Метод наблюдения способы фиксации

Фиксация наблюдений природы детьми дошкольного возраста

Основные понятия: наблюдения, календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений, ментальные, графические, практические способы фиксации наблюдений.

Фиксация наблюдений – это закрепление того, что дети наблюдали.

Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы лучше запечатлились в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. В момент наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Постоянная, систематическая фиксация наблюдаемых явлений помогает развивать у детей наблюдательность, внимание, умение присматриваться к явлениям природы, замечать какие изменения происходят в природе со сменой времен года. Ведь для того чтобы фиксировать увиденное, ребенок должен хорошо рассмотреть, запомнить, не упустить важные детали. Фиксация наблюдаемого помогает осмыслить последовательность и взаимосвязь природных явлений, развивает мышление. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках, календарях. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Формы фиксации. Фиксация природных изменений осуществляется в календарях погоды, календарях природы, дневниках наблюдений. Название той или иной формы зависит от того, что наблюдают и фиксируют дети. Если предметом их деятельности является погода, точнее изменения погоды, то данная форма должна называться календарем погоды. Если наблюдения ведутся за изменениями природы (неживой и живой в целом), то эта форма называется календарем природы. Для фиксации наблюдений за отдельными объектами природы, находящимися в уголке природы или на участке, ведутся дневники наблюдений. Например, можно вести дневники наблюдений за сезонной жизнью дерева, за ростом и развитием лягушки, за распусканием веточек тополя и т.д.

Существующие способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:

1. Ментальные способы фиксации наблюдений. Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. К ним относятся приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти. Например: прием — ребенок рассматривает объект природы и составляет о нем устный рассказ; прием — ребенок внимательно рассматривает объект (явление), отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого педагог снова предлагает рассмотреть объект (явление) и самостоятельно внести исправления и уточнения. Как вариант исправления и дополнения могут делать другие дети или прием сравнения, который способствует более прочной фиксации образа в памяти детей и т.д.

2. Графические способы фиксации наблюдений: использование готовых форм; изобразительные (зарисовывание, схемы, рисунки-прогнозы, обведение объектов, фотографирование и др.); письменные (запись рассказа педагога, запись рассказа ребенка, подбор литературного произведения).

3. Практические способы фиксации наблюдений: фиксация натуральных объектов (гербаризация, объемное сохранение растений); фиксация времени протекания наблюдаемых процессов; фиксация звуков природы

Источник

Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы»

Елена Пахарева
Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы»

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

Читайте также:  Какими способами стимулируют роды

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако, высказанные замечания не должны приводить в отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденно-го, и тогда эксперимент приобретает завершенность.

Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения,он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровать зарисованное и многое другое. Данная работа в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего, является сугубо добровольной. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребенок сам захотел все это сделать.

Для фиксации наблюденийсуществует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.

Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, а на их основе проводится иго-вое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе.

Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ.

Однако, если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.

Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т. п.

Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику природы не предъявляется (кроме обычных — аккуратности, точности воспроизведения деталей).

Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла проводимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами — их расшифровыванием.

Читайте также:  Гимнастическая терминология способ образования правила применения

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм — с использования готовых фото

графий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природедетям младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой — голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами.

В конце младшей группы — начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.

По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.

В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы.

Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.

Когда необходимые навыки станут достаточно прочными, и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к следующей сложной схеме — ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог.

Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями,вводится самая высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.

Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребенка, не имеющего соответствующих навыков.

Источник

Вопрос №28. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений

Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов:

— ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.

— для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание).

— сравнение объекта с уже известным(средняя группа – акцент на отличительные признаки; старшая группа – акцент на сходство).

— включение материалов наблюдений в дидактические игры(«опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).

— прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов (птицы осенью улетают, а весной прилетают).

Использование готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).

— картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями(способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).

Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида, сколько птиц прилетело на кормушку и т.д.).

Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов (Например: замочили семена гороха.Задание: нарисовать, как они будут выглядеть через неделю).

Читайте также:  Выбранный способ получение заготовки

Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:

— рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное

— сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»

— находить сходства и различия между объектами

— играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»

— решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т.д.)

Фото из книг и журналов- также можно использовать и решать логические и экологические задачи.

Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т.к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.

Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.

Использование условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).

Обведение объектов используется, когда необходимо сохранить точные размеры или взаимное расположение частей (распускающиеся листочки, разветвление корней).

Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта(трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).

Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения.

Вопрос №29. Использование картин (иллюстративно-наглядного материала) в процессе ознакомления дошкольников с природой

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях. С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.

Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2386 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы