Метод проектных горизонталей
Метод продольных и поперечных вертикальных профилей
Метод проектных профилей — следующая после схемы вертикальной планировки и более детальная стадия проектирования. Его применяют главным образом при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных сетей и т.д.
Иногда он используется и при планировке отдельных участков территории.
Система проектных профилей (обычно продольных и поперечных по отношению к осям проектируемых сооружений) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможность точного осуществления их в натуре, так как выполняется в более крупных масштабах.
Профили представляют собой условные размеры существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях.
При проектировании улиц и дорог разрабатывается продольный профиль по оси проезжей части, а для определения проектных отметок в лотках проезжей части пользуются составленным типовым поперечным профилем, что приемлемо при симметричном решении улицы или дороги на определенном протяжении.
На городских улицах симметричное решение поперечного профиля может быть достигнуто лишь на отрезках от перекрестка к перекрестку. Поэтому часто приходится, кроме продольного профиля по оси проезжей части, проектировать таковые и по лоткам.
Кроме того, разрабатываются так называемые рабочие поперечные профили по сечениям продольного профиля на каждом пикете и в наиболее характерных местах. По ним и производится подсчет объемов земляных работ, которые фиксируются в специальных ведомостях.
Проектирование вертикальной планировки методом проектных профилей на городских площадях и прилегающей к улицам территории — сложный и многодельный процесс. В этом случае требуется разработка проектных профилей по всем линиям сетки квадратов через 10-20 м, что не выражает графически пластику рельефа.
Метод проектных горизонталей
Метод проектных (красных) горизонталей позволяет благодаря изображению вертикальной планировки в проектных (красных) горизонталях охватить всю площадь видоизмененного рельефа, отобразить в плане пластику рельефа на всей проектируемой территории. С помощью метода интерполяции такое решение вертикальной планировки дает возможность определить проектную отметку в любой точке плоскости рельефа. Благодаря этому метод проектных горизонталей преимущественно распространен при разработке детальных проектов вертикальной планировки улиц, площадей, территорий микрорайонов, промышленных площадок, зеленых массивов и т.д.
В отличие от черных горизонталей, характеризующих существующий (природный) рельеф, красные горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, преобразованную в целях планировки, застройки и благоустройства. Исходный материал для разработки вертикальной планировки территории проектируемых объектов -генеральная схема вертикальной планировки населенных мест или отдельных их районов, составляемая при разработке генеральных планов.
При проектировании улиц, дорог, площадей, микрорайонов, промышленных площадок и других территорий методом проектных (красных) горизонталей шаг между ними избирается в зависимости от масштаба плана и крутизны рельефа.
При масштабах плана 1:1000 и 1:1500 шаг принимается равным 0,1 и 0,2 м, а при предельно допустимых максимальных уклонах — 0,5 м. При шаге 0,2 м проектные отметки горизонталей должны быть 100; 100,2; 100,4; 100,6 и т.д.
Расстояние от исходной точки (от которой начинается проектирование, обычно отметка пересечения оси улиц и проездов) до ближайшей красной горизонтали определяется как частное от деления разности отметок ∆h на уклон i.
Определение точек расположения красных горизонталей называется градуированием и соответствует методу интерполяции.
При методе проектных горизонталей совмещают план и профили в любых рассматриваемых сечениях, в результате чего одновременно решается горизонтальная и вертикальная планировка проектируемых участков. Перед нанесением проектных горизонталей необходимо предварительно определить:
> участки территории, отметки которых должны быть по возможности сохранены: у входов в здания, капитальных сооружений, поверхностей пересекающихся проезжих частей улиц и дорог, трамвайных путей, участков сохраняемых зеленых насаждений и т.д.;
> водораздельные линии и наиболее пониженные участки местности;
>места резких изменений уклонов поверхности.
При этом определяют направления и величину уклонов отдельных сопрягаемых участков и ориентировочные величины намечаемых срезок и подсыпок на них. С учетом обеспечения минимального объема земляных работ и отметок опорных точек на оси проезжей части намечают точки перелома продольного профиля и их ориентировочные проектные отметки. Затем определяется расстояние между вышеуказанными точками и продольные уклоны между ними. У всех переломных точек выписывают существующие и проектные отметки.
С учетом принятых уклонов уточняют проектные отметки переломных точек по формуле:
где H1 и H2 — проектные отметки точек на рассматриваемом участке; L – расстояние между
ними; i – запроектированный продольный уклон.
Проектные горизонтали наносят через 0,1- 0,2 м по высоте (при эскизной планировке через 0,2-0,5 м).
Расстояние между проектными горизонталями в плане определяют по формуле:
∆h — падение или шаг горизонталей;
iпр. — продольный уклон.
Определение на плане местоположения на оси проезжей части точек, через которые должны пройти проектные горизонтали, производят следующим образом. Сначала определяют местоположение одной из этих точек (ближайшей к точке перелома продольного профиля с ранее установленной проектной отметкой). Расстояние между рассматриваемыми точками:
∆h1 — разность отметок искомой горизонтали и ближайшей от нее точки перелома
iпр. -проектный продольный уклон.
Поскольку тротуары и газоны обычно возвышаются над проезжей частью улиц, то горизонтали на них смещаются по отношению к одноименным горизонталям на проезжей части. В большинстве случаев они имеют и другое направление, так как поверхностям проезжей части и тротуара придают встречные поперечные уклоны — в сторону лотков.
Углы отклонения горизонталей на тротуарах по отношению к линиям бортов, а следовательно, и к оси проезжей части определяют по тому принципу, что и для проезжей части. При одинаковых поперечных уклонах поверхностей проезжей части и тротуаров величины этих углов будут одинаковыми.
Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии сдопустимыми уклонамив зависимости от типа планировочного элемента.
Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны — 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).
На рис. 5 показаны этапы принятия окончательного решения при разработке схемы вертикальной планировки.
Рабочая оценка, указывает величину срезки или подсыпки грунта в данной точке. Ее наносят слева от выносной черты на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках.
Таким образом, определив красные (проектные) отметки во всех характерных точках, назначив допустимые уклоны всех элементов улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети, согласно нормативным требованиям, формируется проектный высотный каркас территории объекта.
Источник
Метод проектных горизонталей
Следующий более детальный этап проработки организации рельефа осуществляют методом проектных (красных) горизонталей, которые графически изображают форму проектируемого рельефа, т.е. преобразованную поверхность территории.
Красные горизонтали – это проекции на горизонтальную плоскость линий пересечения проектируемой поверхности горизонтальными секущими плоскостями, которые проводят через 0,1; 0,2 или 0,5 м. Принятое расстояние между секущими плоскостями называется шагом горизонталей.
На основе схемы вертикальной планировки и генерального плана методом проектных горизонталей разрабатывают вертикальную планировку отдельных элементов и участков проектируемой территории. Этот метод совмещает на одном чертеже план и профили и дает полное представление о сечениях проектируемого рельефа в любых направлениях и деталях его внешней формы.
Расположение горизонталей существующего рельефа и проектных относительно друг друга дает представление о характере изменения рельефа в результате проведения вертикальной планировки. Когда проектная горизонталь располагается ниже одноименной черной горизонтали в сторону падения уклона, требуется подсыпка территории, выше – срезка грунта.
Основными величинами, определяющими расположение проектных горизонталей, являются: уклон, превышение одной горизонтали над другой (шаг горизонталей) и расстояние между ними.
Чтобы изобразить организацию рельефа улицы в красных горизонталях, нужно знать поперечный профиль улицы между красными линиями (см. раздел 1.2) и задаться шагом горизонталей. Продольные уклоны улиц iпр между выбранными опорными точками принимают по схеме вертикальной планировки, выполненной по методу проектных отметок (раздел 1.1).
Методом красных горизонталей прорабатывают улицу бордюрного поперечного профиля, состоящего из проезжей части шириной 2а, полосы зеленых насаждений шириной в и тротуара шириной в1 (рисунок 1.4).
При проектировании вертикальной планировки методом красных горизонталей их отметки должны быть кратны принятому шагу горизонталей. Так при шаге горизонталей 0,2 м проектные горизонтали будут иметь, например, отметки 100,00; 100,20, 100,40; 100,60; 100,80 и т.д. Исходные отметки для проектирования вертикальной планировки в основном выражаются числами не кратными принятому шагу горизонталей.
Поскольку исходные отметки, как правило, не кратны шагу горизонталей, то необходимо, в первую очередь, определить точку расположения ближайшей по значения проектной горизонтали. Определение мест расположения вершин красных горизонталей называется градуированием.
Работа ведется в следующем порядке:
1 Определяют расстояние от исходной точки до вершины ближайшей горизонтали L1,как частное от деления разности отметок исходной точки и проектной горизонтали на продольный уклон поверхности (рисунок 1.5):
где А – отметка на перекрестке или переломе; – В — отметка ближайшей к ней красной горизонтали;
Рисунок 1.5 Определение точки расположения ближайшей к пересечению осей улиц проектной горизонтали (градуирование):
А – проектная отметка пересечения осей улиц; В – отметка первой проектной горизонтали; L1 – расстояние между ними; L – расстояние между горизонталями
2 Для построения проектной горизонтали определяют величины смещения точек горизонтали за счет поперечного уклона от оси проезжей части к лотку – l1; величины «скачка» горизонтали, образующегося за счет бортового камня — l2; величины смещения точек горизонтали за счет уклона тротуара между точками, расположенными на бордюре и красной линии — l3 (рисунок 1.6):
При наличии h4; h5 и т.д. по формулам аналогичным формулам (2.3) определяют l4; l5 и т.д.
Рисунок 1.6 Схема построения проектных (красных) горизонталей:
1 – красная линия; 2 – лоток; 3 – ось улицы
3 Определяют расстояния между красными горизонталями l, которое зависит от принятого шага горизонталей:
где hш – величина шага горизонталей.
Источник
Вопрос 1. Метод проектных (красных) горизонталей
План занятия №33
Дисциплина: Проектирование городских улиц и дорог
Тема занятия: «Методика вертикальной планировки методом проектных горизонталей»
Цель занятия:изучить общую методику вертикальной планировки городских улиц и дорог методом проектных горизонталей
Планируемые результаты:
— образовательные – формирование знаний о вертикальной планировке городских улиц и дорог
— развивающие — развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
— воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования
Вид занятия: лекция
План занятия:
1. Метод проектных (красных) горизонталей
2. Изображение проектными горизонталями наклонной плоскости
Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация
Литература: «Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Учебное пособие для специального профессионального образования.» /Под ред. Э.Д.Бондарева, М.П. Клековкина: Юрайт,2018 г. 210 стр.
Преподаватель: Маляренко Н.В.
Тема занятия: «Методика вертикальной планировки методом проектных горизонталей»
План занятия:
1. Метод проектных (красных) горизонталей
2. Изображение проектными горизонталями наклонной плоскости
Вопрос 1. Метод проектных (красных) горизонталей
Ссылки на видеоматериалы:
Метод проектных (красных) горизонталей применяется при разработке детальных проектов вертикальной планировки улиц, площадей, территорий микрорайонов, промышленных площадок, зеленых массивов и т.д.
Сущность метода проектных (красных) горизонталей заключается в том, что на план с геодезической подосновой, где показан существующий рельеф и нанесены все проектные решения в плане – здания, сооружения и т. п., наносят горизонтали, изображающие проектный рельеф в виде прямых параллельных линий.
Данный метод позволяет изобразить вертикальную планировку в проектных (красных) горизонталях, охватить всю площадь видоизмененного рельефа, отобразить в плане пластику рельефа на всей проектируемой территории, определить проектную отметку в любой точке плоскости рельефа методом интерполяции, а также рабочие отметки, а следовательно, участки срезки и подсыпки грунта.
Проектные (красные) горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, проектируются сечениями (шаг горизонталей) через 0,1 м; 0,2м (при масштабах плана 1:1000 и 1:1500) и 0,5 м (при предельно допустимых максимальных уклонах).
Существенным недостатком метода проектных горизонталей является сложность определения объема земляных работ и невозможность даже ориентировочной его оценки по ходу проектирования рельефа.
Рис. 1. Пример выполнения плана организации рельефа в проектных горизонталях
Особенность нанесения красных горизонталей с шагом горизонталей через 0,1 м приведена в прил. 6, с шагом горизонталей через 0,2 м и 0,5 м приведена на рис.2.
Рис. 2. Фрагмент градуирования участка дороги в точке 1
Определение точек расположения красных горизонталей называется градуированием и, по существу, соответствует методу интерполяции. Градуирование отрезка прямой линии используют для нахождения и отрисовки на плане проектных горизонталей. Уклон поверхности по линии вычисляется или выбирается заранее в соответствии с требованиями к продольным уклонам дороги.
В первую очередь определяют точку расположения ближайшей по значению проектной (красной) горизонтали, так как исходные отметки, от которых начинается проектирование (отметка пересечения оси улиц и проездов, отметка перелома рельефа), не всегда кратны принятому шагу горизонталей.
Уклоны поверхности в зависимости от высоты сечения рельефа проектными горизонталями приведены в табл. 1.1.
Перед нанесением проектных горизонталей необходимо предварительно определить:
— участки территории, отметки которых должны быть сохранены
(у входов в здания, капитальных сооружений, поверхностей пересекающихся проезжих частей улиц и дорог, трамвайных путей, участков сохраняемых зеленых насаждений и т.д.);
— водораздельные линии и наиболее пониженные участки местности;
— места резких изменений уклонов поверхности.
Проектные уклоны, округленные до целого числа тысячных долей, надписывают над стрелками, наносимыми вдоль оси проезжей части и показывающими направления проектных уклонов, расстояние между переломными точками — под стрелками. У всех переломных точек выписывают существующие и проектные отметки.
Проектные горизонтали обычно показываются на чертежах красным цветом. Горизонтали показываются на плане сплошными линиями, для лучшего восприятия рельефа кратные горизонтали показываются более утолщенными.
При проектировании учитываются элементарные правила изображения рельефа в горизонталях:
— в пределах плана территории горизонтали не должны изменять
— одноименные горизонтали не пересекаются (исключая пересечения местности отвесной стенкой);
— горизонтали не обрываются в пределах плана.
При проектировании нового рельефа проектными (красными) горизонталями возникают задачи его коренного изменения. При засыпке тальвега горизонтали «спрямляются». При проектировании бугра (водораздела) горизонтали «выгибаются» вниз, а канавы (тальвега), наоборот, «вверх», при срезке бугра они «выпрямляются» вверх.
На рис. 3 показаны различные формы проектируемой поверхности дорог и площадок: двускатная поверхность с гребнем, лоток, бордюр или подпорная стенка, холм в виде усеченной пирамиды, котловина, сопряжение трех плоскостей, приподнятая разделительная полоса, криволинейная поверхность, склон.
Рис.3. Проектируемые поверхности разной формы (начало)
Рис. 3. Проектируемые поверхности разной формы (окончание)
На рис. 4. представлен план организации рельефа в проектных (красных) горизонталях.
Рис. 4. План организации рельефа в проектных (красных) горизонталях
Источник