Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов обучения курса окружающий мир

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
статья на тему

В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет условия организации проектной деятельности обучающихся и рассматривает проектную деятельность как способ формирования метапредметных УУД.

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_obucheniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos_.docx 33.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Повадинская СОШ

Доклад на педагогическом совете

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

Дмитриева Алёна Владимировна,

учитель английского языка

МАОУ Повадинская СОШ

Городской округ Домодедово

  1. Требования к результатам освоения образовательных программ
  2. УУД как основа освоения образовательных программ
  3. Проектная технология
  1. Сущность проектной технологии
  2. Типология проектов
  3. Требования к организации проектной деятельности
  1. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Требования к результатам освоения образовательных программ

Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные .

Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.

Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:

  • ставить цель и задачи;
  • анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
  • прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
  • адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
  • выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
  • выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
  • работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
  • проявлять инициативность и самостоятельность;
  • проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
  • работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
  • общаться и решать коммуникативные задачи;
  • пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
  • передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.

УУД как основа освоения образовательных программ

Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.

  • Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.
  • Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
  • Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.

Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.

Сущность проектной технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.

Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:

  • самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
  • ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
  • оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
  • выполнить проект в определенных временных рамках;
  • получить конкретный результат деятельности;
  • представить (защитить) его публично.

Требования к организации проектной деятельности

Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:

  1. Наличие значимой проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  6. Продолжительность проекта.

Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.

В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • практико-ориентированные.

По характеру координации проекты могут быть:

  • с открытой координацией;
  • со скрытой координацией.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:

  • направленность на решение конкретной задачи;
  • скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
  • ограниченные временные рамки;
  • уникальность конечного результата.

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей , представляют конечный результат и умеют его оценить.

Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.

  1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089).
  2. Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
  3. Алфёрова Л.В., Башмакова Е.А. и др. «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики», материалы по курсу инвариантного академического учебного модуля ГОУ Педагогическая академия, 2011.
  4. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю?» — М., 2012.
  5. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. — СПб.: Нева, 2005. — 146 с.
  6. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя» — М., 2006
  7. Михеева Ю.В. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: статья// науч.-практ. ж-л «Академический вестник»/ Мин Обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып.2 (3). — с. 46, 54.
  8. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10.
  9. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — С. 3-9.
  10. Полат Е.С. « Новые педагогические технологии». Пособие для учителей — М., 1997.

Источник

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир»

метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир»

В 2011/12 учебном году начальная школа Российской Федерации перешла на рабо-ту по новому Федеральному государст-венному стандарту начального общего об-разования. Стандарт устанавливает требо-вания к результатам обучающихся, осва-ивающих основную образовательную программу: личностным, метапредметным и предметным.

В общем виде эти требования приведе-ны в стандарте [1]1 и конкретизированы от-носительно учебных дисциплин в Пример-ных программах по учебным предметам [2], в том числе и по окружающему миру.

Метапредметными результатами изуче-ния окружающего мира являются:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель-ности;

— способность регулировать собствен-ную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание закономернос-тей мира природы, социальной действи-тельности и внутренней жизни человека, т.е. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответ-ствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять информацион-ный поиск для выполнения учебных задач (сбор, обработка, анализ и передача инфор-мации), т.е. овладевать информационной грамотностью;

— освоение правил и норм социокуль-турного взаимодействия со взрослыми и

сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культу-ры и др.);

— способность работать с моделями изу-чаемых объектов и явлений окружающего мира.

Перечисленные метапредметные резуль-таты возможно достичь в процессе освоения учащимися различных видов деятельности. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода. Теоретические основы деятельностного подхода как ведущего принципа процесса обучения и развития младших школьников разработаны отечественными психологами и дидактами Л.С. Выготским, П.Я. Гальпе-риным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштей-ном, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, В.В. Давыдовом и др. В трудах этих ученых убедительно доказано, что в психическом развитии детей семи-десяти лет ведущую роль играет учебная деятельность как целе-направленный процесс. В частности, С.Л.Ру-бинштейн отмечал, что всякая попытка пе-дагога ввести ребенка в мир познания, ми-нуя его собственную деятельность, подры-вает основы здорового развития ученика, воспитания его личных свойств и качеств.

Новый стандарт предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, ориентацию на развитие личности обучаю-щегося на основе универсальных учебных действий (УУД).

1 В квадр атных скобках указан номер работы из списка «Использованная литература». — Ред.

Программа формирования УУД для обучающихся на ступени начального обще-го образования включает познавательные, коммуникативные, регулятивные и лично-стные учебные действия.

Содержание интегративного курса «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общест-венных явлений как компонентов единого мира. В процессе овладения знаниями о природе, человеке, обществе младшие школьники учатся осмысливать многооб-разие окружающего мира, причинно-след-ственные связи в системах «Природа — человек» и «Человек — общество». При этом они включаются в различные виды деятельности (аналитико-синтетическая деятельность, наблюдения, постановка опытов, исследовательская, творческая и проектная деятельность, моделирование, работа с различными источниками инфор-мации, практические работы, деятельность по оцениванию достигнутых результатов, работа в группах и индивидуально и т.д.), что в итоге способствует формированию УУД и достижению метапредметных ре-зультатов.

Организация перечисленных видов дея-тельности учащихся в образовательном процессе по курсу «Окружающий мир» тре-бует от учителя использования различных методов обучения, как традиционных, так и инновационных. Большими возможностя-ми формирования УУД младших школьни-ков и достижения метапредметных резуль-татов в целом обладает метод проектов.

Ряд современных исследователей (Н.В. Иванова, Н.М. Конышева, И.А. Ко-лесникова, И.М. Павлова, Н.Ю. Пахомова, М.Б. Романовская, Е.С. Палат, Н.Г. Шапо-валова и др.) в своих публикациях обосно-вывают следующее положение: проект — это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обуче-ния в сотрудничестве. Проектный метод, по их мнению, — это универсальный метод: он совместим с различными системами обуче-ния и формами организации учебного про-цесса (урочной и внеурочной). По данным названных ученых, в проектной деятель-

ности у школьников развиваются обще-учебные умения, которые в настоящее вре-мя получили название универсальных учебных действий:

Поисковые умения (самостоятельно на-ходить информацию в различных источни-ках, анализировать и передавать ее в соот-ветствии с задачами учебного предмета).

Исследовательские:выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов реше-ния проблемы.

Менеджерские: проектировать изде-лие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность.

Умения и навыки работать в сотрудни-честве: оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.

Коммуникативные: умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Рефлексивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?».

Презентационные: выступать перед ау-диторией, отвечать на вопросы, использо-вать различные средства наглядности [3–5]. Соотнесение выводов ученых о роли проектной деятельности учащихся в разви-тии общеучебных умений с метапредмет-ными результатами освоения основной об-разовательной программы начального об-щего образования, сформулированными в стандарте, убеждает нас в необходимости широкого использования метода проектов именно для достижения метапредметных результатов освоения содержания курса

Анализ УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России») пока-зал, что автор рекомендует включать детей в проектную деятельность начиная с I класса. Примерная тематика проектов при-ведена в школьных учебниках: «Моя малая родина», «Мои домашние животные», «Родной город (село)», «Возьми под защи-ту», «Страны мира» и т.д., однако ход вы-полнения их школьниками и методика ор-ганизации учителем этой работы учащихся не приведена ни в методических пособиях

для учителя, ни в рабочей тетради, ни в учебнике.

Мы разделяем точку зрения И.В. Ива-новой, которая считает, что одной из важ-нейших проблем организации проектной деятельности младших школьников явля-ется «недостаточная разработанность и систематизированность методической ба-зы» [3].

Предлагаем рассмотреть методику рабо-ты над проектом с целью достижения уча-щимися метапредметных результатов в изучении окружающего мира.

По нашему мнению, тематика проектов должна определяться в зависимости от изу-чаемого программного материала. Напри-мер, в содержании программы IV класса (раздел «Родной край — частица России») включены такие понятия: святыни родного края; память выдающихся земляков; исто-рия родного края в названиях городов, улиц, в памяти народа. В процессе изучения этого материала необходима организация проектной деятельности учащихся, так как в любом городе, поселке есть улицы, на-званные в честь знаменитых земляков, ме-мориалы, аллеи героев и т.д.

Наш город Борисоглебск славен выдаю-щимися земляками. (Л.Г. Бредихина в сво-ей книге «Здравствуй, град Бориса и Глеба» называет сорок пять «имен людей, прошед-ших по судьбе земли Борисоглебской…».) Учащиеся местных школ к своим десяти-одиннадцати годам, как правило, уже знают о подвигах В.П. Чкалова, А.Н. Прохорова, о заслугах М.И. Неделина. А что им известно об академике Е.Н. Павловском, имя кото-рого носит одна из улиц Борисоглебска? Знают ли они, почему на здании школы № 5 установлена мемориальная доска, по-священная этому человеку? Что им извест-но о вкладе академика Е.Н. Павловского в науку? В результате опроса (устного или письменного) у четвероклассников появля-ется интерес к исследованию — поиску от-вета на поставленные вопросы. Так учитель ненавязчиво проводит мотивацию дальней-шей работы над проектом.

Для формулировки темы проекта целе-сообразно использовать прием «мозгового штурма». Учащимся предлагается сфор-мулировать тему проекта. После коллек-

тивного обсуждения различных вариан-тов остановились, в частности, на форму-лировке темы «Тропою академика Е.Н. Павловского». При этом четверокласс-ники проявили интерес к жизни ученого с мировым именем, к его научной деятель-ности, достижениям академика Е.Н. Пав-ловского, который жил и учился в Бори-соглебске.

На подготовительном этапе необходимо сформулировать задачи и план действий учащихся, изучить по литературным и дру-гим источникам вопросы:

Биография академика Е.Н. Павловского (подчеркнуть, как его жизнь связана с на-шим городом).

Работа ученого в Таджикистане, экспе-диции в пески Каракумов, на Дальний Вос-ток с целью изучения клещей.

Изученные Е.Н. Павловским особен-ности клещей — переносчиков и возбудите-лей болезней («живые родственники Ко-щея Бессмертного»).

Открытие ученым путей заражения лю-дей тяжелейшими заболеваниями (таеж-ный энцефалит, клещевой возвратный тиф, малярия и др.) и разработка теории природ-ной очаговости инфекционных болезней.

Построение модели природных процес-сов с участием клещей.

Способы защиты от клещей.

По предложенному плану участники проекта должны подготовить небольшие рефераты с презентациями.

На этапе подготовки к выполнению про-екта решаются также организационные вопросы: создаются исследовательские группы учащихся; распределяются задания; обсуждается вопрос о том, что будет слу-жить продуктом проекта. (Возможные ва-рианты: альбом, информационный листок, научный бюллетень, рекомендации «Как защитить себя от клещей».) В процессе та-кой работы школьники осуществляют УУД — работают в сотрудничестве, всту-пают в диалог, отстаивают свою точку зре-ния и т.д.

Информационно-операционный этап — этап самостоятельной работы учащихся над проектом, в результате которой у школьников формируются такие УУД, как поиск информации, работа с различными

Источник

Читайте также:  Способы покрытия дефицита государственного бюджета это
Оцените статью
Разные способы