- Методы познания социальной действительности.
- ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание
- Особенности социального познания
- Принципы социального познания
- Источники социального познания
- Объекты социального познания
- Цели социального познания
- Методы социального познания
- Типы социального знания
- Социальное прогнозирование
- Виды социальных прогнозов
- Методы социального прогнозирования
- Социальное познание: перекресток прошлого и будущего
- Объекты социального познания
- Особенности социального познания
- Принципы социального познания
- Источники социального познания
- Цели социального познания
- Методы социального познания
- Типы социального познания
- Социальное прогнозирование
Методы познания социальной действительности.
Существует ряд методов и источников получения знания об окружающей нас физической и социальной действительности: интуиция, традиция, здравый смысл, опора на авторитеты.
Интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить.
Основная ценность интуиции состоит в нахождении и формулировании гипотез научной теории, которые после проверки могут стать определяющими моментами научного открытия. Основной недостаток – неверифицируемость.
Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.
Понятие «традиция» этимологически восходит к латинскому tradition, к глаголу tradere, означающему «передавать». Традиция является одним из самых убедительных источников получения и передачи знания – в ней аккумулируется мудрость веков. Традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями.
Здравый смысл – это система общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.
Общественный здравый смысл и традиций тесно связаны между собой. За множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого смысла стоит определённый прошлый опыт, какие-то традиционные представления. Именно использование общественными здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить к полезным и верным догадкам и выводам.
Авторитет (от латинского autorias – влияние, власть) – влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, достижениях, статусе и т.д.
Опора на авторитеты – один из важных способов освоения знания. Обычно различают несколько видов авторитета в области получения, освоения и использования знания.
Сакральный авторитет, или авторитет веры. Покоится на незыблемом убеждении в том, что определённые традиции или тексты являются сверхъестественными объектами и, значит, все знания, содержащиеся в них, абсолютно истинные и неоспоримы.
Вера в том, что некоторые группы или институты обладают сверхъестественными знаниями и средствами воздействия на людей.
Научный авторитет появляется в результате веры в человеческие возможности, в силу познания и человеческий опыт.
Но развитие научного знания основано на условии, что нет научных авторитетов, которым принадлежало бы последнее слово по какому-либо вопросу.
Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах. Доказательное знание впервые возникает в VIII века д.н.э. в Древней Греции.
Главное свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми.
6. Позитивистская социология Огюста Конта.
Основоположник социологии Огюст Конт (1798-1857)
Выделяют три этапа развития социологической мысли Конта:
· Первый этап (1820-1826 гг.) – этап написания небольших работ, «Опускулов социальной философии».
· Второй этап составляют лекции «Курса позитивной философии».
· Третий этап представлен работой «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества»
«Опускулы» представляют собой описание и толкование того момента истории, который переживало европейское общество в начале XIX века.
Отправная точка учения Конта – размышления о внутреннем противоречии общества его времени, противоречии между теологическим и военным типом и научным и индустриальным типом.
В философии Конта ставятся три большие проблемы:
· Первая: характерное для стран Западной Европы индустриальное общество – пример, которому последует всё человечество.
· Вторая проблема – двойственная универсальность научного мышления. Позитивный метод должен охватывать все аспекты мысли.
· Третья проблема – установление одинакового общественного порядка.
История человечества – это развитие и расцвет природы человека. Основное противоречие капитализма – общественное производство и частнокапиталистическая прибыль.
Закон индустриального общества – рост богатств, утверждающий или предполагающий окончательное согласование интересов. Для Конта основополагающими принципами являются принятие авторитарного и иерархического мирского порядка и наложение на мирскую иерархию духовного порядка.
Основные темы социологического учения Конта:
· детерминизм исторических и общественных явлений
· понимание истории как процесса совершенно унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и общества (провиденциализм)
Конт – социолог, исходящий из единства людей. Его цель – сведение бесконечного разнообразия обществ в пространстве и времени к основному ряду становления рода человеческого и к единому замыслу, а в завершение этого – к конечному состоянию разума человека.
Конт утверждал, что подлинное единство общества возможно только в том случае, если совокупность ведущих идей, разделяемых разными членами коллектива, составляет упорядоченное целое.
Статика и динамика – две главные категории Огюста Конта.
Социальная статика предполагает, таким образом, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элемента или элементов, определяющих консенсус.
