Метод показа способа изображения
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.
Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки.
Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку.
Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке.
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии.
Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.
Источник
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
Сердитых Анна
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
Одно из важных условий развития творчества у детей дошкольного возраста-овладение способами изображения в рисунке, лепке, аппликации. Любой деятельностью ребенок может овладеть,усваивая от взрослого те или иные способы. Для успешного осуществления творчества ему нужно овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения.
Как же воспитателю надо строить обучение, чтобы обеспечить у детей формирование обобщенных способов изображения?
Ребенок в рисовании стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ему это не всегда удается, так как у ребенка еще отсутствуют соответствующие умения. Вот почему важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке.
Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно рисовать предметы и явления окружающей жизни?
Все предметы по форме можно разделить на три группы: которые состоят из линий, круглой и овальной формы и прямолинейной формы-квадратной, прямоугольной, треугольной.
Как же обучать детей, чтобы они, овладевая ими, могли свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни?
При обучению рисованию детей в детских садах, на каждом занятии дети приобретают умение изображать какой-то один конкретный предмет,яблоко или шар, флажок или дом, воспитатель видя,что дети затрудняются-сам показывает способ изображения. Современные требования,предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия. Решение этой задачи возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Говоря другими словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт.
Начинать формирование обобщенного способа изображения (в рисунке, лепке, аппликации) надо с момента организации восприятия предмета (движения руки по форме). Движение, которым воспитатель, а потом дети обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления, и движение, воспроизводящее контур изображаемого предмета в рисунке, сходны по своей направленности. Это сходство и специфичность движений для каждой группы форм и позволяет ставить вопрос о возможности формирования у детей обобщенных рисовальных движений (способов рисования, необходимых для передачи в рисунке предметов,относящихся к определенной группе.
От уровня овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группе детского сада зависит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в будущем. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение решать любую изобразительную задачу.
Во второй младшей группе занятия, на котором дети изображают предмет, требуют нового формообразующего движения, его следует начинать с обследования, определения формы предмета.
Точному формообразующему движению и зрительному контролю детей надо учить. Но не в сухой назидательной форме,а эмоционально,учитывая особенности дошкольного возраста. Важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий, на которых изображается предмет той же формы. Все занятия начинаются с обследования предмета, определения его формы. Потом дети вспоминают, какой предмет они рисовали на прошлом занятии. Затем в воздухе дети показывают, как следует рисовать. Показ рисовального движения педагог сопровождает объяснением.При этом важно учесть : не только формообразующее движение ребенок должен делать верно ; он должен правильно держать и карандаш, правильно пользоваться красками.
На следующих занятиях педагог продолжает учить детей устанавливать взаимозависимость между формой предмета и способами его передачи в рисунке, пониманию того,что все предметы (или их части) одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. При этом педагог обращается к опыту детей, приобретенному ранее, активизируя его. Когда педагог просит детей нарисовать предмет уже знакомой им формы, состоящий из нескольких частей, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. По обследованию предмета, определенной формы его частей. величины и расположения воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части и показывает у доски. Если предмет несложный, воспитатель прибегает к показу жестом в воздухе.
Вся работа по обучению обобщенным способам изображения-это не сама цель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию. Усваивая обобщенный характер исполненных изобразительных действий, дети легко применят их при создании любых изображений.
О настоящем творческом характере можно говорить тогда, когда дети легко и свободно изображают любой предмет, который им понравился, независимо от того, изображали ли они его ранее или нет.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.
Мастер-класс «Нетрадиционные техники изображения» 1. Интересный вариант для детишек которые не хотят рисовать по каким-либо причинам, или просто интересный вариант рисования с малышами Наливаем.
Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени Вот и закончилось весёлое тёплое лето,на смену ему спешит красавица осень. Золотая осень. Снова осень на пороге, Листья пожелтели, Закружились.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.
Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Источник
Методика проведения занятия по рисованию по возрастам
Лиана Агзамова
Методика проведения занятия по рисованию по возрастам
Методика проведения занятия по рисованию по возрастам
1. Определение понятия. Виды рисования.
Рисование является для детей одним из самых любимых видов дея-тельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать своё отношение ко всему, что его окружает.
В детском саду рисование включает три вида:
1. Предметное рисование заключается в изображении отдельных предметов. В рисунке отображаются свойства и признаки конкретного предмета.
2. Сюжетное рисование состоит в придумывании и реализации детьми на плоскости сюжета на определённую тему.
3. Декоративное рисование характеризуется созданием на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства.
2. Сравнительный анализ программных задач по разным возрастным группам.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
1) Первая младшая группа.
• Обогащение сенсорного опыта детей путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
• Подведение детей к изображению знакомых предметов.
• Привлечение внимания детей к тому, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге.
• Формирование умения различать цвета и правильно называть их; рисовать линии разных направлений и пересекать их, уподобляя предметам (дорожкам, ручейкам).
• Подведение детей к рисованию предметов округлой формы.
• Формирование правильной позы при рисовании.
•Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
2) Вторая младшая группа.
• Совершенствование умения правильно держать карандаш, фломастер, кисть. Формирование свободного движения руки во время рисования. Формирование умения набирать краску на кисть, осушать кисть.
• Закрепление названий цветов. Привлечение внимания детей к подбору цвета, соответствующего изображаемому предмету.
•Приобщение детей к декоративной деятельности: украшению узорами силуэтов игрушек и разных предметов.
• Развитие умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.
• Побуждение изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их.
• Подведение детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий.
• Развитие умения располагать изображения по всему листу.
3) Средняя группа.
• Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттен-ках.
• Развитие умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Формирование представлений о том, как можно получить эти цвета.
• Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок.
• Формирование умения закрашивать рисунки, проводя линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки и штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. К концу года формирование умения получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
• Формирование умения правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.
4) Старшая группа.
• Совершенствование умения передавать в рисунках образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Привлечение внимания детей к отличиям предметов по форме, величине, пропорциям частей.
• Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости. Формирование умения передавать в рисунке движения фигур.
• Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными материалами.
• Формирование навыка рисования контура предмета простым ка-рандашом; закрепление умения рисовать акварелью, совершен-ствование умения рисовать кистью.
• Знакомство с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (розо-вый, сиреневый). Формирование умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
5) Подготовительная группа.
• Совершенствование умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.
• Совершенствование техники изображения.
• Совершенствование свободного владения карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнения в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий.
• Формирование умения осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, только пальцами – при рисовании небольших форм.
Развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; формирование умения создавать цвета и оттенки
3. Методика проведения занятия по рисованию (младшая группа).
Материал, используемый в младшей группе при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, восковые мелки, краски, кисти. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный).
На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования красками:
— примакивания (листопад, следы);
— протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента, слева-направо – длинная дорога;
— сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой
При рисованиикарандашами могут быть использованы следующие приемы:
— штрихи короткие вертикальные -дождик, травка, заборчик,
— горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота);
— кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток);
— кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики).
На занятиях по рисованию необходимо использовать следующие методы и приемы:
1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.
2. Метод пассивных движений используется для того, чтобы ребенок легче овладел соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.
3.Показ способов изображения:
— вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;
— однонаправленные движения –горизонтальные: дорожки, линеечки;
— вертикальные: столбики, заборчик, травка.
Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.
4.Рассматривание книг-сказок с иллюстрациями: «Колобок», «Тере-мок», стихи, потешки «Я пеку, пеку, пеку», альбомов с домашними живот-ными.
4. Методика проведения занятия по рисованию (средняя группа).
У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение,художественно-творческие способности: умение рассматривать предметы, называть их форму, цвет и его оттенки, величину предмета в целом и его частей.
Необходимо приучать детей выполнять все изображения старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым, тактичным; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, самому порадоваться его достижениям.Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.
На одном занятии целесообразно предлагать рисовать не один, а не-сколько предметов одинаковой формы. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют величину предметов и их положение в пространстве, одновременно приобретая уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества.
На занятиях рисованием необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть; пользоваться красками, карандашом. Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка карандашами и красками. Чтобы научиться закрашивать красиво,ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении — сверху вниз или слева направо, по косой.
Дети пятого года жизни лучше, чем ранее, могут изображать и отдельные предметы, и несложные сюжеты, содержанием которых могут стать объекты природы, сюжеты сказок, игровые действия. Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений. Можно предлагать рисовать детям то, что они сами захотят (по замыслу). При этом их внимание надо обращать на расположение изображений на листе бумаги.
