умственно отсталые инструкцию понимают, при выполнении задания нуждаются в постоянных побуждениях в форме вопросов: «А еще что не так?». Заметных эмоциональных реакций нет. Они безучастно смотрят на картинку, фиксируя наиболее яркие фрагменты. С трудом строят фразу при объяснении нелепостей. Дети с умеренной умственной отсталостью нелепости картин не воспринимают.

Методика «Логические задачи»
Цель:изучить уровень развития логического мышления, сообразительности, смекалки, запаса знаний об окружающем мире.

Возраст: от 5 лет
Оборудование: набор логических задач (приложение), счетные палочки.
Инструкция:
консультант предлагает ребенку подумать и ответить на некоторые из предложенных вопросов:
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитиемпроявляют интерес к заданию,на задачи с «подвохом» реагируют улыбкой, смехом. Отмечается активный поиск решений. Некоторые дети не всегда и не сразу находят верный ответ. Повторное чтение, интонация помогают решить задачу. Направленная, уточняющая помощь со стороны консультанта дают положительный результат.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. В процессе работы действуют импульсивно. Не дослушивают задание, выхватывают отдельные признаки, фиксируют внимание на деталях, не всегда видят «подвох», решают задачу конкретно. Поисковая деятельность снижена. Нуждаются в детальной, организующей помощи.
Дети умственно отсталые задание понимают буквально, не видят скрытого смысла, «подвоха». Разъяснение, помощь педагога – не эффективны. С заданиями не справляются.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? 3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? 4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил? 5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте? 6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки? 7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки? 8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения? 9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное? 10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок? 11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах? Серьёзные задачи 1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята? 2. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов? 3. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? 4. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? 5. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе? 6. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? 7. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? Задачи на сравнение. 1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый? 2. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех? 3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? 4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? 5. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех? 6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех? 7. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый? 8. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех? 9. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех? 10. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех? 11. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?

Читайте также:  Способ применения хондроитина сульфат

1.Экспресс – методика для психолого – медико – педагогического обследования ребенка. – Донецк: областная ПМПК, 2006 год. – 37 стр., приложения.
2. http://klub-drug.ru/doshkolniki/zadachi-logicheskie-dlya-doshkolnikov.html

3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Диагностика в детском саду. –М.: ГЕНЕЗИС -2008.

Источник

ЗАДАНИЕ 2 Группировка картинок по способу действия.

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними которых можно действовать, с другими — нельзя.

Проведение обследования:взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — чайник с ручкой, на другой — чайник без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением часов без стрелок, спрашивает: «Куда его надо положить?» — и сам кладет под изображение чайника без ручки. Картинку с изображением часов со стрелками кладут под изображение чайника с ручкой. После этого ребенку дают но одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.

Оценка действий ребенка:принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.

Оценка в баллах:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует
неадекватно;

2 балла — — задание принимает, раскладывает картинки без учета
основного принципа;

3 балла — — задание принимает, раскладывает картинки с учетом
основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом
плане;

4 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом
основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих
высказываниях.

ЗАДАНИЕ 3 Счет.

Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т.е. уровень развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Читайте также:  Способ движения инфузорий являются

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыв их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки показывает ребенку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: «Сколько там палочек?»;

второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные — синие. Сколько там было синнх карандашей?» При затруднениях проводится обучение.

Обучение:

первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);

второй вариант: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

Оценка действий ребенка:принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи. Оценка вбаллах:

1балл — действует с папочками, не ориентируясь на задание;

2балла — принимает задание, но количественные представления сформированы на
самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества,
счетные операции по представлению не выполняет;

3балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах
пяти — действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет
счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может;

4балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах
пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает
предложенные задачи.

ЗАДАНИЕ 4 Найди время годя.

Задание направлено на выяснение уровня сформированное™ представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.

Оборудование:сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года (карточки № 47,48,49, 50).

Проведение обследования:перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение.

Обучение:перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима .

Оценка действий ребенка:принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Оценка в баллах:

1 балл — не понимает цели, перекладывает картинки;

2 балла — принимает задание, но не соотносит изображение времен года
с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после
обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета;

3 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения только
двух времен года с их названиями (зима и лето);

4 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения всех
времен года с их названиями.

ЗАДАНИЕ 5 Дорисуй.

Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.

Оборудование:лист бумаги, на котором нарисовали два круга, цветные фломастеры.

Проведениеобследования: ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.

Оценка действийребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков. Оценкав баллах:

1балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2балла — принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать
свои предметы либо чиркает;

3балла — принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один
предмет либо оба одинаковых;

4балла — принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета.

Источник

Оцените статью
Разные способы