Динамика подчинена статике. Понимание того, что есть история, начинается с постижения порядка любого общества. Статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса.
Задача Конта – сделать всех людей позитивистами.
Парадокс в том, что фундаментальный порядок, который Конт стремится провести в жизнь, должен, согласно его философии, самореализоваться.
Огюст Конт – безмятежный предвозвестник новых времён.
Это человек, который знает, в чём сущность человеческого порядка.
Социолог – нечто вроде миролюбивого пророка, который:
· в первую очередь просвещает умы, соединяет души,
· во вторую очередь он сам великий жрец социологической религии.
Основные идеи Конта:
· наука представляет собой источник догм,
· основное содержание научной истины воспроизводится законами и постоянными, устойчивыми фактами,
· иерархическая структура бытия, в соответствии с которой каждая разновидность бытия подчинена законам,
· условием осуществления синтеза наук является центральное местоположение социологии как науки о человечестве.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
- Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
- Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
- Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
- Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
- Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Принципы социального познания
- Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии,а не в статичности.
- Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
- В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Источники социального познания
- Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
- Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
- Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.
Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
- Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
- Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
- Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Цели социального познания
- Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
- Стремление понять место и роль человека в обществе
- Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Методы социального познания
Эмпирические
- Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
- Опрос (анкетирование, интервью)
- Тестирование
- Экспертная оценка
- Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
- Эксперимент
- Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).
Теоретические
- Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
- Обобщение
- Классификация
- Умозаключение
- Статистический метод
- Выдвижение гипотезы
- Научная абстракция
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
- Гуманитарное(предмет – субъективный мир человека)
- Социально-экономическое(изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
- Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
- Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
- Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
- Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.
Методы социального прогнозирования
- Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
- Экспертиза— изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
- Экстраполяция– (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.
Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Социальное познание: перекресток прошлого и будущего
Человек существует не изолированно от других людей, а в обществе. Каждый индивидуум вовлечен в социальные отношения. Поэтому с древних времен людей интересовало изучение, познание общества.
Социальное познание – это познание процессов, возникающих внутри общества, социальных явлений, а также их причины и особенности. Социальное познание исследует деятельность личности во всех ее проявлениях.
Объекты социального познания
Объектом социологии служит общество. Изучению подвергаются как социальные структуры, общественные институты, так и свойства личности. Механизмы взаимодействия групп, коллективов, общества в целом – все это исследует социология.
Объекты социального познания иначе называются социальными фактами. Среди них:
- поступки, действия личности, социальной группы, общества в целом;
- продукты духовной и материальной деятельности человека;
- социальные факты, выраженные словесно: взгляды, умозаключения, позиции.
Особенности социального познания
К главным особенностям социального познания можно отнести:
- Совпадение субъекта и объекта. Ученый, изучающий общество, также выступает членом общества. Положительное значение этого в том, что общественные явления близки субъекту, понятны ему вследствие жизненного опыта. Однако объект познания может содержать такие цели, интересы, которые ученый не понимает или отрицает. В результате появляется субъективная оценка, которая не всегда верна.
- Зависимость субъекта от объекта. В определенные моменты истории существовала опасность открыто выражать свое мнение. Отсюда неточность, необъективность научных выводов, искажение реальности. Например, эпоха Третьего Рейха в Германии, сталинизм в России.
- Предмет исследования. Социальное познание изучает не только материальные, но и духовные отношения в обществе. Духовное нераздельно связано с материальным, но имеет более сложную структуру.
- Методы социального познания отличаются от научных методов. Иногда используются эксперименты, наблюдения, но при этом необходимо согласие самих испытуемых. Чаще ученые прибегают к историческому опыту, общественной практике.
- Неточность результатов. При анкетировании нет уверенность в правдивости ответов испытуемых. Кроме того, сущность социальных процессов выявляется труднее, чем изучение природы с помощью естественных наук.
Принципы социального познания
К принципам социального познания относят:
- Процессы, происходящие в обществе. Изучаются в историческом и культурном развитии, что способствует полному описанию явлений и процессов.
- Общественные явления не существуют отдельно, а связаны между собой.
- Социальное познание интересует не только общество в целом, но и каждый представитель в отдельности.
- Социальное познание опирается на факты. Оно доказательно и объективно.
