- Метод опроса
- Содержание
- Общие сведения
- Виды опросов
- Вопросы
- Правила составления вопросов
- Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
- См. также
- Примечания
- Литература
- Полезное
- Смотреть что такое «Метод опроса» в других словарях:
- Опрос как метод социологического исследования
- Общая характеристика метода опроса
- Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях
- Классификация опросов
Метод опроса
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Содержание
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
- Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
- Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный [1] или интернет-опрос.
Вопросы
Правила составления вопросов
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
- Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
- Вопросы должны быть краткими.
- При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
- Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
- Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
- Закрытые — открытые
- Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
- Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
- Субъективные — проективные
- Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
- Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
См. также
Примечания
Литература
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб. : Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
- Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Метод опроса» в других словарях:
метод опроса — сюда относятся: 1) беседа; 2) анкетирование; 3) интервью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
метод опроса — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN interrogation method … Справочник технического переводчика
метод опроса — метод сбора информации о профессиональной деятельности ,проводимый в виде интервью,беседе по заранее составленному плану … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Этнопсихологический словарь
МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интерфейс, использующий метод опроса абонентов — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN polled interface … Справочник технического переводчика
Метод лестницы — или лэддеринг метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно следственных связей между свойствами (attributes)… … Википедия
Метод анкетирования — Метод анкетирования психологический вербально коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета. В социологии анкетирование это… … Википедия
Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия
Метод интервью — психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды интервью … Википедия
Источник
Опрос как метод социологического исследования
Общая характеристика метода опроса
Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.
Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.
Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.
Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.
Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).
Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.
Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.
Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.
Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях
Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:
- Четкая формулировка задач исследования;
- Вопросы и сама анкета должны быть адекватны задачам исследования;
- Вопросы должны быть сформулированы доступно для респондентов;
- В ходе опроса необходимо соблюдать социально-психологические основы общения, этические нормы, а также учитывать особенности и компетенции как респондентов, так и интервьюеров;
- В процессе опроса необходимо пробуждать в респондентах интерес к нему;
- Необходимо следить за точностью фиксации ответов опрашиваемых;
- Условия проведения опроса должны быть стандартизированы.
Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, — так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.
Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.
Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.
Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.
Классификация опросов
В рамках прикладной социологии принято выделять следующие виды опроса:
- Анкетный опрос;
- Социометрический опрос;
- Интервью;
- Экспертный опрос.
Самыми распространенными методами являются интервью и анкетирование.
Также принято классифицировать опросы по степени охвата генеральной совокупности – они делятся на сплошные и выборочные:
- При сплошном опросе исследователь опрашивает всю совокупность единиц наблюдения (число опрашиваемых должно быть равно числу человек в генеральной совокупности, которая изучается).
- В случае выборочного опроса число опрашиваемых будет составлять конкретную часть от числа представителей генеральной совокупности. По большей части в разных социологических исследованиях используют именно выборочный опрос.
Также опросы можно классифицировать по следующим основаниям:
- В зависимости от процедуры принято выделять индивидуальный опрос, который обращен к одному лицу, и групповой, который будет обращен к группе лиц;
- В зависимости от формы проведения опросы бывают устные и письменные. При устном опросе высказывания респондента регистрируются исследователем. При письменном опросе респонденты сами фиксируют ответы на вопросы. Устный вид опроса будет характерен для интервью, а письменный – для анкетирования;
- В зависимости от характера взаимодействия интервьюера и респондента бывают очные и заочные опросы. При очном опросе происходит непосредственный контакт респондента и исследователя, при заочном данного контакта нет;
- В зависимости от степени стандартизации процедур бывают стандартизированные и нестандартизированные опросы. К стандартизированным опросам относятся те, которые проводятся в соответствии с заранее подготовленным планом. К нестандартизированным относят свободное интервью, когда запланирована только тема, и дается лишь общее направление беседы.
При проведении опроса исследователь должен учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации будет зависеть от большого количества причин, к которым относятся сфера явлений и событий, о которой спрашивает исследователь.
Польский социолог З. Гостковский объединил всю совокупность явлений, которые исследуются методом опроса, в пять групп, классифицируя их по принципу степени достоверности получаемой информации:
- Уровень информированности опрашиваемых по разным проблемам, которые исследуются в опросе. В данном случае принято использовать вопросы экзаменационного типа или тесты. Принято считать, что данные такого рода будут достоверны, если выявление информированности не приводит к неприятностям для респондентов и не нарушает их социопсихологический комфорт – т.е. данные не должны касаться профессиональной репутации, самооценки или личного престижа.
- Сведения о дате и месте рождения, количестве детей, месте работы, времени окончания учебных заведений, пользовании разными видами транспорта и др. В случае ответов на соответствующие вопросы будут возможны случайные ошибки, которые не нарушают достоверности данных о совокупности выборки в целом. Систематические встречающиеся ошибки будут зависеть от особенностей памяти опрашиваемых, от того, насколько они понимают смысл вопросов и насколько влияют на них соображения престижности.
- Предпочтения и оценки опрашиваемых относительно разных видов поведения, предметов потребления. Данные предпочтения изучают в опросах, которые посвящены конъюнктуре спроса и предпочтениям в досуговой сфере. Цель таких опросов – обозначить рыночный, потребительский прогноз поведения людей.
- Идейные убеждения, жизненные ценности, приоритеты государственной политики. Данные, которые получают при данных опросах, будут зависеть от действия множества факторов: давления стереотипов, абстрактных формулировок вопросов, низкой информированности респондентов в проблеме исследования и т.д.
- Явления, о которых проблематично получить достоверные сведения – например, о незаконных доходах, уклонении от уплаты налогов, алкоголизме, наркомании, проституции, хищении на производстве, взяточничестве, коррупции и т.д. данные явления осуждаются обществом, и оно ищет методы борьбы с ними, в связи с этим полученная при данном виде опроса информация будет требовать контроль и сопоставление с другими данными. В некоторых случаях проведение массовых опросов на данные темы будет нецелесообразным, т.к. невозможно получить достоверные сведения.
Источник