- Метод свободных ассоциаций
- Немного об истории метода
- Краткое описание метода
- Интерпретация информации
- Заключение
- Глава 10. Метод словесных ассоциаций и активное воображение по Юнгу.
- 8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик
- Читайте также
- 3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине
- 7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса
- Психоанализ как метод лечения
- Основные отличия теста ТиГр от традиционных проективных и графических методик
- Глава 3 Модификации психологических методик для развития функций программирования и контроля
- Обзор методик раннего развития и дополнительного образования, аргументы за и против
- IX. Психоанализ как метод лечения
- 4.10 Метод наводящих ассоциаций
- 6.2 Прием свободных ассоциаций
- 10. Метод свободных ассоциаций
- 22. Метод наводящих ассоциаций (МНА)
- Глава десятая. Динамика развития взаимоотношений контролируемых драконом и свободных от его воздействия
- Перспективы развития методик обучения осознанному сновидению
- Психология отношений – теоретическая основа патогенетической психотерапии
- Глава 7. МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ — ОСНОВА ЗАПОМИНАНИЯ
Метод свободных ассоциаций
Метод свободных ассоциаций, также известный под названием «ассоциативный эксперимент», представляет собой психоаналитическую процедуру исследования бессознательного. По мере проведения эксперимента испытуемый спокойно озвучивает все, что приходит ему в голову, не обращая внимания на абсурдность и непристойность мыслей. Данный метод широко применяется в психологии, психиатрии, психоанализе, социологии и ряде других направлений.
Немного об истории метода
Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.
Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.
Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.
Краткое описание метода
Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.
Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.
В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.
Интерпретация информации
По мнению Фрейда, психика каждого человека делится на сознательное и бессознательное. Если работать с сознательной составляющей, почти все, что можно получить, – это логичные ответы на логичные вопросы. Сознание просто не дает глубинным проблемам выйти наружу, да и сам человек зачастую о таких своих проблемах просто ничего не подозревает.
Ассоциативный эксперимент же снимает все ограничения с сознания, т.к. при его проведении человек не думает, не осмысливает и не отфильтровывает озвучиваемую информацию. И благодаря этому специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека – тому, о чем бы он никогда не сказал, даже если бы знал.
В итоге психоаналитик может проанализировать и истолковать проблемы клиента и подобрать какой-то способ их разрешения. Но это лишь одна положительная сторона метода свободных ассоциаций. Если у вас есть интерес, советуем обратиться к тематической литературе.
Заключение
Фрейдовский психоанализ заслужил невероятную популярность. Ему посвящены отдельные учебники по психологии и психоаналитике. А идея свободных ассоциаций стала применяться во множестве не связанных с психологией сфер. К примеру, современные маркетологи и рекламщики, когда изучают новые идеи и продукты, всегда задают вопрос об ассоциации, которая возникает у потенциального покупателя. Это позволяет изучить возможное будущее отношение к ним, понять, не вызывают ли они негативных ощущений. В креативной технике фрирайтинга, которую можно использовать и с целью психорегуляции, запись всех своих мыслей и ассоциаций на них помогает лучше разобраться в каком-то вопросе или получить свежий взгляд на ситуацию.
Источник
Глава 10. Метод словесных ассоциаций и активное воображение по Юнгу.
То, что бессознательное может сказать о своем состоянии и обстоятельствах, в которых оно пребывает, является не просто важным, но зачастую гораздо более важным, чем то, что поставляет нам сознательное мышление, если человек сможет воспользоваться подобной информацией. Прямого доступа к нему нет. Бессознательное, имеющее совершенно неведомую нам природу, всегда выражается через сознание и в терминах сознания. И всё же определенные научные доказательства существования бессознательного имеются. Некоторые выводы о его предполагаемой природе можно сделать из анализа продуктов бессознательного разума. Для этого используются такие методы, как ассоциативный тест, метод активного воображения, анализ сновидений, холотропное дыхание и др.
Первой самостоятельной работой Юнга в психиатрической клинике был разработанный им в 1902 году «Тест словесных ассоциаций», который позволил изучать содержание личного бессознательного. Чрезвычайно простой по технике метод словесных ассоциаций использовался Юнгом в его экспериментах всё первое десятилетие 20-го века и привел к наиболее важному теоретическому понятию Юнга – представлению о комплексах.
При проведении теста словесных ассоциаций испытуемому последовательно слово за словом зачитывался список из ста слов – глаголы, существительные, прилагательные. После каждого зачитанного слова-стимула человека просили в качестве ответа назвать как можно быстрее первое пришедшее на ум слово-реакцию (только одно). После соответствующей регистрации ста ассоциативных слов-ответов и времени реакции на каждое слово-стимул экспериментатор снова возвращался к списку стимульных слов и просил повторить то, что было сказано в первый раз. Отклонения между первой ассоциацией и последующим её повторением также регистрировались.
Несмотря на самые искренние намерения испытуемого быть внимательным и следовать инструкции, при ответе на некоторые слова-стимулы всё равно возникали нарушения. Часто человек не мог найти ответ на то или иное слово-стимул или медлил дольше обычного и время подбора слова-реакции удлинялось; испытуемые отвечали не одним словом, а целой тирадой; ошибались при воспроизведении своего ответа; заикались; замолкали, полностью уходя в себя. Здесь выявилась вся психопатология обыденной жизни: оговорки, обмолвки, забывание, рассеянность. При этом проявлялись следы легкого эмоционального расстройства вплоть до регистрируемых физиологических реакций, которые не подлежат контролю со стороны воли: человек краснел или бледнел, начинал потеть, у него изменялось электрическое сопротивление кожных покровов, учащался пульс и задерживалось дыхание.
Юнг полагал, что такого рода реакции связаны с тем, что слово-стимул задевало пучок ассоциаций, окрашенных одним эмоциональным тоном, то есть какое-то вытесненное содержание, которое по тем или иным причинам испытуемый хотел скрыть и о нем забыть .
Один из способов, которым бессознательное пользуется, «разговаривая» с нами, связан с областью фантазий и навязчивых влечений. Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии, то, возможно, они быстрее осознали бы необходимость рассматривать их как объективные события, точно так же, как сновидения, которые никто не принимает за преднамеренные и умышленные изобретения .
Спонтанные фантазии суть непосредственное выражение психической энергии. Они состоят или из чего-то похожего на сновидения при пробуждении, или же подобны видениям. Обычно они имеют композиционный и однородный характер. Их разновидность – творческая фантазия – это цветок, вырастающий из темной глубины бессознательного; она есть первое проявление поэзии, мудрости, мышления, религии; из нее рождаются все ветви культуры .
Кроме этих форм, фантазия может принимать вид планов; иллюзий о самих себе; обрывков из общедоступной массовой культуры, особенно очаровавших человека; проявиться в личных ненавистях и страстных желаниях, в любых взаимоотношениях.
Фантазии, как таковые, могут и не возникать у человека. Некоторые люди зачастую «не имеют фантазий», а некоторые способны продуцировать их в любое время, позволяя им свободно подниматься на поверхность просто за счет отключения критического внимания, то есть входя в медитативное состояние. Этот особый талант вовсе не так часто встречается. Тем не менее, способность продуцировать свободные фантазии можно развить путем тренировки, которая состоит прежде всего в систематическом упражнении отключать критическое внимание, тем самым создавая пустоту в сознании .
Эта разрежённость сознания поощряет находящиеся в состоянии готовности фантазии всплывать на поверхность.
Существует специальный метод исследования фантазий и комплексов, известный как активное воображение. Он схож с пассивной фантазией в том, что содержания берутся из бессознательного, но отличается от неё тем, что в данном случае само Эго-сознание инициирует процесс фантазирования и активно в нем участвует.
Юнг разработал технику и ввел термин «активная фантазия», который на русский язык перевели как «активное воображение», что неверно. Активная фантазия скорее означает «активация способности воображения» и по сути является медитативной техникой. Активному воображению можно предаваться в одиночестве, но, как на этом настаивал Юнг, это занятие требует осторожного подхода, так как могут быть затронуты глубинные слои бессознательного, а это опасно. Но при правильном применении активное воображение может быть очень полезным инструментом для вывода бессознательных содержаний в сознание, особенно если человек чувствует, что он попал в безвыходное положение .
Процесс активного воображения начинается с того, что какой-либо эмоции, аффекту или навязчивой идее придается форма и смысл (символ); возникшие образы выводятся на сцену, постепенно приобретают драматический характер и получают собственную жизнь. Таким же образом можно вызвать на сцену какой-либо образ, который уже возникал ранее во сне, в фантазиях или на предыдущих сеансах активного воображения. В любом случае перед человеком просто стоит задача созерцания возникшего образа или любого фрагмента фантазии, кажущегося ему значимым, с целью наблюдения дальнейшего материала фантазирования, естественно приближающегося к данному образу или фрагменту. Когда же мы сосредоточиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю. Далее человек не просто созерцает образ или разворачивающуюся перед ним картину и ждет появления каких-либо мыслей, а сознательно помещает в нее образ своего Эго (то есть себя), который активно входит в диалог с образами из бессознательного, задает им интересующие его вопросы и получает на них ответы. Переживание будет более полным, если человеку удается повести себя в фантазии так, как он повел бы сам в подобной ситуации в реальной жизни .
Главная цель активного воображения в психотерапии – придать форму комплексам и сопровождающим их эмоциям, а также обеспечить сознание возможностью непосредственно противостоять содержаниям, возникающим из бессознательного. Активное воображение оказывает терапевтическое воздействие, ибо сами символы получаются столь же мощными и сильнодействующими, что и симптомы .
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги
Источник
8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик
8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. Ассоцианизм возник в XVIII в.
Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Гартли (1705–1757). Согласно его теории, идеи связаны между собой в соответствии с порядком и связью материальных процессов, происходящих в нервной системе.
Также в XVIII в. развивался субъективно-идеалистический ассоцианизм в учениях Беркли и Юма. Согласно их представлениям, связь идей дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы.
Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Френсиса Гальтона
(1822–1911), который предлагал испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией. С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910) и др.
Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г.
Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом. Создавая эту методику, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных.
Тест тематической апперцепции – ТАТ. ТАТ был создан в 1935 г. X. Морган и Г. Мюрреем. Стимуль-ный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования, ситуаций. Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком в 1939 г.
Диагностика с помощью проективных методик занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности. Критические замечания в адрес этих методик сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине
3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.
7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса
7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке
Психоанализ как метод лечения
Психоанализ как метод лечения Фрейд обнаружил, что ассоциации в методе свободных ассоциаций далеко не всегда были столь уж свободными. Рано или поздно пациенты доходили до определенной точки, дальше которой не могли или не хотели пойти. По мнению Фрейда, подобное
Основные отличия теста ТиГр от традиционных проективных и графических методик
Основные отличия теста ТиГр от традиционных проективных и графических методик В качестве основных отличительных особенностей теста ТиГр по сравнению с традиционными проективными и графическими методами можно назвать следующие шесть признаков:во-первых, тест
Глава 3 Модификации психологических методик для развития функций программирования и контроля
Глава 3 Модификации психологических методик для развития функций программирования и контроля Результаты современных нейропсихологических исследований высших психических функций в онтогенезе показывают большую роль благополучного становления регуляторных функций
Обзор методик раннего развития и дополнительного образования, аргументы за и против
Обзор методик раннего развития и дополнительного образования, аргументы за и против Мама учит Леночку, как говорят животные:– Что говорит коровка?– Му-му, – отвечает Леночка.– Что говорит собачка?– Гав-гав, – отвечает Леночка.– Что говорит кошечка?– Мяу-мяу, –
IX. Психоанализ как метод лечения
IX. Психоанализ как метод лечения Лечить же душу, говорит Сократ, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи. Платон. Диалог «Хармид» 1. Предпосылки 1.1. Условия для психоаналитика Наряду с местонахождением
4.10 Метод наводящих ассоциаций
4.10 Метод наводящих ассоциаций Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:· прием символизации (любовь — сердечко);· кодирование по созвучию (Аляска — коляска);· прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс — шоколадка «Марс»);·
6.2 Прием свободных ассоциаций
6.2 Прием свободных ассоциаций Человек никогда не воспринимает объекты изолированно друг от друга. Многие объекты имеют постоянные взаимосвязи, которые фиксируются мозгом автоматически.Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На
10. Метод свободных ассоциаций
10. Метод свободных ассоциаций Этот метод представляет собой последовательность опорных образов, формируемых по следующему принципу. Вспомните произвольный образ, зафиксируйте внимание на нем и ждите, пока в сознании по ассоциации с ним возникнет следующий образ. После
22. Метод наводящих ассоциаций (МНА)
22. Метод наводящих ассоциаций (МНА) Метод наводящих ассоциаций (МНА) — универсальный метод запоминания, позволяющий преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий,
Глава десятая. Динамика развития взаимоотношений контролируемых драконом и свободных от его воздействия
Глава десятая. Динамика развития взаимоотношений контролируемых драконом и свободных от его воздействия Установление истинных контактов В предыдущих главах рассказывалось, как действует каждый из драконов: его развитие, возобладание над человеком и воздействие,
Перспективы развития методик обучения осознанному сновидению
Перспективы развития методик обучения осознанному сновидению Сегодня можно выделить несколько техник, которые кажутся наиболее перспективными. Самовнушение или самонастраивание на выполнение некоторых действий является одной из форм гипноза и тесно связано с
Психология отношений – теоретическая основа патогенетической психотерапии
Психология отношений – теоретическая основа патогенетической психотерапии Согласно концепции В. Н. Мясищева, сущностью личности является отношение к действительности. Отношение при этом рассматривается как связь между индивидом (субъектом) и окружающей
Глава 7. МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ — ОСНОВА ЗАПОМИНАНИЯ
Глава 7. МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ — ОСНОВА ЗАПОМИНАНИЯ Попробуйте запомнить список из 10 нижеперечисленных слов:СПИЧКИ, КОРОВА, ЖУРНАЛ, КРУЖКА, КОТ, ЛАМПА, ТЕЛЕФОН, РУБАШКА, ДВЕРЬ, ПЫЛЕСОС.Задание не очень сложное и вполне возможно справиться с ним чисто
Источник