Метод как способ познания социальной действительности

Методы познания социальной действительности.

Существует ряд методов и источников получения знания об окружающей нас физической и социальной действительности: интуиция, традиция, здравый смысл, опора на авторитеты.

Интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить.

Основная ценность интуиции состоит в нахождении и формулировании гипотез научной теории, которые после проверки могут стать определяющими моментами научного открытия. Основной недостаток – неверифицируемость.

Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.

Понятие «традиция» этимологически восходит к латинскому tradition, к глаголу tradere, означающему «передавать». Традиция является одним из самых убедительных источников получения и передачи знания – в ней аккумулируется мудрость веков. Традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями.

Здравый смысл – это система общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.

Общественный здравый смысл и традиций тесно связаны между собой. За множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого смысла стоит определённый прошлый опыт, какие-то традиционные представления. Именно использование общественными здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить к полезным и верным догадкам и выводам.

Авторитет (от латинского autorias – влияние, власть) – влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, достижениях, статусе и т.д.

Опора на авторитеты – один из важных способов освоения знания. Обычно различают несколько видов авторитета в области получения, освоения и использования знания.

Сакральный авторитет, или авторитет веры. Покоится на незыблемом убеждении в том, что определённые традиции или тексты являются сверхъестественными объектами и, значит, все знания, содержащиеся в них, абсолютно истинные и неоспоримы.

Вера в том, что некоторые группы или институты обладают сверхъестественными знаниями и средствами воздействия на людей.

Научный авторитет появляется в результате веры в человеческие возможности, в силу познания и человеческий опыт.

Но развитие научного знания основано на условии, что нет научных авторитетов, которым принадлежало бы последнее слово по какому-либо вопросу.

Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах. Доказательное знание впервые возникает в VIII века д.н.э. в Древней Греции.

Главное свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми.

6. Позитивистская социология Огюста Конта.

Основоположник социологии Огюст Конт (1798-1857)

Выделяют три этапа развития социологической мысли Конта:

· Первый этап (1820-1826 гг.) – этап написания небольших работ, «Опускулов социальной философии».

· Второй этап составляют лекции «Курса позитивной философии».

· Третий этап представлен работой «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества»

«Опускулы» представляют собой описание и толкование того момента истории, который переживало европейское общество в начале XIX века.

Отправная точка учения Конта – размышления о внутреннем противоречии общества его времени, противоречии между теологическим и военным типом и научным и индустриальным типом.

В философии Конта ставятся три большие проблемы:

· Первая: характерное для стран Западной Европы индустриальное общество – пример, которому последует всё человечество.

· Вторая проблема – двойственная универсальность научного мышления. Позитивный метод должен охватывать все аспекты мысли.

· Третья проблема – установление одинакового общественного порядка.

История человечества – это развитие и расцвет природы человека. Основное противоречие капитализма – общественное производство и частнокапиталистическая прибыль.

Закон индустриального общества – рост богатств, утверждающий или предполагающий окончательное согласование интересов. Для Конта основополагающими принципами являются принятие авторитарного и иерархического мирского порядка и наложение на мирскую иерархию духовного порядка.

Основные темы социологического учения Конта:

· детерминизм исторических и общественных явлений

· понимание истории как процесса совершенно унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и общества (провиденциализм)

Читайте также:  Существуют следующие физически элементарные способы передачи теплоты

Конт – социолог, исходящий из единства людей. Его цель – сведение бесконечного разнообразия обществ в пространстве и времени к основному ряду становления рода человеческого и к единому замыслу, а в завершение этого – к конечному состоянию разума человека.

Конт утверждал, что подлинное единство общества возможно только в том случае, если совокупность ведущих идей, разделяемых разными членами коллектива, составляет упорядоченное целое.

Статика и динамика – две главные категории Огюста Конта.

Социальная статика предполагает, таким образом, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элемента или элементов, определяющих консенсус.

Динамика подчинена статике. Понимание того, что есть история, начинается с постижения порядка любого общества. Статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса.

Задача Конта – сделать всех людей позитивистами.

Парадокс в том, что фундаментальный порядок, который Конт стремится провести в жизнь, должен, согласно его философии, самореализоваться.

Огюст Конт – безмятежный предвозвестник новых времён.

Это человек, который знает, в чём сущность человеческого порядка.

Социолог – нечто вроде миролюбивого пророка, который:

· в первую очередь просвещает умы, соединяет души,

· во вторую очередь он сам великий жрец социологической религии.

Основные идеи Конта:

· наука представляет собой источник догм,

· основное содержание научной истины воспроизводится законами и постоянными, устойчивыми фактами,

· иерархическая структура бытия, в соответствии с которой каждая разновидность бытия подчинена законам,

· условием осуществления синтеза наук является центральное местоположение социологии как науки о человечестве.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

  • Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
  • Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
  • Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
  • Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
  • Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Принципы социального познания

  • Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии,а не в статичности.
  • Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
  • В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

Источники социального познания

  • Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
  • Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
  • Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

  • Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
  • Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
  • Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Читайте также:  Способы транспортировки пострадавшего схема

Цели социального познания

  • Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
  • Стремление понять место и роль человека в обществе
  • Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания

Эмпирические

  • Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
  • Опрос (анкетирование, интервью)
  • Тестирование
  • Экспертная оценка
  • Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
  • Эксперимент
  • Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

  • Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
  • Обобщение
  • Классификация
  • Умозаключение
  • Статистический метод
  • Выдвижение гипотезы
  • Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

  • Гуманитарное(предмет – субъективный мир человека)
  • Социально-экономическое(изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
  • Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

  • Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
  • Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
  • Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Методы социального прогнозирования

  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
  • Экспертиза— изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
  • Экстраполяция– (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Человек существует не изолированно от других людей, а в обществе. Каждый индивидуум вовлечен в социальные отношения. Поэтому с древних времен людей интересовало изучение, познание общества.

Социальное познание – это познание процессов, возникающих внутри общества, социальных явлений, а также их причины и особенности. Социальное познание исследует деятельность личности во всех ее проявлениях.

Объекты социального познания

Объектом социологии служит общество. Изучению подвергаются как социальные структуры, общественные институты, так и свойства личности. Механизмы взаимодействия групп, коллективов, общества в целом – все это исследует социология.

Объекты социального познания иначе называются социальными фактами. Среди них:

  • поступки, действия личности, социальной группы, общества в целом;
  • продукты духовной и материальной деятельности человека;
  • социальные факты, выраженные словесно: взгляды, умозаключения, позиции.

Особенности социального познания

К главным особенностям социального познания можно отнести:

  1. Совпадение субъекта и объекта. Ученый, изучающий общество, также выступает членом общества. Положительное значение этого в том, что общественные явления близки субъекту, понятны ему вследствие жизненного опыта. Однако объект познания может содержать такие цели, интересы, которые ученый не понимает или отрицает. В результате появляется субъективная оценка, которая не всегда верна.
  2. Зависимость субъекта от объекта. В определенные моменты истории существовала опасность открыто выражать свое мнение. Отсюда неточность, необъективность научных выводов, искажение реальности. Например, эпоха Третьего Рейха в Германии, сталинизм в России.
  3. Предмет исследования. Социальное познание изучает не только материальные, но и духовные отношения в обществе. Духовное нераздельно связано с материальным, но имеет более сложную структуру.
  4. Методы социального познания отличаются от научных методов. Иногда используются эксперименты, наблюдения, но при этом необходимо согласие самих испытуемых. Чаще ученые прибегают к историческому опыту, общественной практике.
  5. Неточность результатов. При анкетировании нет уверенность в правдивости ответов испытуемых. Кроме того, сущность социальных процессов выявляется труднее, чем изучение природы с помощью естественных наук.
Читайте также:  Способы полив капельное орошение

Принципы социального познания

К принципам социального познания относят:

  • Процессы, происходящие в обществе. Изучаются в историческом и культурном развитии, что способствует полному описанию явлений и процессов.
  • Общественные явления не существуют отдельно, а связаны между собой.
  • Социальное познание интересует не только общество в целом, но и каждый представитель в отдельности.
  • Социальное познание опирается на факты. Оно доказательно и объективно.

Источники социального познания

Познавая отношения в социуме, социологи обращаются к таким уровням существования общества, как:

  • социальная действительность – взаимоотношения людей на разных социальных уровнях (семья, коллектив, нация) в данный период развития общества;
  • исторические закономерности – знания об общественной практике предыдущих поколений, умение сопоставлять его с опытом современности;
  • общественная практика – способ отношения к миру, к обществу на современном этапе развития истории, а также принципы преобразования мира.

В своей работе по изучению общества социологическое исследование проходит три этапа: разработка целей и выявление социальных фактов для изучения, сбор информации, научная обработка информации.

Социальный факт – общественно значимое событие, типичное для какой-либо части социальной жизни. Это поступки, способы мышления, чувствования, характеризующие массовое сознание и существующие объективно.

Понятие социального факта ввел в науку Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социальный факт оказывает давление на индивидуума и обладает принудительной силой. Например, нельзя нарушить закон без юридических последствий и морального осуждения обществом.

Примеры социальных фактов: мифы и легенды, традиции, идеология, язык, денежная система, мораль, институт брака.

Научный факт – событие, описанное с позиции научной объективности. Здесь применяется количественный анализ при помощи математических способов обработки. И качественный анализ, выявляющий тенденции, взаимовлияния между общественными явлениями.

Цели социального познания

Основная цель социального познания – нахождение истины. Однако сложность состоит в том, что общество развивается непрерывно, и установить точные закономерности бывает затруднительно. Исследователи могут достаточно точно изучить только небольшой временной отрезок.

Выделяют несколько основных целей социального познания:

  • исследование социальных законов, механизмов, взаимосвязей между людьми и социальными группами;
  • осмысление роли личности в структуре общества;
  • исследование личности через ее внутренний мир.

Методы социального познания

Социологические методы делятся на эмпирические, полученные в результате опытов, и теоретические, полученные путем рассуждений и вычислений.

К эмпирическим инструментам относят:

  • наблюдение (не включенное – объект изучают со стороны, включенное – объект участвует в изучении);
  • эксперимент (при согласии объекта исследования);
  • тестирование (ответы на вопросы предложенного теста);
  • опрос (письменный – анкета, устный – интервью);
  • социометрия (наблюдение малых групп, взаимоотношений, лидерства, группировок);
  • измерение социальных установок (тест в виде шкалы применяется для самооценки, ответов на вопросы экономики, политики);
  • экспертная оценка (оценивают специалисты в какой-либо области).

К теоретическим инструментам относят:

  • анализ (рассмотрение отдельных сторон явления);
  • обобщение (синтез полученных данных, сведение в одно целое);
  • классификация (приведение данных в систему на основе каких-либо принципов);
  • умозаключение (вывод на основе нескольких имеющихся понятий);
  • метод статистики (с использованием математики);
  • гипотеза (научное предположение);
  • метод научной абстракции (отвлеченные рассуждения).

Типы социального познания

Традиционно типами социального познания считают следующие:

  1. Гуманитарное знание. Изучает субъективный мир личности, его ментальность и духовность, представления о реальном мире.
  2. Социально-экономическое. Материальная жизнь общества, его экономическая составляющая.
  3. Социально-философское. Выявляет законы функционирования форм деятельности людей. Исследует влияние различных сфер жизни на личность и социум.

Социальное прогнозирование

Социальным прогнозированием занимается отрасль социологии – футурология (лат. «futurum» – «будущее», греч. «logos» – «учение»).

Виды социальных прогнозов:

  • охватывает ближайшее будущее (25-30 лет), характеризуется точностью;
  • распространяется на обозримое будущее (30-80 лет), имеет вероятностный характер;
  • предсказывает необозримое будущее (более 80 лет), носит гипотетический характер для ныне живущих, ведь в это время будет жить уже следующее поколение людей.

Методы социального прогнозирования:

  • моделирование – воспроизведение вспомогательной системы (действительной, вымышленной), которая позволит получить знания о развитии реального мире в будущем;
  • экспертиза – обращение к экспертам в конкретной области, опора на их мнение при прогнозировании;
  • экстраполяция (лат. «extrapolire» – «выправлять») – всестороннее исследование явления, распространение выводов о современных явлениях на будущее.

Социальное познание затрагивает интересы всего общества, помогает совершенствовать его сферы, исправлять ошибки прошлых поколений. Исторические закономерности развития общества, выявленные социологами, дают возможность анализировать текущую социальную действительность и делать прогнозы на будущее.

Источник

Оцените статью
Разные способы