Дети создают индивидуальные и коллективные композиции.
Детей продолжают знакомить с изделиями народного искусства: с дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности, составные части узора. Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять ее особенности. Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта.
Для освоения изображения предметов важно, чтобы дети умели выделять основную форму предмета и его части. Поэтому при обучении рисованиювоспитатель использует различные приемы: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение. Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи.
Детей учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различ-ные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность.
Воспитатель перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему.
Обучая детей декоративному рисованию, воспитатель помнит, что освоение элементов узора вместе с тем и освоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно.
В тех случаях, когда узор создается по образцу, прежде всего воспитатель дает возможность увидеть его в целом, затем выделяет элементы, называет их. Сухой кисточкой указывает на образце повторные мазки, точки, изображая их движением, уточняет последовательность выполнения. Показ способов создания узора потребуется только на первых порах и тогда, когда дети освоят новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя. Если они осваивают только расположение узора, имеется в виду, что элементы знакомы, показ излишен.
Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств.
Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реак-цию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддер-живать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать. Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища. Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.
5. Методика проведения занятия по рисованию (старшая группа).
В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятель-ного творчества детей. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.
В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе.
Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру — комнатные растения с крупными листьями и несложным строением
Еще сложнее натура — игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное, следует брать плюшевые игрушки с простыми формами — удлиненные лапы, овальное туловище, круглая голова, например мишку, зайца.
В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.
Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.
После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приема-ми.
Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании. В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора.
Часто использование натуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали. Такой же показ основного построения предмета и при рисовании других предметов, когда их изображение дается вновь.
Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется.
Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.
6. Методика проведения занятия в подготовительной группе
В подготовительной к школе группе большое место отводится рисованию с натуры. Дети 6-7 лет способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные её особенности. Дети могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе зрительного восприятия предложенного и знакомого ранее предмета. В изобразительном искусстве рисунок начинается с лёгкого наброска – положения всего предмета, его частей, их пропорций.
Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что часто ведёт к нарушению пропорций. Поэтому следует учить ребят воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.
Сначала дети учат анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно они начинают делать это самостоятельно. На первых занятиях воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило – наметить лёгкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Педагог помогает лишь сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.
В подготовительной группе разнообразна и натура, и её постановка.Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. В качестве натуры могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера.Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.
Рисование с натуры развивает чувство композиции при передаче пространства. Дети овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании натуры окружающей природы. Например,они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней – река, далее – поле, а там, где небо сходится с землей, видна узкая полоска леса и нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Пустота между землей и небом исчезает.
Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Воспитатель обращает внимание на то, как художник разделил картину на две части – землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдельные предметы рисуются выше, почти без деталей. Ребята разделяют лист тонкой линией и начинают рисовать.
На картине они видят разнообразные оттенки неба, и после показа воспитателем приема размыва краски сами стараются нарисовать небо с облаками, тучами, восходом и заходом солнца.
Рекомендуется использовать на занятиях картины и репродукции картин известных художников, доступных детям по содержанию и изобразительным средствам.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного прикладного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, цветом, различными элементами росписи. Образец дается, если надо выделить для показа какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.
Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток – непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, со-стоящий из одних завитков, и предлагает детям скопировать его. Иногда образец может быть использован при предметном и сюжетном рисовании, для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы.
Показ приемов рисования в подготовительной группе прово-дится реже, чем в других группах, т. к. дети могут усвоить на основе словесного объяснения. Воспитатель может частично показать приемы рисования, если это необходимо. Он может частично показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. При обучении новым техническим приемам показ необходим. Воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например, размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета, пользоваться новыми материалами – сангиной, пастелью.
При анализе рисунков дети в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале педагог спрашивает ребят, правильно ли выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. У ребят появляется самокритичность.
Воспитатель поощряет в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.
Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: — проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; — формировать у детей умение наблюдать характерные.
Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету» Цель: учить детей составлять изображение из деталей; правильно располагать предметы на листе бумаги. Задачи: закрепить умение различать.
Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.
Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.
НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт) В течение лета стараемся периодически организовывать целевые прогулки к цветнику и на луг. Детям такие прогулки доставляют большую радость,.
Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.
Источник