Метод государственного управления совокупность способов

Методы государственного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие методов государственного управления

Прежде чем перейти к изучению методов государственного управления следует произвести анализ понятия «метод» в общей теории права. Так, в качестве метода принято понимать различные способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование теми или иными отношениями в обществе. Метод регулирования присущ не только самостоятельным правовым отраслям, но и различным обособленным явлениям и процессам.

Метод государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.

Особенности методов государственного управления:

  • их реализация происходит в рамках управленческой деятельности;
  • имеют органическую взаимосвязь с имеющим целевое назначение определенным видом управленческой деятельности;
  • выражают особенности того, как воздействует управленческий субъект на объект управления;
  • характеризуются в качестве средства, направленного на реализацию субъектом управления принадлежащих ему по закону полномочий;
  • распространяются на конкретный объект управления;
  • имеют определенное отношение к состоянию (характеристике) объекта, на который оказывается управленческое воздействие;
  • служат в качестве оптимального способа по достижению различных целей управления в сложившихся условиях;
  • должны сопровождаться правовым опосредованием;
  • обладают временной и территориальной привязкой.
Читайте также:  Как бросить курить самый действенный способ

Стоит отметить, что «методы государственного управления» граничат с таким понятием как «формы государственного управления». Это связано с тем, что метод определенным образом выражается в форме, например, законодательное закрепление административной ответственности (форма управления) делает возможным ее применение (метод государственного управления).

Готовые работы на аналогичную тему

Сущностное значение метода управления состоит в непосредственном изъявлении воли субъектом управления по отношению к остальным участникам управления, а также в характере такого волеизъявления.

Важным является выбор используемого метода государственно управления. Он зависит от множества показателей, например, полномочий и компетенции органов управления, целей и функций, которые поставлены перед государственным управлением, специфики управленческого объекта и т.д.

Виды методов государственного управления

Все методы государственного управления можно разделить на обособленные группы в зависимости от того или иного критерия.

В зависимости от формы закрепления (выражения) методы могут быть:

В зависимости от содержания методы рассматриваются в качестве:

  • обязывающих,
  • управомочивающих,
  • запрещающих,
  • поощряющих.

В зависимости от юридических свойств выделяют:

  • нормативные методы,
  • индивидуальные методы.

В зависимости от способа регулирования методы могут быть:

Административная наука выделяет определенные методы, относящиеся к государственному регулированию. К ним относятся методы убеждения, принуждения и поощрения. В качестве дополнительных выступают также надзор, руководство, регулирование, координация, субординация и пр.

  • Метод убеждения состоит в различных разъяснительных, организационных, воспитательных средствах, которые направлены на формирование у подчиненных воли (разъяснение, пропаганда, обменивание опытом и т.д.);
  • Метод принуждения является одним из видов государственного принуждения и применяется для того, чтобы предупредить и пресечь различные административные проступки, а также с целью обеспечить привлечение к ответственности виновного;
  • Метод поощрения связан с воздействием на волю субъектов через их интересы, путем их поощрения.

Источник

Методы государственного управления

Понятие, основные черты и виды методов государственного управления

Методы государственного управления — способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

  1. реализуются в процессе управленческой деятельности;
  2. органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
  3. выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
  4. выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
  5. адресованы конкретному объекту управления;
  6. связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
  7. являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
  8. нуждаются в правовом опосредовании;
  9. имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

  1. осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
  2. носят императивный, директивный характер;
  3. однозначность (конкретность) указаний;
  4. широкое применение административных актов;
  5. реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  6. обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  7. результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
  8. результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Убеждение как метод государственного управления

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют следующие средства (способы) убеждения:

  • обучение — процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
  • агитация — распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
  • пропаганда — распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • разъяснительная работа — деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
  • критика — отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения — выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

Поощрение как метод государственного управления

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

  1. является методом государственного управления;
  2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  5. имеет конкретного адресата;
  6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
  7. результат применения поощрений не может быть обжалован;
  8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

Методы косвенного государственного управления

Особенности косвенных методов:

  1. являются видом методов государственного управления;
  2. воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
  3. у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
  4. результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
  5. обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы — методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

  1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
  2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
  3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

  1. гуманизация труда;
  2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  3. методы психологического побуждения;
  4. методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы — вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

  1. прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
  2. кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
  3. лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  4. премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
  5. налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
  6. квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.

Источник

Методы государственного управления и прямого (административного) воздействия

Понятие о методах государственного управления, их характеристика, классификация методов

Методами государственного управления являются способы, а также приемы воздействия субъекта управления на объект управления, применяемые для достижения управленческих целей, задач выполнения функций управления.

Основными отличительными особенностями методов государственного управления являются:

  • Реализация методов при реализации управленческой деятельности;
  • Определенная связь с назначением конкретного вида деятельности в сфере управления;
  • Осуществление управленческого воздействия государственного субъекта управления на объект управления;
  • Являются средством реализации полномочий субъекта в пределах его компетенции;
  • Направленность на определенный управленческий объект;
  • Взаимосвязь между субъектом управления и состоянием объекта управления, на которое направлено воздействие;
  • Рациональный способ достижения поставленных целей в сфере управления при конкретных сложившихся условиях;
  • Необходимость в правовой опосредованности;
  • Масштабная привязка – как территориальная, так и временная.

Методы государственного управления подразделяются на:

К прямым относятся методы административного воздействия, к косвенным – не административные.

К универсальным методам относятся убеждение, поощрение и принуждение.

Административные методы воздействия – особенности, классификация

Административными методами воздействия являются совокупность способов и средств воздействия на субъекты управления, основанные на властных полномочиях.

Основные черты, характерные для данной группы методов, представляют собой:

  • Осуществление прямого воздействия субъекта на объект управления;
  • Императивность, то есть обязательность к исполнению;
  • Установление конкретных указаний;
  • Использование административно-правовых актов в процессе управления;
  • Реализация в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  • Наступление негативных последствий при выполнении противоправных действий объектом управления;
  • Оперативное наступление результатов воздействия, что не исключает их отсутствия;
  • При прекращении управленческого воздействия исчезновение результатов.

Административные методы воздействия классифицируются по следующим признакам:

  • в зависимости от формы выражения – административно-правовые и административно-организационные;
  • по юридическим свойствам – нормативные и индивидуальные;
  • по предписанию действий – методы обязывающего характера (императивные), управомочивающие, запрещающие и поощряющие;
  • по способу регулирования – категорические, поручительные и рекомендательные.

Убеждение как один из методов воздействия в процессе управления

Убеждением называется процесс реализации конкретного воздействия субъекта на объект управления, результатом которого является принятие идей, ценностей и установок субъекта.

Средства убеждения влияют на сознание или на волю объекта.

К элементам убеждения можно отнести овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, управление эмоциональным состоянием, формирование определенного интереса.

К способам средства убеждения можно отнести следующие:

  • обучение – целенаправленное формирование знаний, умений и навыков;
  • агитация – привлечение масс людей к участию в общественно-политической деятельности в границах государственного управления посредством распространения идей;
  • пропаганда – открытое распространение определенных взглядов, идей, учений, в частности с помощью средств массовой информации;
  • разъяснительные работы – деятельность по подробному объяснению содержания каких-либо сведений;
  • критика – это осуждение и указание на недостатки при реализации деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения – неодобрение, порицание неприемлемого поведения.

Вывод 1

Метод убеждения является одним из основополагающих методов формирования дисциплины и обеспечения общественного правопорядка.

Источник

Оцените статью
Разные способы