- РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ статья по теме
- Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению
- Проектный метод — как один из способов реализации технологии компетентностно — ориентированного обучения в начальной школе статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
статья по теме
Педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является технология проектного обучения.
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся
Для формирования ключевых компетенций: исследовательских, коммуникативных, информационных, технологических – в своей практике использую проектную технологию, которая, на мой взгляд, наиболее полно отвечает требованиям современного образования. Я реализую проектную деятельность через:
- урок как таковой или практическое занятие;
- внеурочную деятельность (предметная деятельность);
- научно-практическую деятельность учащихся (защита творческих работ);
- систему дополнительного образования (факультатив, предметный кружок, элективные курсы).
Мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных и исследовательских. Координируя деятельность учащихся, я сама становлюсь равноправным партнёром в проектной деятельности. Эта работа влияет на мой профессиональный рост и приносит удовлетворение, а учащиеся приобретают комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность.
Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
— способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);
— развивать информационные умения (поиск, обработка информации);
— учить детей соединять знания (интегративная основа);- способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).
Проектная деятельность в школе, на мой взгляд, просто необходима и учителям (для повышения профессионального уровня) и учащимся (для приобретения новых компетенций, для разнообразия учебного процесса, для саморазвития и просто для самоутверждения).
Источник
Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего — самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Остановимся подробнее на использовании метода творческих проектов в начальной школе и его возможностях в реализации компетентностного подхода к обучению.
Что же такое «проект»? В дидактическом аспекте — это план, замысел. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Он является специфическим методом обучения на сегодняшний день. Надо отметить, что этот метод уже входил в практику отечественной школы, хотя и недолго. Было отмечено недопустимое снижение качества обучения:
- из-за отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- из-за слабой разработки методики проектной деятельности;
- из-за доминирования метода проектов в ущерб другим методам обучения;
- из-за сочетания метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.
В 1931 году использование метода проектов было запрещено. В практике отечественных школ до 90-х годов прошлого века он не использовался. В начале 90-х годов встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике, учитывая его неоспоримую ценность. Современный метод проектов призван скорректировать и обогатить учебный процесс, избегая ошибок прошлого.
Основная цель проектного обучения — создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и на опыте других в процессе разработки учебного проекта.
Значение проектной деятельности определяется полнотой реализации ее основных функций:
- Дидактической, направленной на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков;
- Развивающей творческие способности, психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- Познавательной, проявляющейся в расширении кругозора учащихся, познавательных интересов, формирования мировоззрения;
- Воспитывающей, связанной со становлением положительных морально-волевых качеств личности ребенка: инициативности, коммуникативности, самостоятельности, широты интересов, предприимчивости и т.д.
Выделяют несколько типов проектов:
- По числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);
- По доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий);
- По предметным областям (монопредметный, межпредметный, надпредметный);
- По продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Конечно, при организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности. Вовлекать детей в проектную деятельность рекомендовано уже со 2 класса, но подготовку следует начинать на первом году обучения. В 3-4 классах продолжается обучение школьников видеть и выделять проблемы, пользоваться разными источниками информации. Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находиться в зоне их ближайшего развития. Организовывать процесс обучения следует на основе продуктивных методов: частично-поискового, исследовательского.
В целом этапы деятельности школьников при выполнении творческих проектов должны соответствовать общей структуре проектирования и содержать его основные этапы: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.
Организационно-подготовительный этап включает в себя поиск проблемы, выбор проекта и его обоснование, выбор и анализ конструкции изделия, материалов, инструментов, анализ этапов предстоящей работы, организацию рабочего места.
На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе происходит контроль над качеством изделия, анализ результата в виде защиты собственного проекта.
Итак, проект, по мнению И.С.Сергеева, — это «пять П»: проблема — продукт — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация.
Рассмотрим в качестве примера создание творческого проекта по русскому языку.
В Государственном стандарте определен список умений и навыков, большая часть которых связана с коммуникацией. Коммуникативная компетенция включает разные составляющие. Одна из них — речевая деятельность, совершенствование которой является главной задачей преподавания русского языка и литературы. Но совершенствование речевой деятельности невозможно без знания и соблюдения литературных норм, что составляет лингвистическую компетенцию.
Однако, даже человеку, владеющему языком на высоком уровне, невозможно удержать все необходимые сведения, касающиеся языка и речи, т.к. в условиях быстрого накопления информации язык обогащается с поражающей быстротой. Вместе с языком изменяются и его нормы. Следовательно, нельзя раз и навсегда обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы совершенствовать свою речевую культуру, возможен лишь один выход: обращаться за справками к словарям и справочникам. В этой ситуации уместно вспомнить известную мудрость : «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на поставленный вопрос».
В настоящее время существует целый ряд словарей, созданных специально для начальной школы. Задача учителя не только научить детей пользоваться ими, но и сформировать мотивацию такой работы, привычку искать ответы на возникший вопрос в справочной литературе. А для этого необходима системная работа в данном направлении. Один из видов такой работы — создание проекта, связанного с поиском необходимой информации в словарях. Тематика исследовательских проектов может быть разнообразна. Рассмотрим в качестве примера создание тематического словарика «В помощь начинающему литератору». Литературное творчество детей в настоящее время достаточно популярно как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Анализируя произведения классиков детской литературы, дети учатся наблюдать над словом, точностью его употребления в тексте и т.д. Они осознают всю сложность литературного творчества, понимают необходимость хорошего владения родным языком, его богатством. Тематический словарик может стать своеобразной языковой копилкой, которой можно воспользоваться при создании текста на заданную тему ( «Дружба», «Осень», «Труд», «Отдых», «Природа» и др.) Например, словарик по теме «Дружба» может включать такие слова как: друг, взаимопомощь, доверие, надежность, преданность, честность, бескорыстие, понимание и т.д).
В соответствии с названными выше классификациями этот проект может быть парным или групповым, исследовательским, краткосрочным, межпредметным (русский язык и литература).
На этапе постановки проблемы дети осознают недостаточность своих знаний для раскрытия темы. Почерпнуть их можно из лингвистических словарей. В каком виде сохранить найденную информацию? Начинается планирование работы, в ходе которого дети определяют необходимый объем информации и источник ее получения. Намечается план будущей словарной статьи:
- Прямое и переносное значение слова.
- Однокоренные слова.
- Синонимы.
- Антонимы.
- Сочетаемость слова.
- Рифма.
Дети сами определяют, в какой виде будет оформлен словарик: традиционная книжка или альбом, раскладушка или блокнот, папка перекидной календарик, а также обсуждается стиль оформления.
Каждая микрогруппа работает с выбранным ими словом, составляя словарную статью по коллективно созданному плану. По окончании работы дети презентуют получившие результаты и оформляют словарик. Но на этом работа с ним не заканчивается, накопленный материал используется на уроках развития речи или на творческих минутках на уроках русского языка.
Подобного вида проекты направлены на формирования таких ключевых компетенций, как способность работать в команде, способность извлекать и анализировать информацию из разных источников, способность принимать решения и планировать собственную деятельность и т.п. Безусловно, в начальной школе закладываются лишь основы названных компетенций, но они необходимы для дальнейшего успешного обучения в современной школе.
Источник
Проектный метод — как один из способов реализации технологии компетентностно — ориентированного обучения в начальной школе
статья по теме
В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе. Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюда из зёрен».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proektnaya_deyatelnost.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод — как один из способов реализации технологии компетентностно — ориентированного обучения в начальной школе
Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в ФГОС, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным я считаю метод проектов.
Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Учитель на таком уроке не говорит: “Делай, как я”, а говорит: “Я рядом с тобой, иди вперед” . Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становимся творцами в таком виде деятельности.
Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.
Проект выходит за пределы урока, класса, предмета, входит в дома учащихся, в наш собственный дом. Учащиеся видят, что родителям и учителю интересно все, что они делают. В одном лице мы становимся и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль — создатель условий для развития творческих способностей и познавательных. Проектная деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению.
Хочу предложить проект, который мы сделали с детьми, изучая тему «Блюда из зерна» 4 класс.
Это коллективный творческий проект. Он позволяет задействовать всех учащихся, дифференцированно развивать способности, учит ребёнка взаимодействовать в социуме. Сначала совместно с учащимися мы определили тему будущего проекта «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюда из зёрен».
Определили цели и задачи проекта.
Цель проекта: формирование представлений о значении правильного питания в жизни; познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе; показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Задачи проекта: закрепить изученные знания о правильном питании; рассказать об истории создания хлеба, его родословной, познакомить с условиями его выращивания, расширить представление детей о полезности продуктов, получаемых из зерна о важном продукте питания – хлебе; сформировать представление детей о необходимости ежедневного включения в рацион продуктов, получаемых из зерна; воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать память, внимание, творческие, исследовательские способности учащихся.
Составили план работы, который предполагал изучение дополнительной литературы по теме, сбор интересного познавательного материала, выставку литературы на данную тему, выставку рисунков, взятие интервью у мамы и бабушки «Польза блюд из крупы», анкетирование. Совместно с учащимися продумали форму защиты проекта (выставка рисунков, написание сочинений, создание презентации и показ родителям в виде внеклассного мероприятия), распределили роли и обязанности внутри групп.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму презентации.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Ученики по группам находили пословицы, загадки, частушки, скороговорки, легенды, сказки, заповеди, стихи, песни, игры, народные традиции — всё, что связано с хлебом и блюдами, приготовленными из зерен. Обучающиеся ознакомились с традиционными народными блюдами, приготовленными из зёрен, собрали различные рецепты и изготовили для мам и бабушек «Кулинарный справочник», составляли меню из блюд, приготовленных из злаков. На уроке изобразительного искусства мы рисовали рисунки, на чтение читали стихи и легенды, на русском языке написали небольшие сочинения.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации — библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.
Я понимаю, что проекты в младших классах – это трудная задача.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
В течение работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.
Источник