Источники социального познания
Познавая отношения в социуме, социологи обращаются к таким уровням существования общества, как:
- социальная действительность – взаимоотношения людей на разных социальных уровнях (семья, коллектив, нация) в данный период развития общества;
- исторические закономерности – знания об общественной практике предыдущих поколений, умение сопоставлять его с опытом современности;
- общественная практика – способ отношения к миру, к обществу на современном этапе развития истории, а также принципы преобразования мира.
В своей работе по изучению общества социологическое исследование проходит три этапа: разработка целей и выявление социальных фактов для изучения, сбор информации, научная обработка информации.
Социальный факт – общественно значимое событие, типичное для какой-либо части социальной жизни. Это поступки, способы мышления, чувствования, характеризующие массовое сознание и существующие объективно.
Понятие социального факта ввел в науку Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социальный факт оказывает давление на индивидуума и обладает принудительной силой. Например, нельзя нарушить закон без юридических последствий и морального осуждения обществом.
Примеры социальных фактов: мифы и легенды, традиции, идеология, язык, денежная система, мораль, институт брака.
Научный факт – событие, описанное с позиции научной объективности. Здесь применяется количественный анализ при помощи математических способов обработки. И качественный анализ, выявляющий тенденции, взаимовлияния между общественными явлениями.
Цели социального познания
Основная цель социального познания – нахождение истины. Однако сложность состоит в том, что общество развивается непрерывно, и установить точные закономерности бывает затруднительно. Исследователи могут достаточно точно изучить только небольшой временной отрезок.
Выделяют несколько основных целей социального познания:
- исследование социальных законов, механизмов, взаимосвязей между людьми и социальными группами;
- осмысление роли личности в структуре общества;
- исследование личности через ее внутренний мир.
Методы социального познания
Социологические методы делятся на эмпирические, полученные в результате опытов, и теоретические, полученные путем рассуждений и вычислений.
К эмпирическим инструментам относят:
- наблюдение (не включенное – объект изучают со стороны, включенное – объект участвует в изучении);
- эксперимент (при согласии объекта исследования);
- тестирование (ответы на вопросы предложенного теста);
- опрос (письменный – анкета, устный – интервью);
- социометрия (наблюдение малых групп, взаимоотношений, лидерства, группировок);
- измерение социальных установок (тест в виде шкалы применяется для самооценки, ответов на вопросы экономики, политики);
- экспертная оценка (оценивают специалисты в какой-либо области).
К теоретическим инструментам относят:
- анализ (рассмотрение отдельных сторон явления);
- обобщение (синтез полученных данных, сведение в одно целое);
- классификация (приведение данных в систему на основе каких-либо принципов);
- умозаключение (вывод на основе нескольких имеющихся понятий);
- метод статистики (с использованием математики);
- гипотеза (научное предположение);
- метод научной абстракции (отвлеченные рассуждения).
Типы социального познания
Традиционно типами социального познания считают следующие:
- Гуманитарное знание. Изучает субъективный мир личности, его ментальность и духовность, представления о реальном мире.
- Социально-экономическое. Материальная жизнь общества, его экономическая составляющая.
- Социально-философское. Выявляет законы функционирования форм деятельности людей. Исследует влияние различных сфер жизни на личность и социум.
Социальное прогнозирование
Социальным прогнозированием занимается отрасль социологии – футурология (лат. «futurum» – «будущее», греч. «logos» – «учение»).
Виды социальных прогнозов:
- охватывает ближайшее будущее (25-30 лет), характеризуется точностью;
- распространяется на обозримое будущее (30-80 лет), имеет вероятностный характер;
- предсказывает необозримое будущее (более 80 лет), носит гипотетический характер для ныне живущих, ведь в это время будет жить уже следующее поколение людей.
Методы социального прогнозирования:
- моделирование – воспроизведение вспомогательной системы (действительной, вымышленной), которая позволит получить знания о развитии реального мире в будущем;
- экспертиза – обращение к экспертам в конкретной области, опора на их мнение при прогнозировании;
- экстраполяция (лат. «extrapolire» – «выправлять») – всестороннее исследование явления, распространение выводов о современных явлениях на будущее.
Социальное познание затрагивает интересы всего общества, помогает совершенствовать его сферы, исправлять ошибки прошлых поколений. Исторические закономерности развития общества, выявленные социологами, дают возможность анализировать текущую социальную действительность и делать прогнозы на будущее.
Источник