Метод ознакомления с природой это способ

Консультация для воспитателей «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»

Елена Якимова
Консультация для воспитателей «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитательрешает в комплексе ряд задач:

— формирует у детей знания о природе.

— учит наблюдать.

— развивает наблюдательность.

-воспитывает эстетически.

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы способности. В повседневной жизни, во время наблюдений у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин и т. д. На занятиях детей младшего возраста используется только наблюдения. Для того чтобы наблюдение привело к формированию правильных представлений, воспитатель должен руководить им. Руководство осуществляется путем объяснения детям цели наблюдения и постановки перед ними вопросов, направляющих их внимание на характерные особенности предмета или явления.

Это внимание я привлекаю словами «посмотри», «потрогай», «послушай», «понюхай», «попробуй на вкус». В процессе наблюдений я предлагаю детям сравнивать, сопоставлять качества и свойства изучаемого предмета.

В младшей группе наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый предмет «приближать к детям», наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями.

Экскурсия – это своеобразное занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях – в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Воспитательное – образовательное значение таких занятий очень велико, так как на них дети получают непосредственное впечатление от природы. Это обогащает чувственный опыт, воспитывает эстетические чувства дошкольников. На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя изучать особенности растений, внешний вид и повадки животных, наблюдать сезонные изменения в жизни природы и установить некоторые связи между ними. Все это расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту наблюдательности, любознательности, служит основой для научного миропонимания в будущем.

Выбор места для экскурсии за пределами детского сада проводятся со средней и старшей группы. С младшей группой рекомендуется экскурсии на своем участке, наблюдения на прогулке, и только во 2 – половине года короткие экскурсии на луг, в парк. Самым важным моментом в проведении экскурсии являются наблюдения.

Читайте также:  Легкий способ украсить пирог

При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами.

В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отвечать следует только на те из них, которые связаны с непосредственными восприятиями детей. Кроме наблюдений на экскурсиях проводятся дидактические и подвижные игры. Необходимо проводить наблюдения детей и на ежедневных прогулках и во время их игр на воздухе. Предметами наблюдений на прогулках могут быть погода, небо, сезонные явления в жизни растений (появление цветков, листопад) и животных. Наблюдения эти обычно кратковременны и носят эпизодический характер. В средней и старшей группах можно проводить наблюдения явлений которые протекают в течении многих дней, а иногда недель. Такие наблюдения принято называть длительными. Примерами их могут служить наблюдения за появлением листьев на ветках за развитием растения из семени, за превращением насекомых.

Длительные наблюдения занимают большое место в старшей группе. Почти всегда они связаны с трудом детей. Например, во время работы на огороде дети могут обнаружить на листьях капусты гусениц. Воспитатель вместе с детьми собирает гусениц, кормят листьями капусты, в течении длительного времени наблюдают, как гусеницы превращаются в куколку, а потом в бабочку.

Длительные наблюдения ценны тем, что часто позволяют детям уловить последовательность в наступлении явлений, понять их причинную связь. Например, наблюдая за ветками деревьев и кустов, дети могут выяснить, от чего зависит появление листьев, быстрота распускания почек.

Руководствуясь программой, воспитатель определяет круг знаний, которые дети должны получить за определенный период времени о неживой природе, о жизни животных и растений, труде человека. Эти знания дети приобретают в процессе наблюдений, которые воспитатель организует на прогулке. В изучаемых объектах и явлениях дети должны наблюдать самое характерное. Воспитателю нужно знать, когда это характерное наиболее ярко проявляется и именно в это время организовать наблюдения. Очень важно продолжать и развивать уже сделанные детьми наблюдения.Например:

Ребенок замечает на цветке, маленькое насекомое. Воспитатель объясняет, что это тля вредитель для растений, который может быть уничтожен – «божьей коровкой». Воспитатель вместе с детьми находят это насекомое и сажают его в емкость вместе с растением на котором были тли. На другой день все убеждаются, что тли съедены «божьей коровкой». После этого дети очень бережно относятся к жучку.

Для развития наблюдательности очень важно приучать детей отражать свои наблюдения в речи, в рисунке. Поэтому, давая детям задание во время прогулки, надо предупреждать их, что им надо будет рассказать о своих наблюдениях или сделать рисунок. Хорошо, когда воспитатель периодически рассказывает о собственных наблюдениях, например, что он видел по дороге в детский сад. Тогда и дети начинают присматриваться к окружающему и сами рассказывают, что они видели. Все это увеличивает конкретные знания детей, способствует развитию у них наблюдательности и интереса к природе

Читайте также:  Подкормка цветочный вальс способ применения

Календарь наблюдений «Проведение наблюдений на прогулках»Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это не простое дело т. к требует устойчивого.

Организация прогулки детей в зимний период Прогулка детей является неотъемлемой частью в обучении и воспитании детей. В одно слово «ПРОГУЛКА» включена большая работа по ознакомлению.

Источник

Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»

Ирина Жаворонкова
Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит свое признание с давних времен. Еще в 17 веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Ян Амос Каменский. Он считал, что всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.

Н. К. Крупская обращала внимание воспитателей на то, что необходимо изучать явления природы лишь наблюдая их, а В. А. Сухомлинский призывал сделать «каждый шаг путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, вызывает у них удивление, восторг.

В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.

Наблюдения способствуют выработке в ребенке самостоятельности, организованности, инициативности.

В процессе наблюдений рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность.

Любое наблюдение надо начинать с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа «наблюдай погоду», «наблюдай растения». Задания должны быть нацелены на то, чтобы внимание ребенка было обращено на конкретные предметы или на их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.

Важным условием является разумный отбор объектов. Целесообразно при каждом наблюдении исследовать 1-2 объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года и в любую погоду.

Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Чтобы способствовать этому, в процессе руководства наблюдением можно применять различные примы. Эффективными приемами являются такие, как заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков, сделанных по материалам наблюдений. Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого –то срока – недели, месяца, года.

Читайте также:  Способы разработки финансовой стратегии

Так же применим в наблюдениях и такой прием, как имитация ребенком движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно предложить детям повторить движение крыльев птицы при полете. Попытка таких имитаций заставляет дошкольника внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явления.

Эффективность наблюдений может в значительной степени повыситься, если ребенок будет фиксировать результаты своих наблюдений, например, в календаре природы.

Для формирования умения видеть, очень важно поддержать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образцов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность.

Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит от его проницательности, которая достигается путем применения разных дидактических приемов.

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Методика ознакомления дошкольников с природой Каждый из нас, став взрослым, хранит в памяти самые запоминающиеся эпизоды из своего детства. Мы помним первый цветок мать-и-мачехи на весенней.

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей,.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Консультация «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой» К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление, как о внешних свойствах явлений неживой.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Выступление на педагогическом совете «Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой» Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней.

Источник

Оцените статью
Разные способы