Метод соревнований как способ

Метод соревнования в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Использование соревнования в качестве воспитательного средства

Соревнование – это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству в учащихся, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.

Соревнование применяется и в качестве метода педагогического воздействия и, как средство, посредством применения которого организуются разнообразные виды деятельности учащихся. Воспитание в духе соревнования должно быть грамотно организовано, поскольку, не эффективно превращать стремление к соперничеству в самоцель. Оно должно помочь воспитать инициативность и способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. Соревнование активно применяется в личностно-ориентированном подходе, поскольку оно нацелено на подчеркивание индивидуальных особенностей развития учащихся.

Применение метода соревнования в педагогике способствует эффективному разрешению приоритетных воспитательных задач. Оно стимулирует детей на выполнение конкретных видов деятельности, увлекает их и делает их деятельность более интересной и эмоционально насыщенной, что в итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и позволяет достичь более продуктивных результатов.

Соревнование развивает навыки требовательного отношения к собственной личности, стремление к развитию ее важных качеств и непрерывному совершенствованию своих навыков. Также, повышается степень требовательности к другим людям и навыки оказания взаимопомощи и взаимовыручки.

Метод соревнования относится к важным методам организации деятельности учебного коллектива. В основе метода лежит сравнение свойств характера, объемов той или иной деятельности, степени развитости определенного навыка, учет результатов проделанной работы.

Проведение соревнования возможно в том случае, если происходит оценка роста показателей развития учащихся и коллектива т.е. сравниваются данные, которые были ранее и показатели на текущий временной момент, что оценить наличие прогресса или регресса в развитии. Если сравнение производить по видам деятельности, то они должно быть сопоставимы между собой и подвержены возможности их адекватного и продуктивного сравнения. Невозможно сравнивать суммарные результаты различных видов деятельности и усредненные показатели уровня освоения знаний и навыков.

Готовые работы на аналогичную тему

Метод соревнования применяется в том случае, если учебно-воспитательное учреждение должно выполнить деятельность, несущую социальную значимость и для ее реализации, развитии стимулов к ее осуществлению не подходят иные методики. Кроме того, соревнование активно применяется в спортивных направлениях воспитательной работы, а также в трудовой деятельности, при наличии возможности сравнивать ее итоги в количественном выражении.

Структура метода соревнования

По своему составу, метод соревнования основывается на следующих компонентах:

  1. Определение характера соревновательной деятельности, ее временного периода и места проведения, а также непосредственных участников соревновательной деятельности.
  2. Целевое назначение реализации метода.
  3. Показатели, отражающие итоги реализации метода. Необходимо выбрать, какие параметры будут браться в расчет при оценке эффективности реализации метода.
  4. Стадии прохождения соревнования.
  5. Подведение итогов прохождения соревнования, включая круг лиц, ответственных за его реализацию и выполнение контрольной проверки.
  6. Применение методов педагогического воздействия, отвечающих итогам соревнования: поощрение, вручение наград похвала, выражение недовольства и т.д.

Условия эффективной организации соревнования

Соревнование, применяемое в педагогической практике при работе с детьми, существенно отличается от соревнований, проходящих в иных видах деятельности, поэтому данный процесс должен быть организован особым образом.

Основными условиями реализации метода соревнования, позволяющими достичь необходимых результатов являются:

