Финансово-экономический анализ.
1.3. Основные методы и методики финансово-экономического анализа.
В финансово-экономическом анализе используется диалектический метод познания, который предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей.
Диалектический подход к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.
Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в экономическом анализе. Прежде всего использование системы показателей для характеристики разных сторон хозяйственной деятельности организации. Такая система формируется под воздействием объективных условий и процессов. Причем показатели все время изменяются, поскольку коммерческая деятельность не является застывшей формой. Исследование причин и направленности таких изменений, безусловно, представляет научный интерес.
Кроме того, не менее важно в анализе не только выявить, но и измерить причинно-следственные взаимосвязи между показателями.
Метод исследования тесно связан с методикой, через которую он и реализуется. Методика как совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы всегда конкретна. Она зависит от цели, задач, объектов исследования, от содержания программы изучения, вида экономического анализа, последовательности и сроков его проведения.
Измерение причинно-следственных взаимосвязей в экономическом анализе, оценка результатов влияния различных факторов на итоговые показатели, первичная обработка исходной информации проводятся с помощью способов и приемов. Они являются важнейшими элементами методики экономического анализа. Взаимосвязь метода и методики его реализации, способов и приемов представлена в виде схемы на рис. 1.3. В свою очередь, приемы финансово-экономического анализа представлены на рис. 1.4.
Таким образом, метод финансово-экономического анализа – это диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организации для их улучшения.
Для изучения производственно-хозяйственных и финансовых процессов и их результатов используется совокупность взаимосвязанных методов и приемов экономического анализа, которые можно подразделить на экономико-логические, экономико-математические, эвристические и др.
К экономико-логическим приемам относятся: сравнение, детализация, группировки, средние и относительные величины, балансовый метод, методы последовательного изолирования факторов, абсолютных и относительных разниц.
К экономико-математическим, наиболее часто применяемым в экономическом анализе, можно отнести интегральный, графический, корреляционно-регрессионный методы. Применяются и другие более сложные методы.
К эвристическим методам относятся методы обработки информации, основанные на изучении и обобщении прошлого опыта. Применяются в ходе комплексной рейтинговой оценки финансовой деятельности предприятия.
В основе аналитического чтения финансовых отчетов лежит дедуктивный метод, т. е. от общего к частному. Он должен применяться многократно. В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Важнейшим приемом финансово-экономического анализа является сравнение. Его сущность состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, дается оценка результатов работы предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, определяются перспективы развития.
Сравнение предъявляет определенные требования к сравниваемым величинам. Они должны быть соизмеримы и качественно однородны.
Для этого необходимо обеспечить:
• сравнимость календарных периодов времени при изучении динамики показателей;
• единство оценки с целью нейтрализации ценового фактора;
• единство количественных и структурных факторов;
• сопоставимость сравниваемых показателей по методике их исчисления.
К основным видам сравнительного анализа следует отнести горизонтальный, вертикальный и трендовый.
Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня).
С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капиталов).
Трендовый анализ применяется при сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов с целью определения тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.
Детализация как прием широко используется при анализе деления факторов и результатов хозяйственной деятельности по времени и месту (пространству). С его помощью вскрываются положительные и отрицательные действия отдельных факторов, результаты влияния которых, как правило, взаимно погашаются в итоговых показателях работы предприятия за отчетный период.
Группировка как способ подразделения рассматриваемой совокупности на однородные по изучаемым признакам группы применяется в анализе для раскрытия содержания средних итоговых показателей и влияния отдельных единиц на эти средние.
Группировки подразделяются на типологические, аналитические и структурные.
Типологические группировки служат для выделения определенных типов явлений или процессов. Примером типологических группировок могут быть группы предприятий по формам собственности, видам деятельности. Аналитические группировки (причинно-следственные) используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. Применяются для установления связи между группировочным признаком и показателями, характеризующими группы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Структурные группировки дают возможность изучить структуру определенных явлений по определенным признакам (например, группировка активов по степени ликвидности). Структурные группировки применяются в вертикальном анализе баланса, когда устанавливают структуру хозяйственных средств по составу и источникам образования и причины структурных изменений за анализируемый период.
Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений и показателей.
Относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы) дают возможность отвлечься от абсолютных величин изучаемых показателей, глубже понять существо и характер отклонения от базы. Они особенно необходимы для изучения динамики показателей за ряд отчетных периодов. Рост или снижение показателей может быть исчислено по отношению к единой базе, принятой за исходную, или по отношению к скользящей базе, т. е. к предшествующему показателю. Этот метод используется в горизонтальном анализе баланса и другой бухгалтерской отчетности при определении относительных изменений (темпов роста, прироста).
Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений. Применяются среднеарифметические, взвешенные и среднехроно-логические. Они дают возможность получить обобщенную характеристику каждого отдельного признака и всей их совокупности.
Средние величины применяются при проведении анализа оборачиваемости материально-производственных запасов и всех оборотных активов, рентабельности авансированных средств и доходности продукции. Однако следует помнить, что всякая средняя нивелирует, сглаживает, взаимно погашает положительные и отрицательные отклонения, следовательно, способна затушевать изменения, происходящие в определенном процессе. Поэтому при анализе нельзя ограничиваться только средними, и там, где это необходимо, нужно раскрыть их по составным частям.
Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Метод используется при анализе обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства. Для определения платежеспособности предприятия применяется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.
В качестве инструментария финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Финансовые коэффициенты используются для: сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного экономического показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости.
Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный экономический показатель.
Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному показателю; поэтому общее число расчетов всегда на единицу больше количества определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый; из третьего – второй и т. д.
Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь – качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат, степень эффективности использования финансовых ресурсов.
Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному экономическому показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору – на отчетный количественный фактор.
Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью приема, получившего название «элиминирование».
Элиминирование – логический прием, используемый при изучении функциональной связи, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных.
Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: первоначально изменяется один фактор, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т. д. при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.
Графический способ – прием, при котором применяют графики, являющиеся масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Этот способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации изменений в динамике, структурных сдвигов или других видов сравнения.
Выбор того или иного способа или приема определяется целью анализа, требованиями к степени детализации анализа, к точности результатов, характером взаимосвязи между показателями, характером аналитических задач.
Независимо от выбранных способов алгоритм решения практически любой аналитической задачи содержит приемы сравнения, группировки, балансовой увязки и графический, которые рассматриваются как способы обработки первичной, исходной информации.
Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.
Основными методами для анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия являются: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ коэффициентов, факторный. Рассмотрим эти методы подробнее.
Горизонтальный метод анализа. Данный метод используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:
Источник
Методологическая основа финансового анализа
Методомэкономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
изучение причин изменения этих показателей;
выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.
Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.
В совокупности метод и методика представляют методологическую основуэкономического анализа.
Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).
К качественным» (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:
— метод построения систем аналитических таблиц;
— метод построения систем аналитических показателей;
— метод экспертных оценок;
— психологические и морфологические методы и т.п.
Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного c помощью уже логических методов.
Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические и т.д.
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
— метод абсолютных, относительных и средних величин;
— анализ c помощью финансовых коэффициентов;
— метод экспертных оценок.
В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь c помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе c тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах и т.д.
Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д.
Если некоторые разновидности продукции обладают общим потребительским свойством, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю c помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Например, выпуск продукции консервного завода измеряется в ТУБах (в тысячах условных банок).
Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли; величина задолженности и др.
Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.
Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:
где П1 — значение абсолютного показателя в отчетном периоде;
П0 — значение абсолютного показателя в базисном периоде;
DП — абсолютное отклонение (изменение) показателя.
Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).
Относительные величины применяются в разных видах анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.
Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления:
1)представлен коэффициентом (база сравнения принята за единицу) или
2)выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.
Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.
1. Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению c предыдущим периодом времени. Относительные величины динамики могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу сравнения. Если мы умножим полученный коэффициент в долях единицы на 100%, то получим результат сопоставления в процентах.
Коэффициент динамики (в долях единицы).
где П1 — значение показателя в отчетном периоде;
П0 — значение показателя в базисном периоде.
Ответ на вопрос: «На сколько процентов изменился показатель в отчетном периоде по сравнению c базисным?» можно получить, рассчитав темп прироста (снижения). Эта относительная величина динамики исчисляется как разность между величиной темпа роста, выраженной в процентах и 100%.
Темп прироста (+), снижения (-) =
.
2. Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.
Удельный вес, ,
где Пi — величина отдельной части совокупности;
Пn — вся совокупность (целое).
3. Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношения между величиной заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходится на 100 или 1000 единиц другой части.
4. Относительные величины наглядности характеризуют peзультат сопоставления одноименных показателей, относящихся одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.
5. Другой вид относительных величин – это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. К ним относятся относительные величины интенсивности.В их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например, рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Например, оборачиваемость (отдача) собственного капитала – это отношение выручки от продажи продукции (товаров) к среднегодовой стоимости собственного капитала, а рентабельность продаж – это отношение прибыли от продажи к сумме выручки, полученной от продажи продукции. В числителе и в знаменателе этих коэффициентов разноименные показатели.
Итак, относительные величины – это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.
Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.
Средняя арифметическая величина определяется как отношение суммы всех значений на их количество. Средняя величина обозначается Af(x) – это сокращение от Average (средняя).
.
Но чаще всего средняя величина обозначается любой буквой, но обязательно c чертой наверху. Например или
.
,
где Xi – индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;
n –число единиц совокупности.
При расчете средней величины мы отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных составляющих частей совокупности и выражаем общие свойства, присущие всем частям совокупности. Среднее значение исключает воздействие индивидуальных причин и концентрирует закономерности, обусловленные общими причинами. Основным условием использования средней величины является качественная однородность совокупности, по которой исчислена средняя. Только при выполнении этого условия средняя величина отражает общее, типичное, закономерное, присущее всем частям анализируемой совокупности.
В анализе финансовой отчетности средние величины используются при исчислении многих показателей. Например, при определении средней величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности, или при определении средней величины запасов для анализа оборачиваемости материальных активов и др.
Существуют две категории средних величин: степенные средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и др.), а также структурные средние (мода и медиана). Выбор того или иного вида средней величины зависит от цели анализа, экономической сущности усредненного показателя и характера исходных данных.
В анализе финансовой отчетности обычно используется средняя арифметическая величина (простая и взвешенная) или ее разновидность — средняя хронологическая. Наряду c этими величинами могут также исчисляться и другие виды средних.
Представим формулы вычисления различных видов средних величин, наиболее часто применяемых в практическом анализе.
где Xi –индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;
n –число единиц совокупности;
ki – частота повторений индивидуального значения признака (его вес).
Структурные средние – это мода и медиана.
Мода – это средняя, получаемая путем установления наиболее часто встречающегося значения в совокупности данных. Определить моду можно только при достаточно большом количестве наблюдений и при условии, что одно из индивидуальных значений анализируемого признака у отдельных единиц совокупности повторяется значительно чаще, чем другие значения.
Медиана – это среднее, полученное путем выявления «центрального» значения в совокупности данных, расположенных в ранжированном порядке. Иными словами, медиана делит ряд данных пополам.
Метод сравнения- самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал:
— наличие начальной точки.
Оnиcаниe предполагает использование единственного дескриптора — опознавателя измеряемой характеристики объекта для каждой градации в шкале. Например, такими дескрипторами могут быть: «да или нет»; «есть или отсутствует»; «количество рублей» и т.п.
Порядок характеризует относительный размер дескриптора, например: «больше, чем», «меньше, чем», «равен». Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать «больше» или «меньше» для сравнения «покупателя» c «не покупателем».
Расстояние — это характеристика шкалы, показывающая абсолютную разницу между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Например, предприятие, которое прибрело три станка, купило на два станка больше по сравнению c предприятием, купившим один станок. Первое предприятие закупило оборудования «больше, чем» второе. «Расстояние» между шкалами в данном случае равно двум станкам.
Начальная точка. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало. Это может быть нулевая точка. Например, возрастная шкала имеет нулевую точку, связанную c рождением, но не все шкалы измеряемых свойств обладают нулевой точкой.
Вертикальный анализ — представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
— переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий c учетом отраслевой специфики и других характеристик;
— относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Вертикальный анализ баланса позволяет сделать следующее заключение: доля собственного капитала увеличилась на 0,6% пункта и составляет свыше 60% к балансу. На заемный капитал организации приходится 36,1% к концу года, и это на 0,6% пункта меньше, чем в начале года. Доля заемного капитала снизилась, в основном, за счет сокращения доли долгосрочных и краткосрочных кредитов.
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.
Один из вариантов горизонтального анализа баланса представлен в таблице 1.1.
Источник