- Методы мнемотехники: цепочка, матрёшка, коды чисел
- Метод Цепочка
- Наглядная демонстрация метода Цепочка
- Рекомендации:
- Метод Матрёшка
- Образные коды чисел
- Метод матрёшка. Метод свободных ассоциаций
- Метод матрёшка
- Метод свободных ассоциаций
- 3 техники мнемоники, которые помогут подготовиться к сессии
- Что такое мнемоника
- Как мнемоника помогает студенту
- Техники мнемоники: «цепочка»
- 6.5 Приём «Матрёшка»
- Читайте также
- Прием 24. Показуха
- 3.2. Русская матрёшка — SK
- Сотрудничество: русская матрешка
- 8. Прием «Матрешка»
- 14. Прием символизации
- ПРИЁМ ПИЩИ
- Первичный прием
- ПРИЕМ
- ПРИЕМ
- ПРИЕМ
- ПРИЕМ
Методы мнемотехники: цепочка, матрёшка, коды чисел
Метод Цепочка
Чтобы запомнить методом цепочка последовательный набор образов, например, книга — стул — окно — лампочка, берётся 1-ый и 2-ой образ и связываются в ассоциацию (книга лежит на стуле). Затем связываются 2-ой и 3-ий образы (стул разбил окно) и 3-ий и 4-ый (в окне горит лампочка).
При этом, когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй и образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом, затем между третьим и четвёртым.
Наглядная демонстрация метода Цепочка
1) книга лежит на стуле; 2) стул разбил окно; 3) в окне горит лампочка.
Рисунок 1. Запоминаем методом Цепочка: книга-стул-окно-лампочка (горизонтальная ассоциация)
Рекомендации:
- Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре.
- Всегда образуйте связи по определенной системе. Например, если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева (рисунок 1), если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте cверху (рисунок 2). При припоминании считывайте образы в том же порядке.
- Образы представляйте ярко, красочно, объёмно.
- Связи между образами могут быть фантастическими. Например, стул смотрит в окно. Это помогает запоминанию.
Рисунок 2. Запоминаем методом Цепочка: книга-стул-окно-лампочка (вертикальная ассоциация)
Метод Матрёшка
Является вариантом метода Цепочка. По мнению В. Козаренко, автора данного метода, он является одним из наиболее эффективных методов мнемотехники.
Образы соединяются попарно по принципу матрёшки, т.е. как бы вкладываются один в другой. Первый образ ассоциации всегда намного больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. Затем между третьим и четвёртым и так далее. При этом в ассоциации всегда должны быть чётко видны только два образа.
Припоминание осуществляется так: представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего, увеличьте его и ждите появления следующего и т.д.
Рисунок 3. Метод Матрёшка: поезд-окно-звезда
Обращаем ваше внимание, что этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.
Образные коды чисел
Используются для запоминания последовательности чисел. Для этого каждое число кодируется в определённый образ. У опытных мнемонистов числа от 1 до 999 имеют свой образ. Образы могут приписываться числам на основе личных предпочтений или с использованием Циферно-Буквенного Кода (ЦБК). Так как создание собственных ассоциаций с каждым числом потребует много сил, целесообразнее запомнить образные коды чисел на основе ЦБК, разработанного В. Козаренко, признанным специалистом по мнемотехнике.
Вы сможете запомнить Циферно-Буквенный Код и научиться применять методы Цепочка и Матрёшка на практике при помощи уроков учебника Мнемотехника.
Овладев ЦБК и методами запоминания информации Цепочка и Матрёшка при помощи уроков ichebnika, вы действительно раскроете новые возможности вашей памяти и сможете быстро запоминать большие объёмы информации.
Источник
Метод матрёшка. Метод свободных ассоциаций
Метод матрёшка
Следующий прием в мнемотехнике «Матрешка» — это своеобразная вариация метода «Цепочка» и по своей сути напоминает странную русскую игрушку-матрешку.
Хотим обратить ваше внимание на то, что этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Итак, давайте разберемся как он работает.
Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.
Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д.
Рассмотрим прием «Матрешка» на примере:
Если коротко, то смысл этого метода заключается в следующем:
каждый из соединяемых образов остается свободным, в дальнейшем на части этого образа можно записать другие образы (средние по размеру);
запоминание последовательности образов приемом ‘Матрешка’ стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Следующая картинка не возникнет в воображении до тех пор, пока вы сознательно не увеличите часть первого образа пары.
Этот метод вы можете использовать, чтобы запомнить последовательность из нескольких ассоциаций, то есть когда они связаны между собой непосредственно, без вспомогательных образов.
Метод свободных ассоциаций
Мы никогда не воспринимаем объекты изолированно друг от друга. Какие-то предметы всегда находятся рядом друг с другом. Есть вещи, которые «жить не могут друг без друга». Они всегда попадаются нам на глаза в паре, соединенные друг с другом естественным образом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно в течение жизни, прочно закрепляются в мозге. Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.
Принцип приема свободных ассоциаций очень простой. Вам необходимо вспомнить последовательность образов, которые имеют естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.
Вот несколько важных правил:
Когда вы выделяете образы приемом свободных ассоциаций не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.
Никакие опорные образы не должны повторяться. Даже если в вашей системе опорных образов будет несколько тысяч образов — все они должны быть разными, уникальными, какими бы методами они не получались.
Приведем несколько примеров предметов, которые всегда соседствуют друг с другом, составляют такой естественный предметный дуэт.
Чашка – чайная ложка. Молоток – гвоздь. Тетрадка – авторучка. Карандаш – ластик. Кусок хлеба – кусок колбаски. Плафон – лампочка. Лампочка – электрический патрон. Паяльник – припой. Сотовый телефон – чехол. Наручные часы – рука. Носки – нога. Перчатка – рука. Глаза – очки. Шея – шарф. Ухо – серьга. Голова – наушники. Собака – ошейник. Стиральная машина – стиральный порошок. Палец – кольцо. Микросхема – печатная плата. Компьютер – диск. Гитара – медиатор. Барабан – барабанные палочки. Еж – гриб. Яд – таракан.
Часто путают «Прием свободных ассоциаций» с «Методом Цицерона» и с «Приемом выделения частей образа».Метод Цицерона – мы вспоминаем предметы в помещении или на знакомом маршруте и используем последовательность этих объектов для запоминания (дверь в подъезде, лестница, почтовые ящики, электрический щиток. )
Выделение частей образа – это использование для запоминания разных частей одного цельного образа (гвоздь: острие, стержень, шляпка).
Прием свободных ассоциаций – это пары разных предметов, которые обычно соседствуют друг с другом, имеют естественную связь, например, «ухо-серьга». Такие связи не нужно придумывать, но нужно научиться доставать из своей головы.
*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon В. Козаренко
Источник
3 техники мнемоники, которые помогут подготовиться к сессии
Что такое мнемоника
Мнемоника дословно переводится как «искусство запоминания» и является комплексом навыков, которые облегчают процесс запоминания сложной информации. Данный процесс основывается на применении ассоциаций, которыми связываются сложные определения в единую осмысленную цепочку.
Метод мнемоники хорошо подходит для запоминания абстрактных значений и понятий, к которым «прикрепляют» явления или объекты, хорошо знакомые человеку.
Инструментов для запоминания методом мнемоники на сегодняшний день разработано достаточно много, в результате чего буквально каждый может применить этот метод к себе. В этой статье мы рассмотрим 3 способа запоминания методом мнемоники.
Как мнемоника помогает студенту
Метод мнемоники помогает современному студенту запоминать абстрактные понятия, например, хронологические таблицы, новые иностранные слова, грамматические правила, формулы и многое другое. Данный метод позволяет максимально точно воспроизводить запоминаемую информацию.
Мнемотехники позволяют усвоить материал без механического запоминания, или попросту «зубрежки». Студент наполнит то или иное определение смыслом и придаст ему определенный образ, что позволит в любой ситуации вспомнить и само определение, и его значение. Также мнемотехники помогают запомнить большие числа.
Техники мнемоники: «цепочка»
Техника «цепочка» применяется для запоминания ряда значений, образ которых легко воспроизводится в голове, но очевидной связи между самими объектами, как правило, нет. Задача — мысленно «навязать» этим объектам визуальную связь.
Применение этой техники мнемоники подразумевает, что образы связаны попарно. Представив один объект, необходимо соединить этот объект со следующим по списку. При этом, когда второй образ запомнили, первый образ можно мысленно откинуть в сторону. Точно так же проводится связь между вторым и третьим образом.
При этом важно помнить, что связь между объектами не обязана придерживаться какого-либо соответствия с реальностью. Она может проявляться в виде любых действий: разбиваться, прикасаться, торчать, таять и другие. Важно, чтобы эта связь легко запоминалась и воспроизводилась в воображении.
Рассмотрим пример
Попробуем запомнить формулу кинетической энергии.
Е = mV 2 /2
Каждому значению — E, m и V — присвоим определенный образ, более простой. К примеру, «энергия» — это «ракета», «масса» — «гантели», скорость — «стрела».
Для слова «кинетика» мы также придумаем созвучный образ, допустим, «кино».
Для того чтобы еще больше упростить запоминание сложных образов, их можно разделить на подобразы: «ракета» — это «космонавт», «кино» — это «попкорн».
Также не забудем про образы для знаков операций: знак равенства (=) — «рельсы», умножение (×)— «ножницы», деление (÷)— «очки».
Присвоим образные коды символам Е, m и V. Обозначим энергию образом «ракета», массу — «гантели», скорость — «стрела». Значению квадрата придадим образ «картина», а числу 2 — «велосипед» (сразу упрощаем: «два колеса»).
Таким образом, у нас появилась система образов, которую можно выстроить в цепочку: кинетическая энергия (космонавт и стакан с попкорном) равна (рельсы) массе (гантели), умноженной (ножницы) на скорость (стрела) в квадрате (картина), поделенной (ножницы) на 2 (два колеса). При составлении цепочки держим в памяти только два образа. Запомнив первый образ, подключаем второй. Запомнив второй образ, первый исключаем и подключаем третий и так далее.
В результате, когда вам понадобится воспроизвести весь запоминаемый материал, достаточно прибегнуть к первому элементу и дождаться, когда к нему подтянется второй, а затем третий и так далее.
Источник
6.5 Приём «Матрёшка»
6.5 Приём «Матрёшка»
При запоминании последовательности образов приемом «Матрешка» образы вкладываются друг в друга, как в знаменитой русской матрешке.
Относительные размеры соединяемых образов в каждой паре: большой + маленький.
В реальности соединяются маленький образ (представляемый крупно) и часть большого образа (представляется крупно).
Смысл этого приема заключается в следующем:
· каждый из соединяемых образов остается свободным, в дальнейшем на части этого образа можно записать другие образы (средние по размеру);
· запоминание последовательности образов приемом «Матрешка» стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Следующая картинка не возникнет в воображении до тех пор, пока вы сознательно не увеличите часть первого образа пары.
Этом прием используется для запоминания последовательности нескольких ассоциаций, когда ассоциации связываются между собою непосредственно, без вспомогательных стимулирующих образов.
Однотипные сведения таким образом собираются в информационный блок. И на стимулирующем опорном образе фиксируется сразу целый блок информации (список телефонных номеров, хронологическая таблица и пр.).
Читайте также
Прием 24. Показуха
Прием 24. Показуха Суть приема в том, что манипулятор преподносит информацию только с выгодной стороны, умело скрывая негативные стороны.Кому в нашей стране неизвестен этот прием? И кто им не владеет в совершенстве? Считается, что стремление выставлять напоказ мнимые
3.2. Русская матрёшка — SK
3.2. Русская матрёшка — SK Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы обучиться самому. М. Монтель Да простит меня читатель за столь частое использование аббревиатуры SK (сиречь Сергей Ковалёв)! Но что поделаешь, если иного способа хоть как-то отличить своё от
Сотрудничество: русская матрешка
Сотрудничество: русская матрешка Ходит по морям и океанам не менее коварный и хищный, чем армия кочевых африканских муравьев, португальский кораблик СPhysalia). У него 18-метровые жалящие щупальца, чудовищный небесно-голубой парус и жуткая репутация. Но это не животное. Это
8. Прием «Матрешка»
8. Прием «Матрешка» Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй
14. Прием символизации
14. Прием символизации Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования
ПРИЁМ ПИЩИ
ПРИЁМ ПИЩИ Как, где и что мы едим и пьёмВ древности люди сначала собирали плоды, а потом переквалифицировались в охотников. Сегодня действия, связанные с приёмом пищи, несут на себе следы и того, и другого периода нашей эволюционной истории. Иногда мы — безвредные
Первичный прием
Первичный прием На первичном приеме семейный психотерапевт проводит диагностическое тестирование семьи с целью выявления проблем, определения целей терапии и заключения психотерапевтического контракта.Диагностическое интервью состоит из 3 стадий: социальная,
ПРИЕМ
ПРИЕМ Конец октября 2006 года. Сегодня у меня телефонный прием. У каждого человека свои проблемы, и каждый будет ждать, что я лично дам ему подсказку, чтобы как по мановению волшебной палочки все у него пришло в норму. То есть подсознательно человек стремится переложить на
ПРИЕМ
ПРИЕМ Раньше прием у меня проходил просто. Приходил человек, садился. Я с ним говорил от пятнадцати до сорока минут. Человек тут же при мне молился. Все это время он находился в жесткой связке со мной. Некоторые после сеанса выходили, держась за стенку. Физические изменения
ПРИЕМ
ПРИЕМ Я начинал с ранней диагностики. Нужно увидеть болезнь до того, как она набрала инерцию, распознать ее в тот момент, когда она только формируется. Ультразвуковое исследование, компьютерная томография давали только органику. Это был слишком грубый уровень. Китайская
ПРИЕМ
ПРИЕМ Сегодня утром я обещал проконсультировать троих. Они будут звонить из разных стран.Первой звонит женщина, которая уже была когда-то на приеме.После общения с Вами у меня в семье все нормализовалось, — говорит она. — Но недавно узнала об аморальном поступке мужа, и
Источник