Метод как способ деятельности преподавателя

Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?

В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.

Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?

В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.

По каким признакам классифицируют педагогические методы?

Методы обучения классифицируют по разным критериям, например:

  • По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
  • По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
  • По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
  • По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
  • По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.

Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?

Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:

  • презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
  • кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
  • проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
  • дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
  • баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.

Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?

Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.

Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.

Методы проблемного обучения

Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.

В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:

  • Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
  • Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
  • Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
  • Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
  • Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.
Читайте также:  Лучшие способы накрутки инстаграм

Как усилить педагогические методы инновациями?

Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):

  • R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
  • Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.

В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.

Что нужно учитывать при выборе методов обучения?

Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:

  • Содержания и степени сложности материала.
  • Типа, целей и задач занятия.
  • Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
  • Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.

В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.

Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?

Вне зависимости от того, получили вы уже педагогические образование или нет, работаете в школе или только планируете в нее устроиться, вам будут полезны профессиональная переподготовка и повышение квалификации для учителей. Уходить в длительный отпуск нет необходимости — можно поступить на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО» и учиться в удобное для вас время.

У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.

Источник

Деятельность преподавателя и учащегося при различных методах обучения

Разделы: Физика

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение поставленных целей.

Хотелось бы обратить внимание молодых преподавателей на известные методы обучения и помочь посмотреть со стороны на результативность часто применяемых на практике методов. Труднее, конечно, включить обучающихся в активную познавательную деятельность. Несомненно легче самому всё сделать.

Итак, перед Вами таблица, составленная по классификации методов обучения, предложенной И. Я. Лернером в книге «Дидактические методы обучения». – М.: Педагогика, 1999.

Метод обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат обучения

1. Предъявление информации в готовом виде

2. Организация действий обучающегося с объектом изучения

1. Восприятие знаний

2. Осознание знаний

3. Произвольное запоминание

Образовательные цели урока и цели урока по развитию не достигнуты

1. Составление и предъявление задач на вопроизведение знаний и способ умственной и практической деятельности

2. Руководство и контроль за выполнением

1. Актуализация и воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (преподаватель, книга, TV )

2. Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера заданий)

1. Цели урока не достигнуты

2. Информация о способах деятельности передаётся в готовом виде

3. Формируется потребительский стиль мышления

2. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач

Читайте также:  Задать табличным способом соответствующую булеву функцию

2. Осознание знаний и проблемы

3. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения

4. Запоминание, в значительной степени непроизвольное

1. Цели достигнуты в основном

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Формируется нестандартность мышления, но стихийно

1. Постановка проблемы

2. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач

1. Восприятие заданий

2. Осмысление условий задачи

3. Актуализация знаний о путях решения аналогичных задач

4. Самостоятельное решение части задачи

5. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов

6. Непроизвольное запоминание хода решения и его самостоятельная мотивировка

1. Цели достигнуты в основном

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Развивается логическое и диалектическое мышление, но стихийно

1. Составление и предъявление проблемных задач для поиска решения

2. Контроль за ходом решения

1. Воспроизведение проблемы или самостоятельное усложнение проблемы

2. Осмысление условий задачи

3. Планированеи этапов исследования (решения) на каждом этапе

4. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения

5. Преобладание непроизвольного запоминания

6. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов

1. Цели урока достигнуты в основном с учётом недостатков метода

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Формируется самостоятельное логическое мышление

4. Происходит формирование прочных, осознанных знаний, но в большей степени стихийно

Схема метода обучения в сознании преподавателя

Итак, преподаватель ставит перед собой определённую цель, которая обуславливает его деятельность наличными у него средствами. Деятельность и цели преподавателя приводят к появлению цели обучающихся, определяющей их деятельность наличными у них средствами.

Иногда деятельность преподавателя непосредственно определяет деятельность обучающегося, помимо осознания им цели своей деятельности, то есть воздействует на на подсознание, эмоции помимо воли и сознания обучающихся. Действия и средства обучающегося определяют объективные внутренние, психологические принципы, ведущие обучающегося к достижению цели, то есть к усвоению содержания, следовательно, изменению своей личности.

В результате совместной деятельности получаем необходимый результат – достигаем цели урока.

Разрешите Вам представить схему, достаточно наглядную и ёмкую, которая изображает.

Метод как модель реализации деятельности обучения

Думаю, что проиллюстрировав методы обучения примером урока по физике на одну и ту же тему, можно сделать результаты обучения очевидными, продемонстрировав тем самым недостатки каждого метода обучения.

Решила остановиться на анализе урока по теме: «Электрический ток в вакууме».

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

Пример № 1. Информационно-репродуктивный метод обучения

1. Записывает тему урока на доске

1. Записывают тему

Цель урока: дать знания о том, какова природа электрического тока в вакууме

Эффект можно проанализировать следующим образом. Обучающиеся старательно пытаются заучить по своим записям все необходимые определения и ответить на вопросы преподавателя на следующем уроке.

Эффект данного урока=0!

Многие преподаватели пользуются именно информационно-репродуктивным методом обучения.

Мало того, что у каждого обучающегося стихийно формируется определённый стиль мышления, который является потребительским.

2. Объясняет значение слова «вакуум».

3. Рассказывает, что разреженный газ превращается в проводник благодаря действию ионизатора. Если же газа мало и можно говорить о состоянии вакуума, то проводимость межэлектродного промежутка можно обеспечить только с помощью введённого в трубку источника заряженных частиц.

4. Рассказывает о явлении термоэлектронной эмиссии, об устройстве вакуумного диода.

4. Записывают определение

5. Схема диода, В-А-характеристика диода.

5. Зарисовывают схему и В-А-характеристику

Пример № 2. Репродуктивный и информационно-рецептивный методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

1. В ходе актуализации знаний необходимо выяснить условие существования электрического тока в цепи.

В ходе эвристической беседы обучающиеся приходят к вывод, что условием существования является наличие в цепи электрического поля и свободных носителей заряда.

Цель та же: дать знания о том, какова природа электрического тока в вакууме. Но можно достичь другого эффекта, чтобы обучающиеся получили большее удовлетворение, чем на уроке, построенном по принципу «изложение и запись на доске»

Обучающиеся проявляют большую активность, чем на предыдущем уроке.

Читайте также:  Простой способ засолки вешенок

Но информация о способах деятельности передаётся преподавателем в готовом виде, поэтому формируется потребительский стиль мышления.

Урок проведён репродуктивным и информационно-рецептивным методами обучения, которые практически не эффективны.

2. Демонстрация электронной лампы-баллона, из которого выкачан воздух.

3. Рассказ об основных частях диода .

4. Демонстрация основных частей диода

Смотрят, слушают, трогают

5. Чертит на доске схему диода

Перечерчивают в тетрадь

6. Демонстрация опытов, позволяющих обнаружить наличие тока в вакууме.

7. Объясняет, как создать в вакууме источник зарядов

Смотрят, зарисовывают схему электрической цепи в тетради

8. Демонстрация опыта по снятию В-А-характеристики диода

Зарисовывают схему опыта

Пример № 3. Частично-поисковый и эвристический методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

Построение эвристической беседы

На этапе актуализации устанавливаем, что условием существования электрического тока в цепи является наличие в ней электрического поля, создаваемого источником тока, и носителем свободных электрических зарядов.

Цель урока: уже не просто дать знания в готовом виде о том, какова природа электрического тока в вакууме, а стимулировать мышление обучающихся путём самостоятельного активного поиска, выполнение обучающимися отдельных шагов по решению поставленной проблемы.

Поисковый стиль мышления формируется, но нельзя управлять при таком методе формированием мышления каждого обучающегося, многие из которых остаются вне поля зрения преподавателя.

Постановка проблемы: возможен ли электрический ток в вакууме?

Выдвижение гипотезы: в вакууме отсутствуют носители зарядов, следовательно, в вакууме тока быть не должно.

Чтобы в вакууме появился электрический ток, нужно поместить в него источник зарядов.

Высказанная гипотеза нуждается в экспериментальной проверке.

Демонстрация без комментариев и не называя имени электродной лампы.

Объясняет, что в этот стеклянный вакуумный баллон впаяны два металлических электрода.

Вводит условное обозначение диода.

Один обучающийся у доски, остальные в тетради рисуют схему электрической цепи, позволяющей обнаружить наличие (отсутствие) электрического тока в вакууме.

Следующий обучающийся по желанию собирает цепь на демонстрационном столе по предложенной товарищем схеме.

Наблюдение. Постепенное увеличение напряжения на электродах так и не приводит к появлению электрического тока. Таким образом, гипотеза подтверждена экспериментально.

Постановка следующей поисковой задачи.

Возможно ли, и если возможно, то каким образом создать в вакууме источник электрических зарядов?

При снятии В-А-характеристики диода можно поставить следующие поисковые задачи:

Чем вызваны изменения анодного тока?

Почему сила анодного тока относительно мала?

Должен ли анодный ток зависеть от температуры катода?

Формулируют совместно с преподавателем решение поисковых задач.

Итак, результаты обучения подчёркивают недостатки методов обучения. Преподаватель на протяжении всего урока ведёт обучающихся к результату, к выполнению цели, которая известна только преподавателю, хотя обучающиеся и проводят частичный поиск.

В настоящее время каждый преподаватель должен выбирать эффективные методы обучения с точки зрения образовательных результатов обучения, прописанных во ФГОС как метапредметные результаты, обеспечиваемые общеучебными умениями.

Я училась в этом году на дистанционных курсах Педагогического Университета «Первое сентября» по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС» и прочла замечательную цитату Н. Г. Чернышевского из книги 1856 года «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения»: «Образованным человеком называется тот, кто приобрёл много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, то невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб и тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной».

То есть любому из нас, коллеги, следует на каждом уроке вместе с обучающимися следовать логике структуры образовательных результатов ФГОС: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и благородство чувств – личностные.

Источник

Оцените статью
Разные способы