  1. Наличие педагогической идеи соревнования, ориентированной на развитие творческих способностей ребенка, раскрытие его индивидуальных показателей развития.
  2. Исходя из педагогической идеи, выбираются виды деятельности, в которых можно реализовать воплощение педагогической идеи.
  3. Объектами соревнования должны быть участники, обладающие примерно равными возможностями и идентичным потенциалом. Соревновательные мероприятия должны быть доступными для всех его участников.
  4. Соревнования должны давать равные возможности на победу для каждого участника.
  5. Достижение педагогической идеи должно способствовать развитию новой, более сложной и значимой, чтобы повышать результаты и качество образовательного и воспитательного процессов.
  6. Соревнование должно стать важным средством нравственного развития личности учащихся и воспитанников. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы развивать навыки взаимопомощи, оказания поддержки, радости к успехам товарищей, сострадания и милосердия.
  7. Подготовительный и итоговый этапы прохождения соревнования должны характеризоваться четкой последовательностью действий, координировать деятельность всех его участников и иметь регламент построения взаимодействия между ними.
  8. В детском коллективе должны быть организованы разнообразные виды соревнований. Это необходимо для того, чтобы дать каждому учащемуся возможность реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность.
  9. Соревнование должно носить гласный, открытый характер. Каждый участник должен быть осведомлен о ходе его прохождения и итогах.
  10. Итоги соревнования должны подводится таким образом, чтобы разить новые стимулы для принятия участия в соревновательной деятельности, желание развиваться и стремление достичь больших высот, совершенствовать свои навыки и способности в данном направлении деятельности.

Источник

«СОСТЯЗАНИЯ КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА»

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра Теории и методики зимних видов спорта

по дисциплине «Теория спорта»

СОСТЯЗАНИЯ КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

Исполнитель:
студент гр. 316

_________________ Кижапкин М.Е.

______________ Горбунов С.С.

Введение

Система спортивных соревнований является главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта. В основополагающих трудах ведущих теоретиков спорта соревнования трактуются как цель, средство, метод и модель подготовки, как мощный рычаг управления видом спорта.

Специально организованные спортивные соревнования направлены на максимальную реализацию духовных и физических возможностей человека, группы людей, команды, демонстрацию и сопоставление уровня подготовленности, достижение высших результатов или победы в регламентированных специальными правилами, в условиях неантагонистического соперничества, специфического для вида спорта.

Читайте также:  Хгч как повысить естественным способом

Спортивные соревнования, являясь сущностью спорта, определяют цели и направленность развития и воспитания спортсмена для результативной деятельности.

Содействуя развитию физической подготовленности, совершенствованию психических и двигательных функций, росту спортивного мастерства, нравственному воспитанию спортсмена, соревнования содействуют всестороннему и гармоничному воспитанию личности спортсмена. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются способом воздействия общества на формирование человека.

Предмет: спортивные соревнования в системе подготовки спортсмена.

Цель: изучить состязания как средство и метод подготовки спортсмена.

1. рассмотреть соревновательную деятельность в системе подготовки спортсмена;

2. определить роль психологической подготовки спортсмена к соревнованиям.

1. С оревновательная деятельность в системе подготовки спортсмена

Соревнование (состязание) — сложносоставное явление, представляющее собой форму, объединяющую деятельность соперников и необходимые для этого условия, т.е. способ организации соревновательной деятельности [9]. Смысл соревнования заключен в самом процессе соперничества.

Необходимые элементы соревнований:

• соревновательная деятельность (деятельность непосредственно соперничающих);

• организационная и судейская деятельность (деятельность организаторов и судей);

• оценивание процесса соперничества (деятельность зрителей, болельщиков);

• условия для осуществления этих типов деятельности (игровое пространство соревнования: спортивное сооружение, оборудование, инвентарь и др.).

Правила спортивных соревнований призваны гарантировать сохранение сущности спорта, заключающейся в объективном сравнении человеческих возможностей и выявлении на этой основе их максимального уровня в условиях неантогонистического соперничества.

Для этого предусматривается следующее:

• система соревнований организуется с последовательно возрастающим уровнем конкуренции и требований к достижению; допуск спортсменов на соревнования более высокого уровня осуществляется на основе предыдущих результатов, что стимулирует самосовершенствование;

• состав соревновательных действий и способы их оценки едины для всех участников, т.е. унифицированы правилами соревнований, что обеспечивает объективность сравнения;

• деятельность всех участников соревнований регламентируется в соответствии с принципами и нормами общечеловеческой этики поведения, что обеспечивает гуманный характер соперничества [7].

