- Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонного покрытия способом
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- 2. КЛАССИФИКАЦИЯ
- 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Методические рекомендации Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- 2. КЛАССИФИКАЦИЯ
- 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- ОДМ 218.6.1.005-2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МЕТОДОМ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
- ОДМ 218.6.1.005-2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МЕТОДОМ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины, определения, обозначения и сокращения
- 4 Общие положения
- 5 Технические требования к АГБ и АГБС
- 5.1 Требования к исходным материалам
- Таблица 1 — Физико-механические характеристики щебня
- 5.2 Требования к свойствам АГБ и АГБС
- Таблица 2 — Зерновой состав минеральной части АГБС
- Таблица 3 — Физико-механические показатели АГБ для слоев оснований
- Таблица 4 — Физико-механические показатели АГБС для слоев покрытий
- 6 Порядок подбора состава АГБС
- 7 Контроль качества АГБ и АГБС
- 7.1 Контроль качества при приготовлении АГБС
- Таблица 4 — Нормативные документы, устанавливающие технические требования к компонентам АГБС
- 7.2 Методы испытаний АГБ и АГБС
- Таблица 5 — Методы определения показателей АГБС и АГБ
- 7.3 Правила приемки АГБ и АГБС
- Таблица 6 — Допустимые отклонения гранулометрического состава и количества вяжущего от рецепта АГБС
Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонного покрытия способом
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ СПОСОБАМИ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
РАЗРАБОТАНЫ в РОСДОРНИИ канд. техн. наук Г.С.Бахрахом при участии докт. техн. наук В.А.Кретова и инж. Г.С.Горлиной.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора N ОС-568-р от 27.06.2002 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог предусматривают ремонт дорожных одежд нежесткого типа, требующих усиления, традиционным способом и способами термопрофилирования. Основным недостатком этих способов является образование во вновь уложенных или восстановленных слоях покрытия отраженных трещин и, в конечном итоге, сокращение срока службы отремонтированного покрытия по сравнению с расчетным сроком его службы.
С появлением дорожных фрезерных машин (холодных фрез) за рубежом стали широко применять способ «переукладки», заключающийся в удалении растрескавшихся и потерявших несущую способность асфальтобетонных слоев дорожной одежды и устройстве новых монолитных слоев. Этот способ позволяет получить дорожную одежду со сроком службы, аналогичным достигаемому при новом строительстве. Недостатком являются большой расход асфальтобетонной смеси и высокая стоимость работ.
Последним достижением в области ремонта дорожных одежд нежесткого типа является технология глубокой холодной регенерации их, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды. Проведение восстановительных работ без разогрева старого материала наносит минимальный ущерб окружающей среде и резко снижает энергозатраты. По экономичности эта технология не имеет себе равных. В России опыт применения технологии холодной регенерации пока незначителен.
Настоящие Методические рекомендации являются первым методическим документом, обобщающим зарубежный опыт и результаты исследований и опытных работ, проведенных РОСДОРНИИ.
При составлении Методических рекомендаций использованы следующие нормативные и методологические документы: «Холодная регенерация асфальтобетона», Руководство, серия N 21 (MS-21), Институт асфальта, 1983 (США); Справочное руководство по битумным эмульсиям, серия N 19 (MS-19), Институт асфальта, 1987 (США); Руководство по восстановлению дорог, фирма «Катерпиллер», 1990 (США); «Холодная регенерация асфальтобетонов» в кн. «Битумные эмульсии». Основные сведения по применению, Синдикат производителей эмульсий дорожного битума, 1991 (Франция); «Комплексная регенерация в дорожном строительстве», Руководство, Отдел дорожного строительства, Саксонское Государственное Министерство экономики и рабочей занятости, 1995 (ФРГ); «Глубокая холодная регенерация на месте», Технические рекомендации и спецификации по применению, Консалтинговая фирма А.А.Лаудон и партнеры, 1995 (Южная Африка).
В Методических рекомендациях изложены сведения по области применения новой технологии; оценке свойств асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате измельчения старого покрытия методом холодного фрезерования; добавкам, применяемым для приготовления асфальтогранулобетонных смесей; подбору состава этих смесей; оценке свойств асфальтогранулобетона; методам его испытания; правилам производства работ и др.
Приведены также технические требования к асфальтогранулобетону.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды (ХР) заключается в измельчении покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) преимущественно посредством холодного фрезерования; введении в образовавшийся асфальтобетонный гранулят (АГ) при необходимости нового скелетного материала, вяжущего и, если требуется, других добавок; перемешивании всех компонентов с получением асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси); распределении ее в виде конструктивного слоя и уплотнении, после чего АГБ-смесь превращается в асфальтогранулобетон (АГБ).
Все перечисленные технологические операции осуществляют, как правило, на дороге звеном специализированных машин.
1.2. Смешение компонентов можно выполнять и в полустационарной установке вблизи дороги. Однако это связано с разрывом технологического процесса и добавлением операций: погрузки и транспортировки АГ к месту приготовления смеси, его штабелирования, подачи в смесительную установку и транспортировки АГБ-смеси к месту укладки, что приводит к существенному удорожанию работ.
1.3. Отличительной особенностью технологии ХР является восстановление монолитности (сплошности) пакета асфальтобетонных слоев дорожной одежды на всю или часть толщины без разогрева асфальтобетона или АГ.
1.4. Поверх регенерированного слоя укладывают замыкающий (защитный) слой или асфальтобетонное покрытие.
1.5. Устранение трещин в старом покрытии на всю или большую часть глубины в результате его регенерации исключает появление отраженных трещин в вышеукладываемых слоях покрытия (копирование трещин). При традиционном методе усиления дорожной одежды, предусматривающем укладку новых слоев поверх старого покрытия, появление отраженных трещин неизбежно.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1. В зависимости от вида нового вяжущего, вводимого в АГ при приготовлении АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:
А — без добавления вяжущего;
Э — с добавлением битумной эмульсии;
В — с добавлением вспененного битума;
Б — с добавлением разогретого битума;
М — с добавлением минерального вяжущего (чаще всего цемента или извести);
К — с добавлением комплексного вяжущего (чаще всего битумной эмульсии и цемента).
АГБ перечисленных типов отличаются своими расчетными характеристиками и скоростью формирования равновесной структуры (структурообразования).
2.2. В зависимости от массовой доли щебня или гравия (зерна каменного материала крупнее 5 мм), входящего в состав асфальтобетона, из которого получен АГ, АГБ-смеси подразделяют на щебеночные с содержанием щебня 35% и более и песчаные — менее 35%.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Показатели физико-механических свойств АГБ, в зависимости от категории автомобильной дороги и типа смеси, должны соответствовать указанным в табл.1.
Нормы для категории автомобильной дороги
Источник
Методические рекомендации Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
СПОСОБАМИ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог предусматривают ремонт дорожных одежд нежесткого типа, требующих усиления, традиционным способом и способами термопрофилирования. Основным недостатком этих способов является образование во вновь уложенных или восстановленных слоях покрытия отраженных трещин и, в конечном итоге, сокращение срока службы отремонтированного покрытия по сравнению с расчетным сроком его службы.
С появлением дорожных фрезерных машин (холодных фрез) за рубежом стали широко применять способ «переукладки», заключающийся в удалении растрескавшихся и потерявших несущую способность асфальтобетонных слоев дорожной одежды и устройстве новых монолитных слоев. Этот способ позволяет получить дорожную одежду со сроком службы, аналогичным достигаемому при новом строительстве. Недостатком являются большой расход асфальтобетонной смеси и высокая стоимость работ.
Последним достижением в области ремонта дорожных одежд нежесткого типа является технология глубокой холодной регенерации их, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды. Проведение восстановительных работ без разогрева старого материала наносит минимальный ущерб окружающей среде и резко снижает энергозатраты. По экономичности эта технология не имеет себе равных. В России опыт применения технологии холодной регенерации пока незначителен.
Настоящие Методические рекомендации являются первым методическим документом, обобщающим зарубежный опыт и результаты исследований и опытных работ, проведенных РОСДОРНИИ.
При составлении Методических рекомендаций использованы следующие нормативные и методологические документы: «Холодная регенерация асфальтобетона», Руководство, серия № 21 (MS-21), Институт асфальта, 1983 (США); Справочное руководство по битумным эмульсиям, серия № 19 (MS-19), Институт асфальта, 1987 (США); Руководство по восстановлению дорог, фирма «Катерпиллер», 1990 (США); «Холодная регенерация асфальтобетонов» в кн. «Битумные эмульсии». Основные сведения по применению, Синдикат производителей эмульсий дорожного битума, 1991 (Франция); «Комплексная регенерация в дорожном строительстве», Руководство, Отдел дорожного строительства, Саксонское Государственное Министерство экономики и рабочей занятости, 1995 (ФРГ); «Глубокая холодная регенерация на месте», Технические рекомендации и спецификации по применению, Консалтинговая фирма А. А. Лаудон и партнеры, 1995 (Южная Африка).
В Методических рекомендациях изложены сведения по области применения новой технологии; оценке свойств асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате измельчения старого покрытия методом холодного фрезерования; добавкам, применяемым для приготовления асфальтогранулобетонных смесей; подбору состава этих смесей; оценке свойств асфальтогранулобетона; методам его испытания; правилам производства работ и др.
Приведены также технические требования к асфальтогранулобетону.
Методические рекомендации разработаны в РОСДОРНИИ канд. техн. наук Г. С. Бахрахом при участии докт. техн. наук В. А. Кретова и инж. Г. С. Горлиной.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды (ХР) заключается в измельчении покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) преимущественно посредством холодного фрезерования; введении в образовавшийся асфальтобетонный гранулят (АГ) при необходимости нового скелетного материала, вяжущего и, если требуется, других добавок; перемешивании всех компонентов с получением асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси); распределении ее в виде конструктивного слоя и уплотнении, после чего АГБ-смесь превращается в асфальтогранулобетон (АГБ).
Все перечисленные технологические операции осуществляют, как правило, на дороге звеном специализированных машин.
1.3. Отличительной особенностью технологии ХР является восстановление монолитности (сплошности) пакета асфальтобетонных слоев дорожной одежды на всю или часть толщины без разогрева асфальтобетона или АГ.
1.4. Поверх регенерированного слоя укладывают замыкающий (защитный) слой или асфальтобетонное покрытие.
1.5 Устранение трещин в старом покрытии на всю или большую часть глубины в результате его регенерации исключает появление отраженных трещин в вышеукладываемых слоях покрытия (копирование трещин). При традиционном методе усиления дорожной одежды, предусматривающем укладку новых слоев поверх старого покрытия, появление отраженных трещин неизбежно.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1. В зависимости от вида нового вяжущего, вводимого в АГ при приготовлении АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:
А — без добавления вяжущего;
Э — с добавлением битумной эмульсии;
В — с добавлением вспененного битума;
Б — с добавлением разогретого битума;
М — с добавлением минерального вяжущего (чаще всего цемента или извести);
К — с добавлением комплексного вяжущего (чаще всего битумной эмульсии и цемента).
АГБ перечисленных типов отличаются своими расчетными характеристиками и скоростью формирования равновесной структуры (структурообразования).
2.2. В зависимости от массовой доли щебня или гравия (зерна каменного материала крупнее 5 мм), входящего в состав асфальтобетона, из которого получен АГ, АГБ-смеси подразделяют на щебеночные с содержанием щебня 35 % и более и песчаные — менее 35 %.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.2. Гранулометрический состав АГБ-смеси должен соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 9128 для пористых и высокопористых щебеночных смесей, за исключением частиц мельче 0,071 мм, содержание которых не нормируется.
3.3. Для дорог I — II категорий применяют щебеночные смеси, а для дорог III — IV категорий допускается применение песчаных АГБ-смесей. Если в АГ, используемом для приготовления щебеночных смесей, содержание щебня меньше 35 %, при приготовлении АГБ-смеси необходимо добавление недостающей фракции щебня.
Источник
ОДМ 218.6.1.005-2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МЕТОДОМ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
Добавил: Богдан Кривошея
Дата: [10.05.2021]
ОДМ 218.6.1.005-2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МЕТОДОМ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
1 Разработан Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации (к.т.н. Г.С. Бахрах, Г.С. Горлина) в рамках государственного контракта от 19.11.2014 N 47/456
2 Внесен Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 17 февраля 2021 N 570-р.
4 Носит рекомендательный характер.
5 Взамен «Методических рекомендаций по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации», утвержденных распоряжением Росавтодора N ОС-568-р от 27.06.2002.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — ОДМ) устанавливает рекомендации по применению асфальтогранулобетонных смесей при восстановлении асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог методом холодной регенерации.
1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями, выполняющими функции заказчика и подрядными организациями, осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог).
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 014/2011. Безопасность автомобильных дорог.
ГОСТ 9179-2018 Известь строительная. Технические условия
ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия
ГОСТ 25818-2017 Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия
ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 30515-2013 Цементы. Общие технические условия
ГОСТ 31108-2016 Цементы общестроительные. Технические условия
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32730-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования
ГОСТ 32761-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования
ГОСТ 32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования
ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33174-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 55224-2012 Цементы для транспортного строительства. Технические условия
ГОСТ Р 58952.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем документе применены следующие термины, определения, обозначения и сокращения:
3.1 агрегатный состав: Состав переработанного асфальтобетона по содержанию и крупности агрегатов (комков асфальтобетона).
3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона размером более толщины покрытия, полученные при разборке асфальтобетонных покрытий специализированной техникой.
3.3 асфальтогранулобетон (АГБ): Уплотненная асфальтогранулобетонная смесь.
3.4 асфальтогранулобетонная смесь (АГБС): смесь, получаемая смешением на дороге или в смесительных установках асфальтогранулята, вяжущего и при необходимости скелетного материала и минерального порошка (в том числе порошковых отходов производства). Содержание асфальтогранулята в смеси — не менее 60% от общей массы минеральной части.
3.5 гранулят старого асфальтобетона (асфальтобетонный гранулят, асфальтогранулят, АГ): Материал, получаемый путем холодного фрезерования асфальтобетонного покрытия.
3.6 комплексное вяжущее: Композиция из последовательно или одновременно вводимых в состав АГБС минерального и органического вяжущего.
3.7 скелетный материал: щебень (гравий), песок или их смесь, вводимые в состав АГБС для повышения физико-механических свойств АГБ.
3.8 холодная регенерация (ХР): Метод повторного использования материала асфальтобетонных покрытий и оснований, заключающийся в его измельчении (с захватом или без захвата части несвязного слоя основания) посредством холодного фрезерования, введении при необходимости вяжущего, воды и других добавок, перемешивании всех компонентов, распределении смеси и ее уплотнении.
4 Общие положения
4.1 В зависимости от конструктивного слоя дорожной одежды, в котором применяется АГБС, смеси подразделяются на смеси для оснований и смеси для покрытий автомобильных дорог.
4.2 В зависимости от используемого вяжущего АГБС подразделяют на следующие виды:
— с добавлением вязкого вспененного битума (АГБС-В);
— с комплексным вяжущим (битумная эмульсия в комплексе с минеральным вяжущим, АГБС-К).
4.3 В зависимости от номинального максимального размера зерен заполнителя АГБС подразделяют на следующие типы:
— смеси с номинальным максимальным размером зерен 31,5 мм (АГБС 32);
— смеси с номинальным максимальным размером зерен 22,4 мм (АГБС 22);
— смеси с номинальным максимальным размером зерен 16,0 мм (АГБС 16);
— смеси с номинальным максимальным размером зерен 11,2 мм (АГБС 11).
4.4 Примеры буквенно-цифрового обозначения АГБС:
— асфальтогранулобетонная смесь на основе вспененного битума с номинальным максимальным размером зерен 16,0 мм (АГБС 16-В-П);
— асфальтогранулобетонная смесь на основе комплексного вяжущего с номинальным максимальным размером зерен 31,5 мм (АГБС 32-К-О).
4.5 Изготовление АГБС осуществляют как в стационарных смесительных установках, так и смешением на дороге с помощью передвижных комплексов. Изготовление в стационарных и мобильных смесительных установках позволяет получить однородные АГБС стабильного качества. В свою очередь, использование передвижных комплексов позволит обеспечить в ряде случаев большую производительность при выполнении работ.
5 Технические требования к АГБ и АГБС
5.1 Требования к исходным материалам
5.1.1 Щебень (гравий), входящие в состав АГБС, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32703 и ГОСТ 32826.
Для приготовления АГБС используют щебень основных и широких фракций, а также смеси фракций.
5.1.2 Физико-механические характеристики щебня, предназначенного для приготовления АГБС должны соответствовать рекомендуемым в таблице 1.
Таблица 1 — Физико-механические характеристики щебня
Марка по дробимости, не ниже
— щебня из изверженных и метаморфических горных пород, щебня из гравия и валунов, гравия
— щебня из осадочных горных пород
Марка по сопротивлению дроблению и износу, не ниже
— щебня из изверженных и метаморфических горных пород, щебня из гравия и валунов, гравия, щебня из осадочных горных пород
Марка по морозостойкости для всех видов щебня и гравия, не ниже
— для дорожно-климатических зон I, II, III
— для дорожно-климатических зон IV, V
Марка щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должна быть не ниже Л 35.
5.1.3 Песок природный, входящий в состав АГБС, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32824, дробленный песок — требованиям ГОСТ 32730, шлаковый песок — требованиям ГОСТ 32826.
5.1.4 Допускается применение щебеночно-гравийно-песчаных смесей по ПНСТ 327-2019 [1] при условии соответствия исходных материалов, входящих в их состав, рекомендациям, установленным п. 5.1.1 — 5.1.3.
5.1.4 Для приготовления АГБС при необходимости применяют минеральный порошок, соответствующий требованиям ГОСТ 32761.
5.1.5 В качестве органических вяжущих для приготовления АГБС применяют вспененные нефтяные дорожные вязкие битумы по ГОСТ 33133, а также битумные дорожные эмульсии.
5.1.6 При применении эмульгированных вяжущих предпочтительно использование битумных эмульсий классов ЭБК-3 по ГОСТ Р 52128 или эмульсии ЭБДК М по ГОСТ Р 58952.1-2020 для достижения более высокой однородности и лучшей удобоукладываемости АГБС. Возможность применения битумных эмульсий класса ЭБК-2 ГОСТ Р 52128 и эмульсии ЭБДК С по ГОСТ Р 58952.1-2020 должна быть подтверждена испытанием на совместимость битумной эмульсии и используемых минеральных материалов в соответствии с методикой, приведенной в Приложении А ПНСТ 306-2018 [2]. Быстрораспадающиеся эмульсии для приготовления АГБС не применяют. Рекомендуется применение эмульсий с содержанием битума не менее 60%.
5.1.7 Эмульсии, используемые для приготовления АГБС, должны выдерживать испытание на сцепление с используемым минеральным материалом по ГОСТ Р 52128.
5.1.8 В качестве активных добавок к органическим вяжущим применяют поверхностно-активные вещества (ПАВ) или продукты, содержащие ПАВ и соответствующие требованиям действующих нормативных документов.
5.1.9 В качестве минеральных активных добавок для приготовления АГБС применяют портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 31108, ГОСТ 30515, ГОСТ 33174 или ГОСТ Р 55224, золу-уноса по ГОСТ 25818, известь по ГОСТ 9179.
5.1.10 Вода для приготовления смесей и растворов активных добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732.
5.1.11 Использование конкретных нормативных документов, содержащих требования к свойствам исходных материалов для приготовления АГБС, регламентируется проектом и контрактом на выполнение работ.
5.2 Требования к свойствам АГБ и АГБС
5.2.1 Зерновой состав минеральной части АГБС проектируют и определяют на ситах с квадратными ячейками размерами: 0,063; 0,125; 2,0; 4,0; 8,0; 11,2; 16,0; 22,4; 31,5; 45,0 мм.
Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать приведенным в таблице 2. Зерновой состав АГБС включает зерновой состав переработанного асфальтобетона, а также минерального вяжущего в случае его применения.
Таблица 2 — Зерновой состав минеральной части АГБС
Номинальный максимальный размер зерен заполнителя
Полные проходы, % масс., через сито с отверстием, мм
5.2.2 Физико-механические показатели АГБ в зависимости от вида вяжущего и номинального максимального размера зерен заполнителя должны соответствовать указанным в таблицах 3, 4.
Таблица 3 — Физико-механические показатели АГБ для слоев оснований
Значение показателя для смесей
Водонасыщение образцов, отобранных из конструктивного слоя, %, не более
Водонасыщение образцов, отформованных из АГБС, %, не более
Водостойкость, не менее
Предел прочности на сжатие, МПа, при температуре, °С, не менее:
Предел прочности при непрямом растяжении, МПа, не менее
Однородность, не более
Таблица 4 — Физико-механические показатели АГБС для слоев покрытий
Значение показателя для смесей
Водонасыщение образцов, отобранных из конструктивного слоя, %, не более
Водонасыщение образцов, отформованных из АГБС, %
Водостойкость, не менее
Предел прочности на сжатие, МПа, при температуре, °С, не менее:
Предел прочности при непрямом растяжении, МПа, не менее
Однородность, не более
5.2.3 АГБС в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, определяемой по ГОСТ 30108, в применяемых материалах используют при:
— Аэфф до 740 Бк/кг — для строительства дорог без ограничений;
— Аэфф свыше 740 до 1500 Бк/кг — для строительства дорог вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.
6 Порядок подбора состава АГБС
6.1 Подбор составов АГБС осуществляют в следующем порядке:
— определяют вид и тип АГБС, подбор которой необходимо осуществить;
— определяют номенклатуру планируемых к применению исходных материалов, в том числе АГ, скелетного материала, также планируемое к применению органическое вяжущее, минеральное вяжущее и добавки (в случае их применения);
— зерновой состав АГ определяется после экстрагирования (выжигания) вяжущего. Полученные значения зернового состава используются в расчетах зернового состава минеральной части АГБС при ее подборе. Вяжущее, содержащееся в АГ, учитывается в составе АГБС сверх 100% минеральной части с учетом фактического содержания АГ в АГБС;
— в случае, если планируется применение передвижных комплексов (ресайклеров), отбор АГ проводится в местах пробного фрезерования на участке укладки. Количество точек пробного фрезерования определяется по результатам отбора кернов и должно быть не менее двух для каждого характерного участка. Характерным участком считается участок с единой конструкцией дорожной одежды и толщиной конструктивных слоев, отличающейся не более чем на 20%. Для каждого характерного участка должна быть проведена корректировка состава АГБС с учетом фактического зернового состава АГ.
— испытывают планируемые к применению исходные материалы, в том числе компоненты скелетного материала, а также планируемое к применению органическое вяжущее, минеральное вяжущее и добавки;
— выполняют подбор состава минеральной части АГБС, обеспечивая его соответствие рекомендациям п. 5.2.1;
— при подборе состава на основе битумной эмульсии определяют совместимость битумной эмульсии и используемых минеральных материалов в соответствии с методикой, приведенной в Приложении А ПНСТ 306-2018 [2]. Эмульсию считают пригодной к использованию в случае получения положительного результата при испытаниях по данной методике. В случае получения отрицательного результата, меняют образец эмульсии. При получении отрицательного результата для среднераспадающейся эмульсии ее заменяют медденнораспадающейся эмульсией;
— содержание минерального вяжущего (цемента) назначают в диапазоне от 2% до 4% в 100% минеральной части;
— содержание извести или золы уноса в качестве добавки и/или компонента комплексного вяжущего рекомендуется определять путем подбора, приняв в качестве пределов количество извести от 1,5% до 3% и золы уноса от 3% до 5% в 100% минеральной части;
— необходимость введения и количество добавляемой воды определяют исходя из получения смеси с необходимыми технологическими свойствами. АГБС должна быть равномерно увлажненная, потемневшая, без блеска и при изготовлении образцов не должно происходить интенсивного выделения воды;
— содержание органического вяжущего (битумной эмульсии, вязкого вспененного битума) в составе АГБС назначают в диапазоне от 2% до 4% сверх 100% минеральной части в пересчете на битумное вяжущее без учета битума, содержащегося в применяемом АГ;
— для определения оптимального количества органического вяжущего изготавливают не менее трех смесей, отличающихся процентным содержанием органического вяжущего. Для этого компоненты: минеральную часть, цемент, воду и битумное вяжущее перемешивают в лабораторной смесительной установке. Первоначально на смесь минеральных материалов и АГ подается определенное количество портландцемента, выполняется сухое перемешивание, затем вводится органическое вяжущее, после чего при необходимости добавляют воду, затем все компоненты смеси окончательно перемешиваются до получения однородной консистенции;
— образцы для определения физико-механических свойств АГБ изготавливают в соответствии с п. 7.2.2. Время изготовления образцов с минеральным вяжущим не должно быть больше времени его схватывания;
6.2 Выполняют испытания образцов и оценивают соответствие полученных физико-механических характеристик рекомендациям п. 5.2.1, а также влияние содержания компонентов АГБС на свойства АГБ. По результатам испытаний образцов окончательно определяют количественное содержание органического вяжущего, обеспечивающее оптимальные физико-механические характеристики.
По окончании процедуры подбора состав АГБС результаты оформляют, утверждают и используют для выпуска.
7 Контроль качества АГБ и АГБС
7.1 Контроль качества при приготовлении АГБС
7.1.1 Входной контроль применяемых материалов
Материалы, входящие в состав АГБС, должны отвечать рекомендациям настоящего ОДМ и требованиям нормативных документов, указанных в таблице 4.
Таблица 4 — Нормативные документы, устанавливающие технические требования к компонентам АГБС
ГОСТ 32703-2014, ГОСТ 32826-2014, настоящий ОДМ
Щебень и песок шлаковые
ГОСТ 32826-2014, настоящий ОДМ
ГОСТ 32824-2014, настоящий ОДМ
Песок из отсевов дробления
ГОСТ 32730-2014, настоящий ОДМ
ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 33174-2014, ГОСТ Р 55224-2012
Битумы нефтяные дорожные вязкие
Битумы нефтяные дорожные жидкие
Эмульсии битумные дорожные
ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ Р 58952.1-2020
7.1.2 При операционном контроле производства АГСБ проверяют:
— не реже одного раза в смену точность дозирования минеральных компонентов с учетом влажности исходных материалов и технологический режим приготовления АГБС;
— не реже одного раза в 10 смен точность дозирования органических и минеральных вяжущих.
Готовую смесь подвергают испытаниям на соответствие рекомендациям настоящего ОДМ.
7.2 Методы испытаний АГБ и АГБС
7.2.1 Методы определения показателей АГБС и АГБ приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Методы определения показателей АГБС и АГБ
Влажность и количество органического вяжущего
Приложение Б ПНСТ 306-2018
Гранулометрический состав АГБС
Определяют на ситах с ячейками 0,063; 0,125; 2,0; 4,0; 8,0; 11,2; 16,0; 22,4; 31,5; 45,0 мм по ГОСТ 33029 для АГБС до подачи битумной эмульсии и воды или после выжигания (экстрагирования) вяжущего
Приложение В ПНСТ 306-2018
Приложение Г ПНСТ 306-2018
Предел прочности при сжатии
Предел прочности при непрямом растяжении
Приложение Д ПНСТ 306-2018
Приложение Д ПНСТ 306-2018
Однородность по показателю водонасыщения
Приложение Г ПНСТ 306-2018
Совместимость битумной эмульсии и используемых минеральных материалов
Приложение А ПНСТ 306-2018
Зерновой состав смеси определяют с использованием пробы, отобранной в процессе производства. Рекомендуется проводить отбор пробы до подачи органического вяжущего и воды. Перед определением зернового состава вяжущее, содержащееся в АГ в составе АГБС, должно быть удалено.
7.2.2 Методы изготовления образцов в лаборатории
Показатели водонасыщение, водостойкость, предел прочности при непрямом растяжении определяют на образцах, изготовленных в соответствии с приложением Ж ПНСТ 306-2018 [2]. Предел прочности при сжатии определяют на образцах цилиндрической формы, изготовленных в соответствии с Приложением В. При испытаниях смеси с номинальным максимальным размером зерен 31,5 и 22,4 мм используют образцы диаметром 101 мм, смеси с номинальным максимальным размером зерен 16 и 11,2 мм — диаметром 71,4 мм. Образцы для определения физико-механических свойств смесей изготовляют путем уплотнения смесей, приготовленных в лабораторных условиях, а также из проб смесей, отобранных на смесительных установках или на участке проведения работ, до укладки в конструктивный слой дорожной одежды.
Изготовленные лабораторные образцы хранят на воздухе при температуре (22±3) °С. Испытания лабораторных образцов смесей выполняют не ранее чем через 3 суток с момента изготовления после высушивания до постоянной массы при температуре (40±5)°С.
7.3 Правила приемки АГБ и АГБС
7.3.1 Приемку АГБС проводят партиями. Партией считают количество смеси одного вида, типа и состава, выпускаемое на одной смесительной установке в течение смены, но не более 2000 т. В случае применения передвижных комплексов (ресайклеров) партией считают количество смеси одного вида, типа и состава, полученное с применением одного передвижного комплекса в течение смены.
Для проверки соответствия качества АГБС и АГБ рекомендациям настоящего ОДМ проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.
7.3.2 При приемо-сдаточных испытаниях АГБС определяют:
— гранулометрический состав АГБС 32 на ситах 31,5; 22,4 и 4 мм;
— гранулометрический состав АГБС 22 на ситах 22,4; 16,0 и 4 мм;
— гранулометрический состав АГБС 16 на ситах 16,0; 11,2 и 4 мм;
— гранулометрический состав АГБС 11 на ситах 11,2; 8 и 4 мм;
— количество органического вяжущего.
Допустимые отклонения гранулометрического состава и количества вяжущего от рецепта АГБС приведены в таблице 6.
Таблица 6 — Допустимые отклонения гранулометрического состава и количества вяжущего от рецепта АГБС
Предельно допустимое отклонение для типа смеси
Источник