Методика формирования способов словообразования у дошкольников кратко

Педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

В статье раскрывается педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
Педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста 21.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧГПУ «им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары

к.пед.н., доцент С.Г. Михайлова

Аннотация: В статье раскрываются педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста

Ключевые слова: словообразование, методика, дошкольный возраст.

Проблема формирования грамматической стороны речи, несмотря на всю свою важность, лишь в 50-е гг. XX в стала предметом специального изучения. Этому поспособствовало публикация фундаментального труда А. Н. Гвоздева [3]. В данной монографии подробно описаны грамматические категории, элементы и конструкции появляющиеся в речи детей на каждом возрастном этапе.

Задачи этой области развития речи дошкольников в современной методике [1] принято группировать в три раздела: освоение детьми в практическом плане морфологической системой родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам; овладение синтаксической стороной (правильное согласование слов в предложении, построение разных типов предложений и сочетание их в связном тексте; сообщение знаний о некоторых нормах словообразования.

Обращение к современным образовательным программам [4] показывает, что дети дошкольного возраста усваивают образования слов с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме.

Дошкольники овладевают наиболее типичными способами словообразования русского языка: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Ставятся задачи обучения подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник), отталкиваясь от исходного слова.

Овладение разными способами словообразования осуществляется главным образом в процессе овладения умением правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

Сегодня методика [1] выдвигает три основных задачи:

— обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;

— расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);

— развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

Основными методами и приемамиформирования грамматически правильной речи являются дидактические игры и упражнения с наглядностью и без. Также активными приемами обучения являются игры-драматизации, образец, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, объяснение, повторение, сравнение, а также исправление и подсказывание.

Подробно методика проведения игр и упражнений с детьми разных возрастных групп представлена в учебных пособиях М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной [1], А. Г. Арушановой[2]. С опорой на данные источники обратимся к рекомендациям авторов в отношении методики формирования у старших дошкольников способов словообразования.

В старшем дошкольном возрасте, прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачата, снегирята, но при этом – ласточки, синички) [4] .

В решении данной задачи в основном используются словесные игры и упражнения типа: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.) [2].

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими [4].

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образованиисуществительных, обозначающих лиц по профессии).

В игре «Кто он такой?» [1] дети учатся образовывать существительное от глагола. (Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он. (работник). А когда он много дерется. Он . (драчун). Много-много говорит. Он. (говорун). И т. д.)

В игре «И я тоже» [там же] дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. (Он летчик – я тоже . (летчица). Он плясун – я тоже . (плясунья). Он умник – я тоже . (умница).и т. д.)

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 – 6 мин):

– на образование прилагательных от основ существительных (Какое варенье из малины? (Малиновое.) . из клубники? (Клубничное.). из смородины? (Смородиновое);

– на употребление суффиксов существительных мужской и женского рода (Занимается спортом. (спортсмен). Играет в футбол . (футболист). Катается на лыжах. (лыжник). Катается на велосипеде . (велосипедист). Хорошо прыгает. (прыгун));

– на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности): В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)

А. Г. Арушанова [2] рекомендует, учитывая растущее у ребенка осознание особенности своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, слову следует шире использовать вопросы проблемного характера типа: Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Выжимает сок.)

Таким образом, формирование навыков словообразования является составной частью работы по решению задачи становления грамматической стороны речи дошкольников. Ее задачи, содержание, формы и пути достаточно изучены. Ведущими методами формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста являются дидактические игры, упражнения, а также приемы: образец, повторение, объяснение.

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва:Академия, 2000. – 400с.

2. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей : методическое пособие / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 299 с.

3. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть 2 / А. Н. Гвоздев / Под ред. С.И. Абакумова. – Москва : АПН РСФСР, 1949. – 192 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.twirpx.com/file/2138755/ .

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 336 с.

Источник

Развитие словообразования у старших дошкольников

Татьяна Козырева
Развитие словообразования у старших дошкольников

Развитие словообразования у старших дошкольников.

Словообразование — это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке. Словообразование является частью лексико-грамматического строя речи.

Как и вся грамматика оно усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования им уже полученного речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающемся самоконтроле.

Умение использовать разные способы словообразования является одним из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса,а при достаточной практике: слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.

Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.

При обследовании речи отмечается неуверенность старших дошкольников в умении словообразования. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая практически «услышать» детям приемы словообразования и в последствии научиться ими пользоваться.

Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования.

I. Имена существительные.

1. Образование существительных с помощью суффиксов уменьшительности и ласкательности.

a) «Ласковые имена»

Оля – Олечка Саша – ….

Волк – волчонок Медведь — ….

d) «Назови ласково»

Гриб – грибочек Кровать – ….

2. Образование слов со значением единицы целого.

Дождь – дождинка Бусина – ….

3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

a) «Назови профессию»

Кто играет на барабане? (барабанщик)

b) «Женские профессии»

Мужчина – художник, а женщина – художница.

Мужчина – писатель, а женщина ….

4. Образование существительных со значением вместилища.

Для супа – супница Для сахара — ….

5. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности.

Ротик – ротище Кустик – ….

6. Образование существительных со значением уничижительности.

Голова – головёнка Глаза – ….

7. Образование существительных со значением принадлежности по национальности.

«Гости из далеких стран»

В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.

Гость из Японии – японец

8. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).

«Два слова в одном»

Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)

Когда листья падают?

Какая машин сено косит? (сенокосилка)

Какая пыль сосет?

9. Образование существительных из различных частей речи.

Этот котенок пушистый.

Назовем его Пушок.

Этот котенок белый как снег.

Назовем его (Снежок).

b) «Как назвать такого человека»

Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.

Если человек трусливый, то его назовем — ….

II. Имена прилагательные.

1. Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности.

Зубастый крокодил – зубастенький

2. Образование качественных прилагательных.

a) «Какой? Какая? Какое?»

Ум – умный, умная, умное Страх – ….

b) «Придумай название»

Улицу на которой находится завод, назовем – Заводская

На которой стоит школа — ….

3.Образование относительных прилагательных:

a) выражение признака через отношение к предметам или материалам

Бумага – бумажный Виноград – ….

b) выражение признака через отношение к месту

Деревня – деревенский Иркутск – ….

c) выражение признака через отношение к времени

Утро – утренний Вчера — …. День — ….

d) выражение признака через отношение к действию

Стирать – стиральная Гладить — ….

4.Образование притяжательных прилагательных:

Кошка – кошкин Лиса – ….

Мама – мамина (сумка) Папа — ….

Пожарный – пожарный (шланг)

Полицейский – полицейская (машина)

c) «Назови листья (иголочки)»

Дуб – дубовый Береза — ….

5. Образование сравнительной степени прилагательных.

«Доскажи словечко»

Это темная юбка, а другая еще (темнее)

Это удобное кресло, а другое еще …

6. Обозначение качества (слово+ слово).

Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)

С желтой грудкой?

Как можно назвать человека с широкими плечами? (широкоплечий)

С красными щеками?

1. Образование приставочных глаголов.

«Добавляй и говори» (на начальном этапе лучше использовать картинки)

На примере показать детям что если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия со слово ЛИТЬ. Потом дети могут самостоятельно попробовать образовать новые словаот следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т. д.

2. Образование категории времени глагола.

Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только …. (встает). «Когда же ты …. (встанешь?» Шустрик оделся, а Мямлик …. И т. д. (заправил, умылся, позавтракал, почистил и т. д.)

3. Образование глаголов из других частей речи.

Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи . Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс.

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии СЛАЙД №1 «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии». Слайд №2 Современный мир меняется стремительно. Запросы школы.

Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.

Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой. Процесс становления и развития музыкальных способностей у дошкольников.

Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

Развитие творческих способностей старших дошкольников Каждый ребёнок рождается со своими способностями, задатками. Но сейчас учёные уже доказали, что каждый ребёнок от природы ещё и талантлив. Давайте.

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности в дошкольном.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Источник

Читайте также:  Френч маникюр способы нанесения
Оцените статью
Разные способы