Метод как способ социальной деятельности

Электронная библиотека

Методы – это способы достижения какой-либо цели (решения конкретной задачи), приемы и операции в деятельности социальных работников. Учитывая универсальный характер социальной работы как вида деятельности, можно говорить о том, что она использует междисциплинарные методы.

Основой для классификации методов социальной работы может служить мотивационная характеристика способов воздействия на личность или социальную группу. Поскольку их поведение находится под влиянием разнообразных мотивов, для достижения целей в социальной работе необходимо одновременное использование различных способов воздействия социального работника на клиента. Можно выделить основные группы методов социальной работы:

· психолого-педагогические и другие.

С помощью социально-экономических методов социальный работник оказывает воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. Материальная и социальная мотивация у личности или группы, испытывающих в этом потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот или единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

Организационно-распределительные методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе, лежат в основе управленческого воздействия социальных служб и отдельных специалистов. При этом организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных органов социальных служб. Распределительные методы позволяют осуществить управление социальной работой оперативно и динамично (уточнение задач, перераспределение сил и средств, устранение недостатков и др.).

В практике социальной работы организационные и распределительные методы играют важную стабилизирующую роль. В зависимости от характера стабилизирующего воздействия основными организационно-распределительными методами являются: регламентирование, нормирование, консультирование.

Регламентирование представляет наиболее жесткий метод организационного воздействия, заключающийся во введении положений, которые являются обязательными для исполнения (приказы, должностные инструкции, типовые положения и т.д.). Этот метод используется органами управления социальных служб.

Нормирование – это менее жесткий метод организационного воздействия, который заключается в установлении нормативов по верхнему и нижнему пределам (нормативы численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование является наиболее мягким методом организационного воздействия, заключается в разъяснении обстановки и задач, возможных трудностей и последствий неправильных действий клиентов, предостережении от ошибок.

Кроме того, к организационно-распределительным методам относятся: подбор и расстановка кадров; критика и самокритика; контроль и проверка исполнения.

Психолого-педагогические методы широко используются в практике социальной работы.

В отличие от организационно-распределительных методов они характеризуются косвенным воздействием на клиента через механизм социально-педагогической социально-психологической регуляции его самочувствия и поведения.

Специфика психологических методов состоит в том, что они направлены на изучение психики человека. Эти методы разделяются на лабораторные и клинические, прямые и косвенные, экспериментальные и неэкспериментальные. Кроме того, в социальной работе используются методы психотерапии.

Педагогическая регуляция поведения индивида предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в целях формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях.

Значение педагогических методов заключается в том, в своей деятельности социальный работник сталкивается с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний, которые сосредоточены в области педагогики.

Социальные работники обращаются к социологическим методам, среди которых наиболее важными являются:

· анализ документов; наблюдение;

· контент-анализ и др.

Интерес социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь клиентам основывается на законодательстве, без которого она не может осуществляться.

Медико-социальные методы применяются специалистами, занимающимися санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.

Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, направленными на поддержание нормального общения между людьми, которые обмениваются информацией. Для нормального общения социальный работник и клиент соблюдают правила этикета.

Метод написания «социальных биографий»

В практике социальной работы используется метод написания «социальных биографий» (метод изучения личных документов), который позволяет изучить личные отношения человека к социальным процессам, в которые он был включен.

Формами биографического метода являются: свидетельства родственников и знакомых; переписка; фотографии; автобиографические фрагменты и т.д. Они позволяют выявить те «точки», которые можно назвать кризисными в развитии индивида, определить диагностику и профилактические меры.

Современная система методов социальной работы столь же многообразна, как система знаний об окружающем мире.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Методы социальной работы

Характеристика приемов и операций в социальной работе. Сущность методов социальной работы, их роль в практике. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Анализ существующих и разработка оптимальных методов.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.07.2010
Размер файла 17,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Сущность методов и их роль в практике социальной работы

2. Методы социальной работы

Список использованной литературы

Теория социальной работы — это наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения. В настоящее время главной задачей социальной работы является не только лечение социальных болезней, а, прежде всего их предотвращение. Выполнение этой задачи требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы.

Социальная работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи.

Читайте также:  Как разгладить носогубку простой способ

Поэтому рассмотрение методов социальной работы для более эффективного решения социальных проблем общества является очень актуальной.

Целью данной работы является ознакомление с методами социальной работы.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 15 страниц.

1. Сущность методов и их роль в практике социальной работы

Эффективность социальной работы, проводимой с различными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике познанных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы.

Классификация методов — важный компонент научной организации социальной работы. Под методами здесь понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Они выступают как совокупность подходов, приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности. Анализ существующих и разработка оптимальных форм и методов социальной работы — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Методы принято рассматривать как часть социальной работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;

2) как определённое конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

2. Методы социальной работы

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания.

По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование):

— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении вычленении) глубинной сущности процесса;

— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

— метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений;

— генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;

— конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

— системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.) и др.

3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов.

Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также — специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие «социальные технологии» — способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.

Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника. Первоначально социальную работу поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества, затем возникла государственная служба социальной помощи населению. Так как решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом, то и способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, должны зависеть от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность.

Первое время доминирующим методом социальной работы была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине.

Таким образом, эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия.

Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном — концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).

Читайте также:  Хлорелла способ применения жидкий

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2. изучение и анализ проблемной ситуации;

3. определение целей и задач совместной работы;

4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

5. оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

— малая группа способствует выходу из роли “только слушателя”;

— в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

— в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

— малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы.

Если цель группы — расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой социальной работы не имеет некоего «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.

«Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:

1. развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;

2. разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.

Основные принципы реализации метода общинной социальной работы:

— активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи;

— поддержка и развитие новых инициатив;

— децентрализация контроля за бюджетом;

Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).

Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов — врачей, юристов, психологов и т. п.

Кроме того, методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также — специализацией социального работника, структурой социальных и других служб, поэтому в процессе деятельности органов социальной защиты выделяют: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

2.2 Методы социальной работы в системе органов социальной защиты

В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами.

Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Читайте также:  Способы изложения правовой нормы это

Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример). В эту группу методов входят кроме убеждения — социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, информирование.

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе — пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.

Очень часто методы социальной работы разделяют на два класса: методы решения задач и методы получения знаний. В первом классе выделяют социологические методы. К ним относятся следующие типы социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, многографическое исследование, а также выборное исследование.

Для проведения подобных исследований могут применяться различные методы и приемы. Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент-анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника.

Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации. Можно использовать психологические виды исследований: к ним относятся экспериментальные и неэкспериментальные методы, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские.

В социальной работе используются и другие методы, которые характерны только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят, прежде всего, метод социального диагностирования, метод вмешательства в критических случаях, метод работы на улицах и др.

В заключении следует отметить, что взаимосвязь факторов требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.

Использование тех или иных методов позволяет отразить лишь отдельные области проблем. Однако необходимо использовать лишь те, которые необходимы для сбора необходимых данных. Использование всех методов сразу может привести к увеличению времени исследования и завести социальную работу в тупик.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: выбор того или иного метода зависит от специфики конкретной ситуации.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что методы рассматриваются как часть социальной работы, которые включают систематизированный свод правил, позволяющих разумно осуществлять социальную работу.

Три формы социальной работы: индивидуальная социальная помощь, социальная групповая терапия и социальная работа в общине стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

В настоящее время методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также — специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. Выполнение этих задач требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы, в том числе всех методов социальной работы.

Список использованной литературы

1. Макаренко Н.И. Теория социальной работы: Учебное пособие. / Н.И.Макаренко. — Томск: изд. ТПУ, 1999. — 124 с.

2. Нойфелъд И. Методы социальной работы. // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации, 2004. — №2.

3. Основы социальной работы: Учебник. / Под ред. П.Д.Павленка. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 395 с.

4. Словарь — справочник по социальной работе. / Под. ред. д-ра ист.наук, проф. Е.И.Холостовой. -М.: Юрист, 2000.- 424 с.

5. Филатова Е.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. / Е.В.Филатова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 96 с.

6. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы: Учебное пособие. / М.В.Фирсов. — М.: Владос, 2001. — 430 с.

Подобные документы

Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

реферат [25,6 K], добавлен 08.10.2014

Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

курсовая работа [41,6 K], добавлен 11.01.2011

Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

реферат [21,3 K], добавлен 04.01.2009

Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

курсовая работа [29,7 K], добавлен 19.12.2012

Теоретические основы исследования взаимосвязи теории социальной работы и психологии. Социальная работа как область научного знания. Сущность и значение психологии в работе с клиентами. Применение психологических технологий в практике социальной работы.

курсовая работа [45,3 K], добавлен 28.10.2016

Метод индивидуальной работы — один из самых эффективных методов в психосоциальной работе. Условия индивидуальной работы со случаем и модель деятельности социального работника. Ценностные ориентиры и этические принципы в индивидуальной социальной работе.

реферат [27,4 K], добавлен 11.01.2011

Становление функционального подхода в теории и практике социальной работы. Теория о взаимодействии с клиентом. Психология изменения в социальной индивидуальной работе. Подходы к личности клиента. Выстраивание отношений между клиентом и агентством.

презентация [5,6 M], добавлен 29.11.2015

Источник

Оцените статью
Разные способы