ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья (младшая группа) на тему
При применении на практике данных методов педагогического взаимодействия процесс воспитания становиться обоюдно приятным и способствует не только всестороннему развитию личности ребёнка, но и позволит наладить тесный контакт и взаимопонимание между воспитателем и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodov_pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
«Самое надёжное, но самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитание». (Екатерина II )
Приходя в детский сад, дети попадают в новую социально обустроенную среду, не похожую на привычную домашнюю атмосферу. Происходит знакомство с разными людьми: воспитателями, другими детьми, обслуживающим персоналом. Им нужно научиться выстраивать отношения со всеми и в этом им помогает в первую очередь их воспитатель-наставник, вовлекая их в педагогический процесс воспитания.
Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Это сложнейший процесс, состоящий из компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Оно присутствует во всех видах деятельности – познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим тогда, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитателю. Опытные, талантливые педагоги обладают особым чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием. Таким образом, педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.
Благодаря использованию данных методов устанавливается контакт между воспитателем и детьми. Умение правильно и в нужной ситуации их применить позволяет избежать конфликтных ситуации как между воспитателем и детьми, так и детям между собой:
Это контакт глаз, приветливый взгляд воспитателя, позитивные телесные контакты (поглаживание, ласковое прикосновение). Доброжелательные, приветливые интонации в речи педагога при передаче информации. Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности в любой деятельности или сообщения со стороны ребёнка. Одобрение, похвала, комплимент. Поддержка в трудной ситуации с последующим объяснением и помощью. Сравнение ребёнка с самим собой, положительные оценки. Употребление ласковых слов и обращение по имени. Опора на сильные стороны ребёнка.
- Метод отражения чувств ребёнка
Это проговаривание чувств, которые испытывает ребёнок: «Мне кажется, ты обижен?», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным?», «Ты боишься, что у тебя не получится?», «Ты злишься на меня, наверное, я тебя чем-то обидела?». Таким образом, мы помогаем ребёнку осознать своё эмоциональное состояние и рассказать о нём. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Укрепляется психоэмоциональная связь между воспитателем и ребёнком, он чувствует, что не одинок и его понимают и принимают в данной ситуации, с возможностью её поправить без ущемления личности воспитанника.
- Метод выражения своих чувств, либо оценке ситуации в необидной для ребёнка форме
Полностью подавить свои эмоции нельзя и ребёнок всегда знает, сердиты мы или нет. Поэтому необходимо делиться с ребёнком своими чувствами, объяснять и проговаривать, а значит доверять ему. При этом нужно говорить от первого лица. Сообщить о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении. «Меня это очень огорчает», «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же», «Я рада, что у тебя так хорошо получилось». Этот метод даст возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей бронёй авторитета, который стремимся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренними в выражении своих. Они начинают чувствовать: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять. И тогда они начинают учитывать наши пожелания и переживания.
- Метод смещения негативной оценки
Для сравнения: «Опять ты всё перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд! Вымой, пожалуйста, руки».
«Не умеешь вести себя как все нормальные дети» // «Мне неприятно такое поведение».
«Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться», «Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
«Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда её вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть её куклой, нужно спросить разрешение».
«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».
— на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».
«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их, потом не хочешь!» // « Об игрушки на полу можно споткнуться».
Сравните: «Постоянный» язык — «У тебя никогда ничего не получается как следует!» // «Временный» язык — «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя всё получится»
- Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций
Зная «сильные» стороны ребёнка, педагог в определённой ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставление достоинств ребёнка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого!»
Это моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека: «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
Применяя на практике данные эффективные методы, процесс воспитания может стать обоюдно приятным и способствовать не только всестороннему развитию личности ребёнка, но и наладить тесный контакт и взаимопонимание между воспитателем и детьми.
Педагогическое взаимодействие в воспитании всегда имеет два взаимно обусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. В основе сотрудничества педагога и ребёнка лежит диалогичность общения, требующая от педагога демократического стиля управления. По Ш.А. Амонашвили, оптимальным вариантом педагогического воздействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога. Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба субъекта: педагог помогает детям в их разностороннем развитии, но и дети стимулируют развитие педагога, его самосовершенствование, как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане. Таким образом, реализация педагогического взаимодействия предъявляет более высокие требования к профессионально личностным качествам педагога. Благодаря использованию методов педагогического взаимодействия наиболее успешно у детей развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональное состояние других участников совместной деятельности (воспитателя, детей), способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, а также способность к мирному разрешению конфликтов.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь – М., 2002 г.
Сидоров С.В. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса. (Электронный ресурс)
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб: ООО Издательство «Речь», 2000 г.
Источник
Методы и формы воспитания как способы педагогического взаимодействия
Педагогическое взаимодействие – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.
П.в. может рассм.-ся как процесс инд.-й (м/у воспитателем и воспит.-м); соц.-психологический(взаимод. в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспит.-е воздействия в конкретном об.-ве). Взаимод.-е становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их сознательному выбору, наиболее эффективному применению.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя единство целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются 3 группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы воспитания |
Методы формирования сознания | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирования |
Убеждение: Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример | Упражнение: Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. | Мотивация: Поощрение, наказание. |
Классификация методов воспитания по источникам передачи содержания:
1 гр. Словесные методы (Рассказ, беседа, инструктаж и др.)
2 гр. Практические методы (Упражнения, тренировка, самоуправление и др.)
3 гр. Наглядные методы (Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)
Формы воспитания — это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет.
Классификация форм воспитания:
1. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
—массовые.
Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых
формах верхний предел числа не ограничен.
Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого ребенка в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
КТД позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики.
Первая стадия — предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия — коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?
Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия — проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе — создание психологического комфорта.
Пятая стадия — подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия — последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
2. Базовые теории воспитания и развития личности.
Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — ォбазовая культураサ личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение — понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к разви ва. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея со трудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать ォвоспитыватьсяサ. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Устремленность школы в жизнь — залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:
• от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;
• от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
• от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей?
Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направлениям:
Источник