1. Тренинг как метод практической работы психолога 2. Определение понятия «психологический тренинг» 3. Парадигмы психологического тренинга 4. Отличия тренинга от групповой терапии, групповой коррекции и группового обучения. Специфические черты тренинга как групповой формы работы
Список литературы
1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с. 2. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. 3. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с. 4. Макаров, Ю.В. Психологический тренинг как технология / Ю.В. Макаров // Известия Российского Государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. — 2013. — №5. — С.61-66. 5. Макаров, Ю.В. Технологический подход к психологическому тренингу [Электронный ресурс] / Ю.В. Макаров // Известия Иркутского государственного университет. Серия «Психология». — 2017. — Т.19. — С.48-58. 6. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с. 7. Толковый словарь русского языка
1. Тренинг как метод практической работы психолога
С точки зрения запроса клиента, И.В. Вачков выделяет четыре основные цели практической психологической деятельности и способы их достижения, которые он называет мета-методы деятельности психолога: информирование, консультирование, интервенция и тренинг. Метаметодами они названы ввиду того, что направлены на достижение глобальной цели (мета-цели) любой психологической работы — развитие и позитивные изменение в жизни человека, повышение качества его жизни [2]. Информирование будет методом деятельности психолога, когда клиент запрашивает ту или иную психологическую информацию, которой ему не хватает для самостоятельного осуществления желаемых изменений: «Я в последнее время постоянно вступаю в конфликты со своими одноклассниками. Как надо общаться, чтобы не конфликтовать?» или «Я не могу понять своего сына. Объясните мне, что с ним происходит». Консультирование будет методом деятельности психолога, когда клиент нуждается в том, чтобы психолог поставил психологический диагноз и вместе с ним разработал проект(ы) необходимых изменений, осуществив которые клиент добьется желаемого: «Как мне наладить отношения с сыном-подростком?». Интервенция (вмешательство) будет методом деятельности психолога, когда клиент хочет, чтобы специалист произвел необходимые для него изменения: «Помогите мне разобраться в том, что происходит со мной сейчас». Тренинг будет методом деятельности психолога, когда клиент хочет научиться самостоятельно решать проблемы в дальнейшем: «Вы мне рассказали о том, как правильно общаться. Но я пока так не умею. Научите!». Первые три мета-метода психологической работы — информирование, консультирование, интервенция — являются, с точки зрения И.В. Вачкова, способами решения актуальных проблем клиента. Четвертый метод — тренинг — направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.
2. Определение понятия «психологический тренинг»
Слово «тренинг», согласно «Толковому словарю русского языка», имеет значение «система, режим тренировок». Тренировка — занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения. В психологии определение понятия «тренинг» является предметом дискуссий среди специалистов. Так, О.В. Евтихов, Ю.В. Макаров выделяют несколько подходов к определению понятия «тренинг» в психологии [3,6]. — Тренинг — как активный метод обучения (Емельянов Ю.Н., Ковалев Г.А.). Обучать, учить — передавать кому-либо знания, навыки. Г.А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления. Ю.Н. Емельянов понимает под ним метод активного социально- психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности. Возражения такой позиции состоят в том, что 1) обучение — важный элемент тренинга, однако, не является ключевой характеристикой психологического тренинга, полностью раскрывающей его сущность. Приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности, трансформаций установок, отношений, мотивационных структур личности. 2) Разделение методов по критерию их активности некорректно, так как метод не может быть активным или пассивным. Активность — это характеристика не метода, а реализующего его субъекта. — Тренинг — психологический метод воздействия на человека. Воздействовать — оказывать влияние и добиваться необходимого результата. Л.А. Петровская рассматривает социальнопсихологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении». Возражение такой позиции состоит в том, что термин «воздействие» отражает скорее процессуальные характеристики тренинга как метода и не раскрывает его полной сути. — Тренинг — как метод развития отдельных качеств личности человека. Развивать — совершенствовать, усиливать, способствовать духовному и умственному росту. Однако, как отмечает О.П. Кондаурова, в ходе тренинга психологические характеристики могут не только развиваться, но и затормаживаться, а некоторые навыки и умения формируются заново. — Тренинг — как метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации, с целью личностного и профессионального развития человека через приобретение, анализ и переоценку человеком его действий, гармонизации его личностного и профессионального бытия. Изменять — менять, делать иным. С такой позиции определяет психологический тренинг С.И. Макшанов. Понятие «преднамеренное изменение» отражает цель, процесс и результат изменений, их осознанный характер, включает в себя и развитие и коррекцию. Эту точку зрения разделяет О.В. Евтихов, определяя тренинг как метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Новым в настоящее время является, как пишет Ю.В. Макаров, технологический подход к психологическому тренингу, который состоит в использовании технологий — совокупности методов и процедур в какой- либо сфере деятельности. Ю.В. Макаров дает следующее определение психологического тренинга с позиции этого подхода: «Психологический тренинг — есть технология психологического воздействия на личность и группу с целью ее обучения, коррекции и развития» [5, с.50]. Согласно этому подходу, для тренинга характерно как единство личности, группы и их взаимодействия. Тренинг имеет трехкомпонентную структуру, воплощенную в единстве трех модулей: личностного, группового и взаимодействия. В тренинге осуществляется в единстве и последовательности обучающее, корректирующее, развивающее психологическое воздействие на личность и группу. Технологизация тренингов осуществляется посредством тренинговых технологий. Тренинговая технология (ТТ) — это совокупность последовательных, научно обоснованных модулей и процедур [5, с.51].Тренинг, проводимый на основе тренинговой технологии, Ю.В. Макаров называет технологическим [5, с.57]. Рассмотрим основные понятия и структуру тренинговой технологии.
Рисунок 1. Основные понятия и структура тренинговой технологии
Основу тренинговой технологии составляют модули. Модуль тренинговой технологии (Мтт) — это совокупность последовательных, научно обоснованных процедур, направленных на оптимизацию процессов тренинга в рамках данной технологии [5, с.52]. Как было отмечено, исходя из понимания того, что структура любого тренинга складывается из трех компонентов — личностного, группового и их взаимодействия — выделяют следующие модули тренинговой технологии. — Личностный модуль тренинговой технологии (ЛМтт) — направлен на оптимизацию процессов развития и совершенствования личности на тренинге. — Групповой модуль тренинговой технологии (ГМтт) — направлен на оптимизацию процессов развития и совершенствования тренинговой группы. — Профильный модуль тренинговой технологии (ПМтт) — направлен на оптимизацию процессов, связанных с взаимодействием личности и тренинговой группы для решения задач тренинга. Процедура модуля — это метод, прием, техника направленные на личность в целом или отдельные ее компоненты с целью их изменения в соответствии с задачами модуля тренинговой технологии [5, с.52]. Исходя из ключевой идеи технологического подхода к тренингу как технологии психологического воздействия на личность и группу, осуществляемой в единстве и последовательности процессов обучения, коррекции и развития, Ю.М. Макаров классифицирует процедуры модулей тренинговой технологии. — Обучающая процедура модуля (ОПм) — направлена на обучение личности на тренинге. — Корректирующая процедура модуля (КПм) — направлена на коррекцию личности на тренинге. — Развивающая процедура модуля (РПм) — направлена на развитие личности на тренинге. Обучающая, корректирующая и развивающая процедуры составляют основу модуля тренинговой технологии. К числу основных элементов модуля тренинговой технологии относятся психогимнастические упражнения (ПУ) и процедура рефлексии (ПР). Психогимнастическое упражнение — форма работы на тренинге, предназначенная для регуляции психоэмоционального состояния участников. Психогимнастическое упражнение проводится перед обучающей процедурой модуля. Рефлексия на тренинге — это метод осознания того, что участники тренинга пережили и узнали нового. Рефлексия может быть осуществлена по итогам проведения процедуры (процедурная рефлексия) и реализации модуля (модульная рефлексия). — Процедурная рефлексия (ПР) — это процесс отслеживания динамики изменений, происходящих на уровне личности и группы после выполнения какой-либо процедуры модуля. — Модульная рефлексия (МР) — это процесс отслеживания динамики изменений, происходящих на уровне личности и группы после выполнения процедур модуля тренинговой процедуры. Таким образом, Ю.В. Макаров считает, что технологический тренинг более эффективен, так как позволяет оптимизировать процессы, происходящие на нем и сократить сроки проведения.
3. Парадигмы тренинга
Парадигма — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Организация и содержание тренинга, способы взаимодействия тренера с группой отражают парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, ведущий тренинговые занятия. Таких парадигм по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания осознанности и ответственности участников группы за происходящее на тренинге можно выделить несколько [1]. — Тренинг как дрессура, при которой нужные паттерны поведения формируют манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления, а вредные, ненужные, по мнению ведущего, паттерны поведения устраняют при помощи отрицательного подкрепления. Тренер полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках. Он не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. — Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. — Тренинг как активное обучение, целью которого является передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. Тренер делегирует тренируемым малую часть >> Modules Anywhere >>> —>
Контрольные вопросы
1) Какие методы практической работы психолога Вам известны? 2) Сформулируйте определение понятий «психологический тренинг», «психологическая коррекция», «психотерапия». 3) Какие подходы к определению понятия «психологический тренинг» существуют в отечественной психологии? Назовите представителей этих подходов. 4) Назовите черты тренинга, отличающие его от других методов практической работы психолога. 5) Сформулируйте определение понятия «парадигма». 6) Назовите парадигмы психологического тренинга. Раскройте их содержание.
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.
Источник
Метод психологического тренинга это способ
ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Глава 1.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»
Общее представление о психологическом тренинге
Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»
В предыдущей главе вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?
Следует сделать несколько замечаний терминологического характера. Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения с другой (см. рис. 1).
Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания ).
Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.
Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию , направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию , которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности . (См. «Психология. Словарь» под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990)
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).
Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).
Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом СПТ. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.
В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?
Во-первых , в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением . Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи , а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.
Во-вторых , отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
В-третьих , тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением , понимаемым в широком смысле слова.
При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.
Общее представление о психологическом тренинге
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии . Мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.
В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» . Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций. » (1996, с. 144). При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.
Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996, с. 172).
Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.
Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Специфическими чертами тренингов , совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
соблюдение ряда принципов групповой работы ;
нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии , при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
определенная пространственная организация (чаще всего работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
акцент па взаимоотношениях между участниками группы , которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
применение активных методов групповой работы ;
объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе). Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».
Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:
тренинг как своеобразная форма дрессуры , при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
тренинг как тренировка , в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков ;
тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем .
Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. «Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. «Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков. «Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.
Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.
Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.
Вопросы и задания для самоконтроля
На пересечении каких основных сфер психологической практики находится психологический тренинг?
Дайте определение понятию «тренинговые группы». На какие основные цели ориентирована тренинговая работа?
Какое понятие раскрывается в следующем определении: «. комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях».
На какие два направления можно разделить современную психотерапию?
Верно или неверно:
Психологическая коррекция это направленное медикаментозное лечебное воздействие на человека с целью обеспечения полноценного функционирования центральной нервной системы.
Психологическая коррекция направленное психологическое воздействие на тс или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Психологическая коррекция является методом медицинской психотерапии, использовать который имеют право лишь лица, имеющие медицинское образование.
Объясните свой ответ.
Какое направление психологической практики возникло раньше групповая психотерапия или групповой тренинг? Назовите время появления обоих терминов.
Можно ли утверждать, что тренинги используются и в клинической, и в личностно ориентированной (немедицинской) психотерапии?
В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологический тренинг?
Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие его от других методов психологической работы.
Какие основные типы (парадигмы) психологического тренинга можно выделить? Какая из парадигм в наибольшей степени отвечает вашим взглядам и убеждениям? Почему?
Какие факторы, по вашему мнению, в большей степени определяют внутреннее содержание и парадигму тренинга направленность, убеждения, ценностные установки личности ведущего или теоретические положения психологической школы, в рамках которой он работает? Обоснуйте свою точку зрения.
ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)