Метод строго регламентированного упражнения это способ

Метод строго регламентированного упражнения это способ

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Читайте также:  Как раскрасить разными способами используя два карандаша

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

Рис. 5. Метод круговой тренировки

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Источник

Метод строго регламентированного упражнения: сущность, применение, отзывы

Что представляет собой метод строго регламентированного упражнения? Суть его состоит в том, что движения выполняются в заданной форме и с четкой нагрузкой. Остановимся на данном вопросе подробнее, так как он представляет интерес в современной педагогике.

Читайте также:  Как сделать скриншот простым способом

Предназначение

Метод строго регламентированного упражнения имеет существенные педагогические возможности:

  • Позволяет вести двигательную деятельность по четкой программе.
  • Определяет нагрузку по интенсивности и объему.
  • Управляет динамикой во время занятия.
  • Позволяет четко дозировать продолжительность отдыха между отдельными упражнениями.

Вам будет интересно: Устройство оптического квантового генератора

Он позволяет воспитывать определенные физические качества.

Классификация

Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на несколько групп:

  • Направленные на обучение и развитие двигательных движений.
  • Применяемые для воспитания конкретных физических качеств.

Остановимся подробнее на каждой группе, выделим их основные характеристики.

Освоение структуры двигательного действия

Вам будет интересно: «С прилагательным загадку расскажу, дать ответ скорее попрошу!»

Что необходимо использовать на данном этапе? Метод строго регламентированного упражнения предполагает следующие приемы:

  • Целостность.
  • Расчлененно-конструктивный подход.
  • Сопряженное воздействие.

Первый вариант подходит для любого этапа обучения. Его суть заключается в освоении техники двигательного действия с первого элемента в общей структуре, не выделяя составных частей. Это дает возможность изучать простые движения: прыжки, бег, общефизические упражнения.

Можно с помощью целостного метода осваивать отдельные элементы, детали, фазы не в изоляции, а в общей структуре движения, делая акцент на запоминание конкретной техники.

Расчленено-конструктивный подход

Этот метод строго регламентированного упражнения подходит для начальных этапов обучения. Он предполагает разделение двигательного действия, имеющего сложную структуру, на отдельные элементы (фазы) с пошаговым разучиванием. Затем идет их соединение в единую систему.

При использовании расчлененного метода важно соблюдать некоторые правила:

  • Начинать обучение желательно с выполнения всего двигательного действия (потом идет деление его на элементы, тщательная их отработка).
  • Важно не искажать особенности основного упражнения при подразделении его на отдельные части.
  • По мере отработки и усвоения отдельных этапов важно объединять их в одно целое действие.

Вам будет интересно: Моделирование процессов: подходы, методы, этапы

В настоящее время при физическом воспитании часто комбинируют расчленено-конструктивный и целостный методы. На первом этапе разучивается только какое-либо определенное упражнение, потом изучаются составные элементы, а в конце производится целостное выполнение.

Сопряженное воздействие

Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в доведении разученных упражнений до безупречного выполнения. Идея заключается в том, что совершенствование техники происходит в таких условиях, которые предполагают увеличения физических усилий. К примеру, на тренировках спортсмен прыгает со специальным утяжеленным поясом. В подобных ситуациях осуществляется не только совершенствование техники выполнения упражнения, но и повышаются физические возможности человека.

Методы строго регламентированного физического упражнения не предполагают искажения техники действий, нарушения целостности их структуры.

Воспитание двигательных качеств

Существуют определенные методы, позволяющие выполнять упражнения непрерывно либо дискретно (с интервалами). По данному признаку к методам строго регламентированного упражнения относятся:

Непрерывность предполагает постоянное выполнение физических упражнений без дополнительных пауз на отдых. Этот метод существует в двух вариантах:

  • Равномерное длительное распределение упражнения, предполагающее цикличные действия (плавание, езду на велосипеде, бег, ходьбу).
  • Длительное выполнение задания в режиме переменной нагрузки (скорость меняется по заранее спланированной программе).

Подобные методы способствуют воспитанию выносливости. Они подходят для использования при выполнении многократных (без перерывов) поднятий туловища, отжиманий, наклонов, приседаний.

Интервальный вариант

Этот метод строго регламентированного упражнения в физическом воспитании допускает использование пауз. Нагрузка в подобном случае прерывистая, она чередуется с конкретными интервалами отдыха. Используется он в двух вариантах:

  • При повторном выполнении конкретных движений с одинаковой скоростью или мощностью (к примеру, многократно преодолеваемая дистанция 200, 400 метров).
  • При вариативных интервальных упражнениях, предполагающих изменением параметров тренировочной программы (темпа, скорости, нагрузок).
Читайте также:  Дорзопт плюс способ применения

В качестве методических приемов, применяемых при вариативном интервальном упражнении, выделяют:

  • Переменный режим.
  • Понижение или повышение скорости (мощности) определенных упражнений.
  • Увеличение или уменьшение времени выполнения задания или дистанции.
  • Изменение пауз между отдельными упражнениями.
  • Комбинирование нескольких приемов.

Особенности круговой тренировки

Анализируя сущность методов строго регламентированного упражнения, нельзя оставить без внимания данную организационно-методическую форму занятий.

Круговая тренировка предполагает серийное (слитное или с небольшими промежутками) повторение конкретных вариантов упражнений, предварительно соединенных в один комплекс.

Она включает частные методы строгого регламентированного упражнения. Игровой ее вариант подходит для школьников.

Каждому упражнению определяют место, именуя его станцией. Чаще всего в один круг входит около 7-10 станций, оснащенных определенным оборудованием. Многие упражнения отличаются локальной направленностью, позволяют воздействовать на какую-либо определенную группы мышц.

Количество повторений на каждой станции определяется индивидуально. Для этого проводится тест «максимум повторений», суть которого состоит в выявлении наибольшего числа упражнений, которые выполняет спортсмен. Далее в зависимости от конкретной ситуации устанавливается 1/3, ½, ¼ нормы.

В круговую тренировку стараются включать не очень трудные, предварительно разобранные упражнения, а также задания с сопротивлением и отягощениями.

Полный круг в рамках одного занятия спортсмен проходит 1-3 раза сразу или через незначительные интервалы. Тренер следит за временными промежутками на отдых, а также за общей длительностью занятий.

Круговая тренировка обладает несколькими методическими вариантами, которые рассчитаны на комплексное формирование конкретных физических качеств. Если выбирается вариант непрерывного продолжительного упражнения, предполагается развитие выносливости. При интервальном выполнении заданий с полноценными промежутками отдыха развиваются скоростные и силовые способности.

Методика регламентированного упражнения

Суть состоит в том, что для каждого упражнения подбирается своя форма и четкая нагрузка. У методов регламентированного упражнения есть определенные педагогические особенности:

  • Осуществление двигательной деятельности по программе (выбор связок, комбинаций, очередности выполнения).
  • Управление динамикой с учетом психофизического состояния спортсменов.
  • Избирательность в воспитании физических качеств.
  • Занятия с людьми разного возраста.
  • Возможность осваивать технику выполнения упражнений.

Несмотря на все достоинства и многообразие методов строго регламентированного упражнения, в них реализуется основная линия физического воспитания, которая касается продумыванию алгоритма запоминающихся действий. В случае игры или соревнований тренер меняет методическую линию (тактически продумывает содержание тренировки).

Общая характеристика

Выделяют специфические и общепедагогические методы физического воспитания. К специфическим относят следующие:

  • Игровой.
  • Строго регламентированного упражнения.
  • Соревновательный.

С их помощью решаются определенные задачи, касающиеся обучения техники выполнения упражнений и воспитания физических качеств.

В общепедагогические методы включают:

  • Наглядное воздействие.
  • Словесные задания.

Подведем итоги

В настоящее время особое внимание уделяется физическому воспитанию и развитию подрастающего поколения. К тем методам, которые используют в работе преподаватели физической культуры и тренера, предъявляются определенные требования. Это соответствие индивидуальным возрастным особенностям детей, техническим возможностям образовательной организации и времени, отведенному на занятия.

Структура метода состоит в сочетании нагрузки, включающей в себя объем и интенсивность, а также отдых. При выполнении упражнения между интенсивностью и объемом используется обратно пропорциональная зависимость. Педагоги-профессионалы всегда оптимально подбирают для своих подопечных виды упражнений, продолжительность их выполнения, перерывы между отдельными заданиями. Например, для формирования выносливости детей они используют круговые тренировки.

Источник

Оцените статью
Разные способы