В процессе подготовки заметная роль отводится спортив­ным соревнованиям.

Спортивные соревнования — это объективный способ де­монстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения дос­тижений определенных спортсменов и команд.

Система спортивных соревнований включает в себя ряд официальных и неофициальных соревнований. Официальные соревнования планируются в рамках единого спортивного календаря. Применительно к нему, учитывая конкретные особенности подготовки спортсмена, составляется индивидуальный календарь соревнований. Число соревнований, включаемых в индивидуальный календарь, как правило, меньше включен­ных в единый календарь, что объясняется необходимостью стро­ить подготовку спортсмена в соответствии с логикой трениро­вочного процесса. В индивидуальном календаре имеются одни или несколько соревнований, наиболее значимых для спортсмена. Соответственно, и подготовка атлета строится таким образом, чтобы наиболее высокая готовность к достижению приходилась к моменту этих соревнований. Большинство других соревнований в значительной степени носит подготовительный характер, хотя они и выполняют различные функции. Характер таких соревнований и позволяет включить их в систему подготовки спортсмена.

В системе спортивной подготовки выделяют подгото­вительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Подготовительные соревнования. По мере роста квалифи­кации спортсменов увеличивается число соревнований, исполь­зуемых в качестве формы тренировки. С их помощью совер­шенствуются специфические психические качества и физические возможности, приобретается соревновательный опыт, отраба­тываются рациональные технические и тактические решения. На завершающих этапах многолетней спортивной тренировки подготовительные соревнования играют важнейшую роль в под­готовке спортсменов высокого класса.

Контрольные соревнования. С их помощью осуществляется контроль за процессом подготовки спортсменов. Анализ выступ­лений атлетов в контрольных соревнованиях позволяет более эффективно управлять тренировочным процессом, внося необхо­димые коррективы в программу подготовки к главным стартам сезона. Для контроля за ходом подготовки могут быть использо­ваны как специально организованные соревнования (к примеру, в рамках группы), так и официальные соревнования различного уровня. С помощью контрольных соревнований решаются раз­личные задачи: проверяется уровень развития физических ка­честв, технико-тактическая подготовленность, психологические возможности спортсменов, «выявляются сильные и слабые сто­роны в структуре соревновательной деятельности».

В зависимости от поставленных задач соревнований их программа может соответствовать программам отборочных или главных соревнований или существенно от них отличаться.

Подводящие соревнования. Основная их функция — повы­сить уровень готовности спортсмена к моменту отборочных или главных соревнований. Поэтому подводящие соревнования дол­жны проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям проведения главных стартов сезона. В этих соревно­ваниях, как правило, моделируется предстоящая деятельность спортсмена в главных и отборочных стартах. Для «подведения» спортсмена к главным стартам могут быть использованы как официальные соревнования, так и неофициальные (специально организованные в сроки, обусловленные логикой подготовки, с необходимым соперником и в соответствующих условиях).

Отборочные соревнования. Во время этих соревнований от­бирают участников других соревнований более высокого уровня. Существуют различные принципы отбора: завоевание определен­ного места, выполнение контрольного норматива, позволяю­щего надеяться на высокое место в главных соревнованиях, их комбинированные формы (завоевание определенного места с вы­полнением соответствующих нормативов) и другие принципы.

Главные соревнования. Целью подготовки спортсмена яв­ляется победа или завоевание возможно более высокого места в главных соревнованиях, установление рекордных достижений. В то же время главные соревнования на определенном этапе подготовки являются подготовительными к другим главным стартам на последующих этапах подготовки. Главные соревно­вания правомерно считать и контрольными, имея в виду конт­роль за ходом многолетней спортивной деятельности. Все это дает основание отнести главные соревнования к системе подго­товки спортсменов. Однако необходимо помнить, что главные соревнования организуются не только по закономерностям под­готовки, но и с учетом социальных задач спортивного движе­ния, международных связей, зрелищных и других функций спорта. Поэтому они частично выходят за рамки собственной подготовки [2, 4].

2. Роль психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Соревнование – важный этап в жизни спортсмена. Подготовка и участие в соревнованиях – мощное орудие социализации юных спортсменов и значительный фактор мотивации поведения.

Читайте также:  Как решить такую задачу 2 способами

Психологическая готовность к выступлениям имеет важное значение, что относится к перечню решаемых тренером задач. При подготовке спортсмена к соревнованиям важно учитывать, как личностную готовность, так и командную, необходимо тесное взаимодействие между спортсменами. Возникновение отрицательных и даже нейтральных межличностных отношений может привести к тому, что спортсмен перестает заниматься избранной им деятельностью.

Психологическая подготовка к соревнованиям, осуществляемая тренером, включает три типа: – общепсихологическую тренировку; – специальную психологическую подготовку к соревнованиям; – психологическую помощь против негативного влияния к другим участникам соревнований.

Психологическая подготовка спортсмена реализуется тренером через психологическую адаптацию. Это делается двумя способами:

— первый – это универсальная практика, которая учит спортсмена техническим условиям. То есть это способ поддерживать свои эмоции – поддерживать эмпатию, фокусировать внимание;

— второй способ заключается в том, чтобы научить спортсмена чувствовать себя комфортно в предстартовой или соревновательной ситуации при помощи словесных тренингов. Благодаря этому спортсмен сможет противостоять негативным ситуациям.

Специальная психологическая подготовка, согласно мнению Б. В. Валика, направлена на эффективную подготовку спортсменов к конкурентной борьбе, которая решает основные личные проблемы спортсмена. Они включают в себя:

– социальные ценности, которые важны для спортсмена;

— формирование психической «внутренней поддержки» у спортсмена;

— преодоление психологических барьеров, особенно в соревнованиях с определенным противником; – психологический «рисунок» борьбы;

— подготовка проекта предконкурентных психологических исследований.

Психологическая защита направлена на восстановление системы регулирования стабильности человека, снижение чувства тревоги, борьбу с ней и нахождение в контакте. Общая психологическая готовность спортсмена к определенным соревнованиям предполагает его участие в них, заканчивая финалом. Этот период времени следует периодически разделять на три этапа:

— 1-й этап. От объявления о предстоящем конкурсе до составления плана предсоревновательной подготовки.

— 2-й этап. Результаты жеребьевки из обзора до начала соревнований.

— 3-й этап. От начала соревнований до их конца».

Представлю классификацию методов психологической подготовки:

— целевые установки: стартовые установки, отработка психологических травм;

— психофизиолого-информационные, психофармакологические практики, принудительные (морально-нравственные установки), переводческие (влияние речи и личности), социальные игры.

Тренеру важно помнить, что психологическое влияние оказывается на интеллектуальную сферу и эмоциональную среду спортсмена. Никакие физические упражнения, методы обучения не приведут к желаемому результату, если не учитывать индивидуальные психологические способности спортсмена. При работе спортсмена и тренера над отдельными вопросами психологической подготовки, последнему важно опираться на мотивацию спортсмена; использование всей силы личного авторитета; способы, которыми человеческое поведение может быть решено с учетом проблемы психического здоровья.

Персональные тренировки, работа со спортсменами по разным вопросам – эффективный способ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Используя его, важно помнить о личных способностях спортсмена и искать к нему индивидуальный подход. Но для тренера важно интегрировать его с дифференциальным подходом, поскольку он учитывает особую работу спортсменов; их различия; общее понимание смыслов спортивной деятельности; гендерный признак; знания и опыт соревновательной деятельности. В настоящее время дифференциальный подход недостаточно изучен в науке. Отмечу основные характеристики, на которые он опирается:

1. Гендерный признак часто используется в обосновании практических результатов спортсменов. Отмечается, что мужчины более спортивны, чем женщины; они обладают большей гибкостью мышления в спорте; им присущ соревновательный дух; стремление достичь желаемых целей; стрессоустойчивость; самообладание; меньшая зависимость от мнения других и пр. Женщин отличают следующие спортивные характеристики: ювелирная точность при выполнении своей работы, выражающаяся в высоких результатах; дисциплинированность; вспыльчивость; повышенная конфликтность; стремление «получить» большее внимание тренера.

2. Разница в возрасте: большинство спортсменов молоды в спорте, но не полностью сформированы как личности; их чувства не развиты; мысли не стабильны; межличностные отношения не устойчивы и т. д. Обычно в спорте и соревнованиях они не знают, влияет ли риск и социальная ответственность отрицательно на результативность. В какой-то степени молодой спортсмен не испытывает сильного психологического стресса. Именно поэтому молодые спортсмены полностью доверяют своему тренеру. Вот почему аргументы тренера и способы подготовки к соревнованиям должны иметь хорошую основу, опираться на системность. Учитывая особенности, лучше использовать стиль авторитетного лидерства молодежной команды.

3. Спортивная практика. Опытным спортсменам нужно больше командной работы, чем начинающим спортсменам. В связи с этим основной задачей тренера при подготовке спортсменов выступает развитие у них чувства собственного достоинства. Поддерживая его, опытные спортсмены обеспечат социальную защиту неопытному спортсмену.

Опытные спортсмены являются сторонниками тренеров. Зачастую важно опираться на особые психологические условия при работе с известными спортсменами. Их популярность в средствах массовой информации и среди населения начинает формировать признаки «звездной болезни». Перед тренером стоит задача, направленная на избегание этого. Важный аспект работы тренера и спортсмена – работа над вопросом (для возрастного спортсмена): «Когда лучше уйти из спорта, прекратив спортивную деятельность?». Образованные и продвинутые спортсмены будут стремиться к самообразованию. Благодаря этой индивидуальности, определяются методы и приемы их психологической подготовки.

Первым и очень ответственным шагом для психологической подготовки личности является признание индивидуальных психологических особенностей спортсмена. Они представлены следующими компонентами:

— ориентация на личность: интерес, убеждение, патриотизм, долг и пр.;

— взгляд на людей (организация, тренер, товарищи, оппоненты), самооценка (самодисциплина), эмоции – радость, печаль, критика, почести, наказание;

— психологическое развитие: характеристика нервной системы, темперамент, психологические особенности;

— эмоции и спортивные качества, которые проявляет спортсмен: осторожность, дисциплина, сплоченность, трудолюбие, активность, хорошее настроение, симпатии и антипатии, проявление своей позиции, отношение к тренеру и словам.

Экспериментальные данные свидетельствуют, что после соревнования спортсмены испытывают более сильные симпатии к примерно равным противникам. С другой стороны, известно, что нас притягивают достаточно компетентные люди.

Таким образом, к людям, несколько компетентнее нас, мы испытываем более сильную привязанность, чем к людям, менее компетентным, чем мы.

Читайте также:  Варенье айвовое способ приготовления

Ситуация соревнования, как известно, может иногда вызвать у человека значительный стресс.

Под соревновательным стрессом я понимаю осознаваемое спортсменом несоответствие между требованиями или ожиданиями объективной соревновательной ситуации и его способностью к соответствующему реагированию в условиях, когда неудача при решении поставленной задачи имеет большое значение.

Хотя соревновательный стресс очень распространен, в частности, в спорте, он очень сложно поддается изучению (к проблемам относится создание в лабораторных условиях соревновательного стресса интенсивности «реального стресса»; точное определение соревновательных ситуаций, вызывающих стресс и пр.).

В случае соревновательного стресса, задача тренера — становиться советчиком, консультантом. Особенно важна в этот период откровенность. Так, опытные тренеры срывы своих спортсменов на соревнованиях не пытаются представить случайным недоразумением, не скрывают своих опасений и стараются вместе проанализировать случившееся. Спортсмены при серии неудачных выступлений перекладывают на тренера ответственность за срывы, теряют к нему доверие. В связи с этим, особую роль приобретает ведение спортсменом и тренером дневников и других документов учета спортивной тренировки и своих впечатлений. Не имея этих данных, нельзя объективно проанализировать проделанное, найти подлинные причины повышения или снижения результатов.

Влияние тренера на спортсменов многообразно. Оно зависит от профессиональных качеств и навыков педагога, характера и особенно сильных сторон его личности. Современный спорт с его фантастическими результатами предъявляет к чемпионам огромные требования. Их физическая и техническая подготовка удивляют даже видавших виды специалистов. И все-таки в соперничестве большого числа прекрасно тренированных спортсменов побеждает тот, у кого крепче нервы, сильнее воля. Пожалуй, именно это обстоятельство характерно для соревнований современных спортсменов на высшем уровне.

Хочется отметить, что сегодня очень мало случаев, когда один из спортсменов значительно превосходит остальных конкурентов в физической и технической подготовленности. Именно поэтому сила духа, психологическая устойчивость стали качествами, без которых нет серьезных побед и рекордов.

Соревнование, по логике, это социально-психологическое явление и форма социальной оценки. При изучении соревнования исследуется масса факторов, влияющих на взаимосвязь между объективной и субъективной соревновательными ситуациями и реагированием человека, последствиями оценки его деятельности. Говоря о мотивах и побуждениях спортсмена к участию в соревнованиях, в начале прошлого века было широко распространено мнение, что человек обладает врожденным (инстинктивным) стремлением к обладанию предметами, которыми нельзя пользоваться сообща.

Д. Сингер рассматривал разницу между соревнованием и сотрудничеством. Он отмечал, что «соревнование представляет собою более фундаментальный и примитивный инстинкт. Сотрудничество подразумевает ситуации, где человек взаимодействует с другими людьми в определенной ситуации, непосредственно реагирует на них» [3]. Факторы, обусловливающие любое сложное социальное поведение, включают в себя ситуационные, собственно-личностные, а также взаимосвязь между ними.

Таким образом, соревнование – важный этап в жизни спортсмена. Его психологическая готовность к выступлениям имеет важное значение. При этом, тренеру важно учитывать как личностную готовность, так и командную, необходимо тесное взаимодействие между спортсменами. Не допускать возникновение отрицательных и даже нейтральных межличностных отношений, которые могут привести к тому, что спортсмен перестанет заниматься избранной им деятельностью. Хорошие межличностные отношения способствуют лучшей психологической готовности спортсмена [1].

Заключение

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Соревнования в современном спорте являются не только способом выявления победителя, но и важнейшим средством подготовки спортсмена, совершенствования спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д. Это объясняется тем особым эмоциональным и физиологическим фоном, который «усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организмам. Многими исследованиями показано, что практически во всех случаях нагрузки в ходе соревнования превосходят аналогичные нагрузки, выполняемые в тренировке и даже в условиях, моделирующих соревнования [6].

Список литературы

1. Алешина, Н.С. Структура тренировочных нагрузок в годичном цикле для развития и поддержания специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков / автореферат. Тула. 2001. 28 с.

2. Важны 3. Планирование и построение спортивной тренировки.// Современные тенденции в планировании спортивной тренировки. — М., — 2002. — С. 54-64

3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, I985. — 176 с

4. Воробьев А.Н. Некоторые вопросы теории спортивной тренировки// Теория и практика физ. культуры. — 1974. — № 10.

5. Димова А.Л. Здоровый образ жизни: учеб. пособие / А.Л. Димова, Л.Г. Уляева. — М.: НОУ СГИ, 2001. — 60 с.

6. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — 480с.

7. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 384 с.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы