- Метод координат это способ кодирования
- Способы кодирования информации
- САМОЕ ГЛАВНОЕ
- Вопросы и задания
- Электронное приложение к уроку
- Урок по теме «Способы кодирования информации. Метод координат»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Метод координат это способ кодирования
Урок 8. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат
Ключевые слова:
Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить.
Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число 5 — код отличных знаний, 4 — код хороших знаний, 3 — удовлетворительных, 2 — плохих).
С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код — метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки.
Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки, изображённые на рис. 15.
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт Российской Федерации. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте (рис. 16). По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых может быть выдавлено от одной до трёх точек (рис. 17). Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111.
Пример 1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве её порядковый номер в алфавите. Тогда скороговорка
ОТ ТОПОТА КОПЫТ |
ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ |
в закодированном виде будет выглядеть так:
16 20 20 16 17 16 20 1 12 16 17 29 20 |
17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 6 20 10 20 |
Пример 2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. В этом случае исходное сообщение
АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ |
примет вид: |
БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ |
О кодировании информации с помощью языка жестов можно прочитать в электронном приложении к учебнику.
Способы кодирования информации
Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся: разговорные языки (русский, английский, немецкий — всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки (например, язык математики), языки искусства (музыка, живопись, скульптура), специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т. п.
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
1) графический — с помощью рисунков или значков;
2) числовой — с помощью чисел;
3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием.
Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. Для декодирования надо знать код.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.
Вопросы и задания
1. Что вы понимаете под кодированием информации?
2. С какой целью люди кодируют информацию?
3. Ребус — это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и других знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т. е. разгадать следующий ребус:
Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка.
4. Какие знаки используются для представления информации при:
а) записи арифметических выражений;
б) записи мелодий;
в) записи звуков речи;
г) оформлении календаря погоды;
д) управлении движением транспорта?
5. Зависит ли форма представления информации от носителя информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?
6. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:
1+2+3+4+5 | = 5 |
—————- | |
10-7 |
7. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
8. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу (после «Я» идёт «А»), декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл;
б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
9. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2.2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3.3) , (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6.3), (4,2), (12,3).
Электронное приложение к уроку
Кодирование информации
Кодирование информации (Open Document Format)
Интерактивная игра «Морской бой»
Язык жестов
Как играть в «Морской бой»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Свободное программное обеспечение:
Презентации, плакаты, текстовые файлы | Вернуться к материалам урока | Ресурсы ЕК ЦОР |
Cкачать материалы урока
- Задание-минутка (№8). Открыть
- Знаки и знаковые системы (ИЗ таблица соответствий). Открыть
- Типы кодирования информации (интерактивное приложение). Скачать
- Мой код (ТЗ). Открыть
- История азбуки Морзе (ТЗ) Открыть
- Задачки от Инфознайки (*). Скачать
- Задание-минутка (№9). Открыть
- Графический диктант по координатам (интерактивное приложение). Скачать
- Мой рисунок (ТЗ). Открыть
- Задачки от Инфознайки (*). Скачать
Источник
Урок по теме «Способы кодирования информации. Метод координат»
Методическая разработка урока
по информатике в 5 классе по теме:
«Способы кодирования информации. Метод координат»
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
предъявить материал для изучения новой темы и организовать первичное закрепление и осмысление изученного материала;
продолжать развивать навыки с электронными пособиями, с информацией;
воспитывать умение самостоятельно работать;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Материалы и оборудование:
мультимедийное (проекционное) оборудование;
учебник Л. Босова «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса»
обычная рабочая тетрадь;
презентация «Способы кодирования информации. Метод координат»
Знания и умения учащихся:
знать основные понятия:
формы кодирования информации;
координатная прямая, луч;
строить координатную прямую, луч;
отмечать точки на координатной прямой, луче по заданным координатам;
применять простые способы кодирования информации
постановка целей урока
Этап повторения и актуализации опорных знаний
Этап изучения нового материала
Этап контроля первичного усвоения знаний
Этап предъявления домашнего задания
Этап подведения итогов урока
Вы уже знаете, что такое информация, какие действия с информацией можно проводить, познакомились с миром кодов. Сегодня вы познакомитесь более подробно со способами кодирования информации и узнаете, каким образом графическую информацию можно представить с помощью чисел.
Этап повторения и актуализации опорных знаний
Фронтальная работа. Кроссворд.
Устройство для вывода звуковой информации.
Название стороны, передающей информацию.
Он бывает жёсткий и лазерный.
Устройство вывода информации на экран.
Название стороны, получающей информацию.
Устройство компьютера для обработки информации.
Устройство для ввода символьной информации.
Устройство компьютера для хранения информации.
Устройство для ввода графической информации.
Устройство для вывода информации на бумагу.
Распространённое в быту средство связи.
Ключевое слово: Кодирование.
ученики отвечают на вопросы
Что вы понимаете под кодированием информации?
(Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода)
Что можно назвать кодом?
(Код – это система условных знаков для представления информации.
С какой целью люди кодируют информацию?
(Для того чтобы произошла передача информации)
С какими кодами вы встречались в жизни?
Проверка домашнего задания (на листочках)
Тема сегодняшнего урока «Способы кодирования информации. Метод координат» и ваша цель на сегодняшний урок:
постановка целей урока
выяснить, от чего зависит выбор способа кодирования информации;
узнать, какие существуют основные способы кодирования информации;
узнать, что является графическими способами представления информации;
освоить один из удобных способов представления графической информации.
Этап изучения нового материала
Вы научились кодировать и декодировать информационные сообщения, используя несколько разновидностей кодов. Ответьте на вопрос: может одна и та же информация представлена разными кодами? (Да) Действительно, может. Иначе говоря, одна и та же информация может быть представлена в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации. Посмотрите на следующий (Слайд 3) слайд и попробуйте назвать, с помощью каких форм представлена информация для человека.
(с помощью: разговорных языков;
языка мимики и жестов;
языка рисунков и чертежей;
научных языков (в частности, математики);
языка искусства (музыка, живопись, скульптура);
специальных языков (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука))
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть: сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и т.п.
Способов кодирования информации достаточно много, но чаще всего используются три основные (Слайд 4) :
графический – с помощью рисунков или значков; (например, азбука Морзе)
числовой – с помощью чисел; (например, замена букв в слове порядковым номером буквы в алфавите)
символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. (например, каждая буква сообщения заменена на третью после нее букву алфавита)
Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием. А действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. И, конечно же, для декодирования нужно знать код.
Посмотрите, пожалуйста, на экран (Слайд 5-6) . На следующих 2-х слайдах представлены два способа кодирования информации.
Для расшифровки первого из них вам понадобиться воспользоваться № 4,6 на стр. 29 учебника.
Задание 1 (Слайд 5) :
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика? (Руслан)
Задание 2 (Слайд 6) :
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).
(Красив тот, кто красиво поступает.)
ПЗХСЖ НССУЖЛРГХ закодированное с помощью Шифра Цезаря .
Скажите, вам интересно знать как, например, графическую информацию можно представить с помощью чисел? Сегодня вы познакомитесь с таким методом.
Запишите тему «Метод координат».
Вам предстоит обучиться методу представления графической информации с помощью чисел. Для этого нужно посмотреть flash -ролик «Метод координат»;
Затем нужно внимательно посмотреть пример применения метода координат. Работа в тетради согласно заданию по ролику.
Этап контроля первичного усвоения знаний
Самостоятельная работа в программе «Координатная плоскость».
Инструкция учителя (дается сразу вместе с предыдущей инструкцией):
После того, как вы сели за компьютер, нужно будет выполнить задание. Я вам помогу на местах разобраться, если при выполнении задания возникнут затруднения.
Задание (на карточках):
На координатной плоскости отметьте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки последовательно. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси OY .
1.(9,14), 2.(9,13), 3.(16,16), 4.(15,14), 5.(9,13), 6.(9,11), 7.(10,12), 8.(13,11), 9.(15,8), 10.(15,5), 11.(13,3), 12.(11,2), 13.(8,2), 14.(6,3), 15.(4,5), 16.(4,8), 17.(5,11), 18.(7,12), 19.(9,11).
На слайде презентации можно показать результат выполнения задания, чтобы учащиеся увидели, правильно ли они выполнили задание (Слайд 7) .
Этап предъявления домашнего задания
Выполнить задание на карточках, которые раздаются учителем.
Этап подведения итогов урока
Выделить самое главное, привлекая учащихся. Если возникнут затруднения, то можно попросить учащихся ответить на следующие вопросы:
Назовите три основных способа кодирования информации.
От чего зависит способ кодирования информации?
Перечислите графические способы представления информации.
Назовите один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
Похвалить учащихся за работу на уроке.
Итак, ребята возьмите листочек и изобразите смайлик, который покажет Ваше настроение после посещенного Вами урока. И оцените свою работу, поставьте на обратной стороне листочка себе оценку за урок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 598 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
— предъявить материал для изучения новой темы и организовать первичное закрепление и осмысление изученного материала;
— продолжать развивать навыки с электронными пособиями, с информацией;
— воспитывать умение самостоятельно работать;
— воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Вы уже знаете, что такое информация, какие действия с информацией можно проводить, познакомились с миром кодов. Сегодня вы познакомитесь более подробно со способами кодирования информации и узнаете, каким образом графическую информацию можно представить с помощью чисел.
Номер материала: 454342
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник